2019-й без траншей МВФ. Реальность или коварная "страшилка"?
Аналитика
08.05.2019 18:12
Укринформ
Американская JP Morgan и швейцарская UBS прогнозируют Украине в этом году не получит денег Фонда. Почему "пророчества" появились именно сейчас?
Аналитики влиятельного американского финансового холдинга JP Morgan пришли к выводу, что Украина в этом году не получит ни одного из двух предусмотренных действующей программой сотрудничества с МВФ кредитных траншей (по $1,3 миллиарда каждый). Причины — мол, чрезмерная сфокусированность власти на парламентских выборах. А значит — риски торможения предусмотренных Меморандумом о сотрудничестве реформ и принятия популистских решений, одним из которых называют снижение цены на газ для населения. Подобные (отрицательные для нас) прогнозы содержатся и в заключении швейцарской глобальной финансовой компании UBS.
Отечественные эксперты считают, что, публикуя такие "пророчества" именно сейчас, UBS и JP Morgan (случайно или умышленно) оказывают "медвежью услугу" новоизбранному президенту и украинской власти и подрывают позиции правительства перед парламентскими выборами. В то же время, для появления таких оценок именно в начале мая есть и "объективные" основания — согласно утвержденному при подписании Меморандума графику сотрудничества, 15 мая определено датой первого пересмотра темпов выполнения программы с возможностью для Киева (в случае положительного решения МВФ ) получить второй транш. Может, в Фонде уже сделали выводы по итогам мартовского визита оценочной миссии в Украину? Впрочем, окончательное решение о продолжении сотрудничества Совет директоров Фонда, очевидно, будет принимать не только на основании отчета миссии. Ведь с марта ситуация несколько изменилась. В частности, Киев выполнил одно из главных условий Фонда — о создании Антикоррупционного суда. Уже избрано руководство ВАСУ (правда, судьи приняли решение о начале его работы с 5 сентября, а это несколько противоречит договоренностям про "старт" до конца июня). Также принято решение о снижении газовых тарифов для населения (что в МВФ могут считать нарушением договоренностей). В этой связи первоочередная задача правительства — убедить Фонд в объективности принятия соответствующего решения (как следствие снижения стоимости импортного газа). А для Фонда важно получить гарантии того, что в будущем (при изменении ценовой ситуации на европейских хабах) правительство не будет медлить и с принятием непопулярных решений о возможном повышении газовых тарифов. Какие же шансы достичь компромисса?
Положительное решение МВФ: аргументы "против" и "за"
"Мы не ожидаем выплат от МВФ в этом году — в основном из-за популистского подхода, невыполненных условий и решения правительства "либерализовать" цены на газ только в сторону понижения, одновременно вводя ограничение на повышение", — говорится в обнародованном JP Morgan исследовании рынков Европы и развивающихся стран. Еще об одной причине, которая, якобы, может помешать Киеву получить кредит, говорят эксперты UBS. Речь о пресловутой отмене Конституционным Судом статьи Уголовного кодекса о незаконном обогащении. Это действительно существенно ухудшило наши позиции — и не только на переговорах с МВФ, но и в отношениях с другими международными партнерами. Мировое сообщество восприняло это решение как торможение антикоррупционной реформы. Страны "Большой семерки" и Всемирный банк назвали это "значительным поражением в борьбе с коррупцией в Украине". Чтобы хоть частично "отбелить" себя, Киеву стоит не только выработать компромиссный законопроект (на основе нескольких уже зарегистрированных в ВР), который бы удовлетворил всех и мог набрать необходимое количество голосов, но и согласовать его редакцию с международными партнерами (в том числе и с МВФ). Также важно дать гарантии, что после возвращения уголовной ответственности за незаконное обогащение ее снова не отменят. А сделать это, очевидно, будет сложно. Тем более, в предусмотренные Меморандумом о сотрудничестве с МВФ сроки.
Вероятность того, что Верховная Рада примет изменения в антикоррупционное законодательство, которые бы "компенсировали" упомянутые законодательные потери, уже на следующей пленарной неделе, довольно мала. Хотя и и потеряно еще не все — при условии, что парламент не втянут в политические игры вокруг "необходимости" досрочных выборов или создания новой коалиции. Шанс принять соответствующее решение если не "до", то "во время" запланированного на май-июнь приезда очередной миссии МВФ остается. В швейцарской UBS это признают.
На успешный пересмотр программы stand by в мае рассчитывают и в команде новоизбранного президента. В этом представителей отечественного и зарубежного бизнеса недавно заверил эксперт ЗеКоманды Александр Данилюк. Правда, о том, как новый глава государства планирует ликвидировать пробелы в выполнении программы сотрудничества, советник Владимира Зеленского не рассказал.
Олег Устенко
“Антикоррупционная "повестка дня" была и остается главной предпосылкой сохранения активной фазы сотрудничества с МВФ, — напоминает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. — К сожалению, Украина полностью выбилась из графиков выполнения программы. Еще хуже, что по многим позициям мы даже не показали намерений двигаться в определенном направлении. Поэтому реакция Фонда на невыполнение соответствующих обязательств может быть довольно резкой — до торможения сотрудничества. И все же, надеюсь, до этого не дойдет".
Исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин настроен еще более оптимистично: "Я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы Украине отказали в получении следующего кредитного транша. Да, к выполнению условий Меморандума о сотрудничестве есть серьезные вопросы. Прежде всего — из-за отсутствия решения о восстановлении уголовной ответственности за незаконное обогащение и газовых тарифов. Однако, представители Фонда, убежден, согласятся на предложение украинского правительства о продлении до осени "тарифных" дискуссий (учитывая ценовую ситуацию). Что касается "антикоррупционной части", то у МВФ нет оснований сомневаться в настроенности новоизбранного президента добиться выполнения обещанного. Несмотря на некоторые нюансы, в целом на исправление ошибки настроены и в парламенте”.
Олег Пендзин
Еще одна из важных, но, по экспертным оценкам, пока "не убийственных" для планов Киева получить очередной транш наших "недоработок", — затягивание с принятием Верховной Радой закона о распределении полномочий по надзору за финансовыми посредниками (законопроект про "сплит" №2413a). Впрочем, согласно экспертным оценкам, договориться о переносе сроков его принятия к следующему пересмотру программы (15 ноября) будет несложно. При этом экономист Олег Пендзин рассчитывает, что успешно договориться о продолжении сотрудничества с Фондом Украины поможет общая атмосфера, тот фон, на котором будет происходить майский визит миссии МВФ в Киев. "Миссия приезжает, чтобы познакомиться с новым президентом и его командой, узнать их позицию относительно сотрудничества с Фондом и намерения придерживаться его рекомендаций. Руководство этого международного института всегда хорошо относится к новоизбранным руководителям государств и правительств стран-партнеров, которые получили вотум доверия от населения на ближайшие 4-5 лет. Поэтому не думаю, что и в случае с Украиной представители Фонда будут особо "придирчивы" к срокам выполнения тех или иных обязательств. Убежден: в МВФ готовы к принятию компромиссных решений", — заключает Пендзин.
Так ли страшна жизнь без транша?
И отечественные, и международные эксперты единодушны: "пережить" непростой для Украины (в частности, в финансовом плане) 2019 год довольно сложно. Если же говорить о среднесрочной перспективе, то обойтись без такого сотрудничества вообще почти невозможно. Ведь на 2019-2020 гг. приходится пиковая нагрузка выплаты внешнего долга по условиям реструктуризации, о которой в 2015 году правительство договорилось с международным клубом кредиторов. К примеру, в этом году мы, по данным Минфина, должны вернуть заимодавцам более 14 миллиардов долларов. Почти $9 миллиардов — платежи в иностранной валюте. "Причем, ближайший пик выплат приходится как раз на май, — напоминает Олег Устенко, — речь идет о $ 2 миллиардах, половину из которых должны выплатить таком серьезном кредитору как министерство финансов США".
"Но даже если очередной транш от МВФ не поступит в мае-июне, как рассчитывает украинское правительство, — фатальных последствий для страны не будет, — успокаивает Олег Пендзин, — у Украины достаточно валютных резервов для расчетов с кредиторами. Также в последнее время Минфину удалось привлечь значительный ресурс на рынке внутренних заимствований — путем выпуска ОВГЗ. Эти средства также пойдут на выплату прошлых долгов".
Но если речь пойдет о сворачивании сотрудничества с Фондом на длительный период, "запаса прочности" может и не хватить. В то же время эксперты убеждены: даже в условиях реализации наиболее пессимистичного сценария, сотрудничество Украины с МВФ будет продолжаться. "Власти удастся договориться или о пересмотре параметров старой программы — по крайней мере, с внесением изменений в графики ее выполнения, либо (что хуже и для Украины, и для МВФ) о новой — возможно, более длительной программе stand-by", — прогнозирует Олег Устенко. Эксперт считает, что "стартовые условия" для переговоров о новом Меморандуме будут намного лучше, чем предшествующие процессу подписания в декабре прошлого года ныне действующего соглашения. Поэтому перерыв в поступлении кредитных средств не будет таким, как во время предыдущего этапа "замораживания" сотрудничества Украины с Фондом (последний транш по предыдущей программе мы получили в апреле 2017 года, первый по новой — в декабре 2018-го. — Ред.) . Подготовка к подписанию новой программы, по прогнозам эксперта, продлится до конца августа-начале сентября. Тогда же можно рассчитывать и на получение первого транша в ее рамках. При этом Устенко не исключает вероятности того, что до конца года Украине удастся получить и второй транш.
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ