Site icon Полемика

$ 10 миллиардов от МВФ: условия возможного соглашения

$ 10 миллиардов от МВФ: условия возможного соглашения

Аналитика

12.09.2019 20:35

Укринформ

Международный валютный фонд может предложить Украине новую программу сотрудничества, рассчитанную на 3-4 года. Чего ждут взамен от Киева?

В Украине снова гостят представители Международного валютного фонда. До 26 сентября они будут знакомиться с нашими новыми членами правительства и главами других органов власти, изучать финансовые и экономические показатели, и главное — вести переговоры об условиях продолжения сотрудничества. В отличие от мая, когда миссия Фонда последний раз посещала Украину, и когда в окружении нового президента звучали разные мнения насчет перспектив продолжения сотрудничества с международным финансовым институтом, сейчас власть практически единодушна: дальнейшее сотрудничество с МВФ Украине необходимо (хотя будущая программа и может быть — как надеются в правительстве — последней). И как раз настало время серьезно поговорить об условиях такого взаимодействия. Ведь в мае никаких решений принято не было, и о возможных рекомендациях миссии широкой общественности не сообщали. Кроме разве что утешительного заявления главы миссии Рон ван Родена: «Эксперты МВФ пришли к выводу о реалистичности денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики Украины". Но, учитывая процесс смены власти в нашей стране, в Фонде тогда взяли паузу — ни о продлении действия действующей на сегодня 14-месячной программы сотрудничества stand by (принята в декабре 2018-го, объемом $ 3,9 миллиарда, $ 1,4 миллиарда из которых Украина уже получила), ни о возможности начала новой не заявили. Хотя и намекнули: Фонд готов к дальнейшему сотрудничеству, а насколько глубокому — будет зависеть от желания украинской власти и от ее первых шагов.


Рон ван Роден

За неполные четыре месяца в Украине многое изменилось: завершился период "избирательной турбулентности", избрана новая Верховная Рада, сформировано правительство, продолжается кадровое обновление на всех ступенях властной вертикали. В конце концов, Киев выполняет важные условия предыдущих меморандумов о сотрудничестве с Фондом, ликвидируя помехи, которые так и не позволили нам получить ни одного из двух запланированных на этот год траншей в $1,3 миллиарда каждый. Речь, в частности, о продлении либерализации газового рынка, запуске Антикоррупционного суда, возвращении ответственности за незаконное обогащение… Впрочем, еще не реализованных реформ, на необходимости которых в разное время настаивали в Фонде, тоже хватает. Какие же из них могут быть определяющими для утверждения новой (а вероятность получения траншей в рамках действующей, похоже, минимальная) программы сотрудничества?

Вероятные условия МВФ и украинские "козыри"

Перечень рекомендаций Фонда и обязательств, которые Украина брала на себя в рамках десяти (нынешняя stand by — "юбилейная") предыдущих программ сотрудничества с МВФ, фактически не меняется — по крайней мере, в последние годы. Это — обеспечение бездефицитности государственного бюджета и бюджета Пенсионного фонда, либерализация газового рынка, очищение банковской сферы, усиление борьбы с коррупцией, отмена моратория на продажу земли. В частности, действующая программа сотрудничества с МВФ предусматривает создание Антикоррупционного суда, предоставление НАБУ расширенного доступа к проверке электронных деклараций и вообще формирование эффективной антикоррупционной системы, реформирование Государственной фискальной службы, реформу небанковского сектора и принятие так называемого закона о "сплите". Некоторые из условий сотрудничества выполнены, некоторые — так сказать "в процессе", еще какие-то — продолжают "кочевать" из одной программы в другую. Среди них — норма об открытии рынка земли. В повестке дня переговоров Украина-МВФ она присутствует уже добрый десяток лет. Но пока это требование не было ключевым — находились более важные для Фонда вопросы. Теперь, похоже, пришло время, когда ее "вес" в общем кейсе переговоров существенно возрастет. Причем, инициировать ее перемещения на первые позиции в перечне обязательств может именно украинская сторона, для которой политическая воля (и конкретные поручения президента) к изменению положения дел в земельной сфере может оказаться большим "козырем". И, заодно, маневром, чтобы отвлечь внимание партнеров от пресловутого "тарифного вопроса", который был определяющим на переговорах, происходивших в Киеве ровно год назад, в сентябре 2018-го. Еще бы — по прогнозам Всемирного банка, открытие земельного рынка может привести к существенному ускорению темпов экономического роста — от 0,5% (умеренный переход) до 3% (стремительные реформы) в год. В "денежном выражении" это — более $ 4 миллиарда, что значительно превышает влияние на показатели бюджетного дефицита уже упомянутого вопроса "рыночных цен на энергоносители". И это крайне важно для власти, которая обещала избирателям снизить коммунальные тарифы и, в частности, реагируя на ценовую ситуацию на европейском рынке, последовательно давит на НАК "Нафтогаз", заставляя его снижать стоимость топлива.

Еще одним «козырем» Киева могут стать успешные расчеты с внешними кредиторами Украины (а на нынешний и предстоящий годы приходится пик этих выплат), и главное — с самим Международным валютным фондом. Ведь на днях Украина полностью рассчиталась с МВФ по программе stand-by 2014 года, выплатив $ 156 миллионов (в эквиваленте).

В “нашу пользу” и недавнее повышение влиятельным рейтинговым агентством Fitch Rating долгосрочного и краткосрочного кредитных рейтингов Украины. И, конечно же, общий фон, на котором все это происходит — единство власти (хотя с точки зрения политики и демократии к этому и "есть вопросы", для экономики такое единодушие — "то, что надо") и высокий уровень доверия к ней общества…

Возможны "камни преткновения" в ходе переговоров

О "хорошем" это — почти все. Далее — о возможных "траблах", которые могут испортить впечатление членов оценочной миссии МВФ от визита в приветливый осенний Киев и затянуть переговорный процесс.

1. Уже упомянутый вопрос тарифов.

Наведение порядка в сфере жилищно-коммунальных услуг — одно из традиционных требований МВФ к развивающимся странам. Для Украины этот вопрос особенно болезненный, ведь наше ЖКХ — одно из самых энергоемких в мире… И почему нам не повезло жить в солнечной Африке? А еще лучше — вовремя реформировать эту отрасль, как в соседней Польше. Но это — отдельный разговор (с упоминанием о нашей неготовности к "шоковой терапии" и о многомиллиардных европейских субвенциях для Варшавы). Нам приходится идти другим путем. На этом пути без установления рыночных тарифов для всех потребителей не обойтись. Вопрос только в том, когда это произойдет. В октябре прошлого года правительство, согласно договоренностям с МВФ, повысило цены на газ для населения почти на четверть. Следующее повышение планировалось на нынешний май — с тем, чтобы до конца года тарифы достигли рыночного уровня. Однако резкое снижение мировых цен на энергоресурс, начавшееся весной, спасло украинцев от роста цифр в коммунальных "платежках". Но если цены вырастут? А рано или поздно они вырастут… Власть так и не урегулировала вопрос. Делать это придется новому правительству. И несмотря на то, что премьер Алексей Гончарук уже несколько раз подчеркивал, что Кабмин не должен вмешиваться административными решениями в ценообразование, именно правительству, а не потребителям или поставщикам топлива, придется обсуждать этот вопрос с представителями МВФ. Правда, некоторые эксперты считают: у украинского правительства есть альтернатива. Ведь главное для МВФ — не сделать украинский беднее, заставив власть "осчастливить" их европейским уровнем оплаты за коммунальные услуги при сохранении далеко не европейских зарплат. Задача — обеспечить стабильность государственных финансов. И если Киев предложит собственный прогрессивный подход к достижению этой цели — МВФ вряд ли будет настаивать на немедленном повышении тарифов. При таких условиях на первый план в "энергетическом кейсе" могут выйти вопросы дальнейшего реформирования (анбандлинга) компании "Нафтогаз Украины". А с этим у нас не так уж и плохо — украинцам пообещали вот-вот представить соответствующую модель. О ее параметрах, вероятно, пойдет разговор и с гостями из МВФ.

2. Риски при формировании бюджета на следующий год.

Также традиционный вопрос переговоров МВФ со странами-кредиторами. Пока Украине почти всегда удавалось убедить представителей Фонда в способности обеспечить необходимые параметры (дефицит бюджета, не превышающий 3%). При этом, если по итогам года, которому предшествовали договоренности, бюджетные показатели и не выполнялись, то недовыполнение не было критическим.


Ярослав Жалило

"У Украины хороший опыт. В последнее время, за исключением кризисных 2014 и 2015 годов, мы имели неплохие (даже по мировым меркам) показатели дефицита бюджета. Тем более, что МВФ довольно жестко контролирует этот документ на этапе подготовки к окончательному голосованию в парламенте. Ведь речь идет об одном из ключевых индикаторов, который учитывают в Фонде и который Украина, как правило, наиболее последовательно и успешно выполняет", — напоминает президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило.

Кстати, проект бюджета-2020, очевидно, будет одним из первых документов, с которыми ознакомятся представители миссии МВФ, находясь в Киеве. Ведь, по закону, правительство должно представить законопроект на рассмотрение парламента до 15 сентября (учитывая, что 15-е — выходной, ждать первых сведений о макрофинансовых показателях будем уже в начале следующей недели).

3. (Гловное) Проблемы с выполнением бюджета-2019

За 8 месяцев 2019 года Украина недополучила почти двадцатую часть (5%) запланированных средств. С начала года в Госбюджет поступило чуть более 594 миллиардов гривень — вместо 625, как следовало бы. Об этом отчитались в Министерстве финансов. И подчеркнули: речь идет о недовыполнении доходной части сметы почти по всем налогам. Самый большой "недобор" — по НДС с произведенных в Украине товаров (13,5%), по доходам от рентной платы (15,6%), НДС по импорту (12,4%). Едва ли не главной причиной недовыполнения в Минфине называют высокий курс гривни. Напомним, нынешний бюджет сверстан из расчета среднего обменного курса 28,2 гривни за доллар, а средний курс за январь-август составил 26,6. И, поскольку на днях доллар "упал" ниже психологической отметки в 25 гривень, этот показатель может еще сократиться. Также, по данным Минфина, на доходы бюджета повлияли низкие цены на газ, запрет на ввоз в Украину угля и нефтепродуктов из России, сокращение отчислений от работы госпредприятий (80% плана).


Алексей Кущ

Правда, в правительстве рассчитывают: в последние месяцы года ситуация с наполнением госказны несколько улучшится. В частности, за счет активизации работы обновленной таможни и Государственной фискальной службы. Но ликвидировать "зазор" в несколько десятков миллиардов вряд ли удастся. Поэтому, очевидно, темы секвестрирования бюджета при общении с миссией МВФ не избежать. Хотя некоторые эксперты считают, что, так сказать, "неофициальный секвестр" шел и до этого — еще при Владимире Гройсмане. И частично ликвидировать дефицит средств, снизив его до более-менее "приемлемого" уровня, пока удается в том числе и за счет сокращения расходов. "Денег не добавляют на социальные — в том числе и защищенные — статьи бюджета, — считает экономист Алексей Кущ. — Один из примеров скрытого недофинансирования — сокращение более чем на 40% числа получателей жилищно-коммунальных субсидий. Также государство экономит на инфраструктурных проектах. К примеру, темпы освоения предусмотренных бюджетом 55 миллиардов гривень на дорожное строительство довольно «скромные». И это несмотря на то, что и у Гройсмана, и у Гончарука постоянно говорили и говорят о его приоритетности. Эксперты говорят и о частичном недофинансировании медицины и продолжении реформы судебной системы, а также ограничении дотаций аграриям (прежде всего, фермерам). Пока выплаты "притормаживают" неофициально. Но не исключено, что в октябре-ноябре правительству придется и в самом деле прибегать к секвестру. А это "баллов" на переговорах с МВФ, конечно же, не добавляет.

Вместо заключения: на что рассчитываем "на выходе"

Сделать окончательные выводы о соответствии Украины параметрам новой программы сотрудничества специалисты МВФ смогут только позже — после появления Программы действий правительства, которую Алексей Гончарук должен представить до конца месяца. Поэтому и эксперты, и министры прекрасно понимают: ожидать подписания окончательного соглашения ни в сентябре, ни в октябре не стоит. Речь идет о заключении staff agreement — предварительного соглашения с ключевыми параметрами будущей программы сотрудничества — с последующей доработкой деталей. По прогнозам НБУ, соглашение о новой программе расширенного финансирования с МВФ сроком 3-4 года удастся подписать до конца года. Ожидаемый объем — от $ 5 миллиардов до $ 10 миллиардов. Поэтому уже в начале января 2020 года Украина получит первый транш по этой программе — примерно $ 2 миллиарда.

Также договоренности с Фондом, как правило, положительно влияют на предоставление стране макрофинансовой помощи от ЕС и Всемирного банка. На днях, кстати, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба по итогам переговоров с вице-президентом Еврокомиссии Валдисом Домбровскисом сообщил: до конца года Украина получит второй транш в рамках программы европейской помощи — 500 миллионов евро.


Олег Устенко

Еще одним "побочным" следствием договоренностей с МВФ станет позитивный сигнал для международных финансовых рынков о снижении уровня рисков при кредитовании Украины. Отечественный Минфин будет увереннее чувствовать себя на рынке внешних заимствований и может рассчитывать — увы, на небольшое — снижение процентных ставок по будущим займам. Как напомнил советник президента Олег Устенко, "стоимость" денег, которые Украина при необходимости могла бы занять на международных финансовых рынках, — 9-10% годовых. Тогда как средняя ставка по кредитам МВФ — примерно 3% годовых. Правда, Устенко уверен: в краткосрочной перспективе Украине удастся удерживать макрофинансовую стабильность и без очередных траншей от МВФ. Но в дальнейшем без стратегического сотрудничества с Фондом не обойтись.

Кроме того, не стоит забывать, что подавляющее большинство реформ, на проведении которых настаивает Международный валютный фонд (даже болезненных для населения) в итоге должны пойти на пользу нашей стране — ее экономике, социальной сфере и политической системе.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ

Exit mobile version