Site icon Полемика

Остается всего неделя, чтобы договориться о газовом транзите

Остается всего неделя, чтобы договориться о газовом транзите

Аналитика

05.12.2019 21:52

Укринформ

13 декабря — крайний срок для подписания российско-украинского транзитного договора. Иначе придется нарушать законы Украины и ЕС

Анонсированный ранее на четверг, 5 декабря, очередной раунд трехсторонних газовых переговоров так и не состоялся. Хотя эту встречу в Брюсселе большинство экспертов расценили как решающую: мол, если она не принесет положительных сдвигов и не приведет к сближению позиций сторон, надежды на "прорыв" в течение недели, оставшейся до времени «ч», довольно призрачны. И все более реальной становится перспектива так называемого "нулевого транзита". Время "ч" — это 13 декабря. Крайний срок, до которого, согласно европейским правилам и отечественному законодательству, надо заключить новый контракт на транзит "голубого топлива" из РФ в Европу через украинскую ГТС. Иначе качать газ с 1 января не смогут: покупатели, транзитеры и потребители не успеют забронировать долгосрочные мощности для прокачки. Соответственно, не будет возможности юридически и технологически подготовиться к этому процессу.

Хотя есть и оптимисты: и при отсутствии конкретных договоренностей — более того, даже срыва консультаций — "хоронить" транзит рано. Учитывая, в частности, и на то, что впереди 9 декабря — дата политической встречи высокого уровня в рамках "нормандского формата", среди главных действующих лиц которой будут украинский и российский президенты. А поскольку "газовый" вопрос "с руки" Кремля уже давно стало политическим, окончательное решение могут принять именно тогда — в следующий понедельник. То есть, не спешите говорить "никогда". Это радует. Но беспокоит, как и раньше, вероятная попытка Кремля "привязать" рассмотрение вопроса транзита к основной тематике переговоров — установлению мира на Донбассе…

Итак, ключевые для будущего газового транзита / нетранзита даты известны:

9 декабря — 13 декабря — 1 января (когда с 9 утра по Киеву заканчивается действие нынешнего десятилетнего контракта).

Проанализируем новости, связанные с "газовой" темой. В частности, по позициям сторон — последних "козырей", аргументов и вероятности взаимных уступок …

Красные линии в вопросе "голубого" транзита

Не надо быть политическим экспертом, чтобы предвидеть: положительное для Украины (как транзитера) и Европы (как потребителя) решение о сохранении прокачки газа по нашей ГТС Путин будет пытаться оговорить уступками — не хочется заранее говорить слово "капитуляция" — в вопросе мирного урегулирования ситуации в Донбассе. Об этом пишут и говорят уже давно. Удастся ли предотвратить эти попытки?

ЧЛ (красная линия) №1: привязка газа к "Донбассу". Мир и транзит — отдельно

Украинская власть пока уверяет: "мухи и котлеты" в ходе парижских переговоров обязательно разделят. Хотя избежать обсуждения вопроса транзита, очевидно, не удастся. Собственно, в этом заинтересована и сама Украина. Ведь сохранение прокачки газа из РФ в Европу по нашей территории остается одним из экономических приоритетов.

"До сих пор мы получали от $2,5 до $3 миллиардов в год за транзит российского газа через Украину. "Северный поток-2" значительно ослабил наши позиции на переговорах. Хотя наши европейские партнеры утверждают, что это не политический, а экономический проект, позволю себе не согласиться. Для меня важно, что проблема газа сама по себе вопрос. Какими бы ни были пожелания обеих сторон, они никак не должны быть связаны с Донбассом. Хотя я не исключаю, что транзит газа также будет рассматриваться в "нормандском формате", — заявил президент Владимир Зеленский.

ЧЛ №2: Прямые поставки газа из РФ. Это что, четыре года "коту под хвост"?

Вместе с тем не все так однозначно с реакцией украинской стороны на попытки "Газпрома" "втюхать" нам идею прямых закупок российского топлива — как условие сохранения транзита. Общественность такими перспективами обеспокоена. Власть же сыпет "валерьяночными" заявлениями: мол, ничего такого не происходит, и в этом вопросе "ни шагу за" красные линии". Что-то вроде такого: "Есть переговоры о продлении транзита в ЕС, это переговоры, которые ведутся. Не существует отдельных переговоров о покупке газа в РФ. Мы будем делать все необходимое, чтобы рыночными методами обеспечить низкие цены на энергоносители, но точно не в ущерб национальным интересам". (Премьер-министр Алексей Гончарук).

При этом в прессе время от времени появляются сообщения, что это "вопрос изучают" и тема прямых поставок в повестке дня переговоров таки присутствует.


Алексей Оржель

Вспомним хотя бы брифинги министра энергетики и защиты окружающей среды Алексея Оржеля. Его заявления изрядно взбудоражили патриотическую общественность. В частности, активисты Движения сопротивления капитуляции считают, что возвращение к закупке "голубого топлива" в России будет преступлением "против государства, против людей, погибших на Майдане и на войне, и против будущего Украины". "Мы четыре года не закупаем российский газ и ни разу не было проблем — ни с политической зависимостью от поставщиков, ни шоу с отключением газа перед Новым годом. На практике доказано, что это было правильное решение", — говорится в заявлении общественного движения.

Между тем "Газпром" продолжает цепляться за идею прямых поставок своего ресурса в Украине. Ведь на предложенных Киеву 15 миллиардах кубометров можно неплохо заработать (ориентировочно — $3 миллиарда). Именно столько, сколько до сих пор российский монополист ежегодно платил за транзит нашей стране. Предложив же "с барского плеча" минимальные объемы прокачки топлива по нашей «трубе», российский газовый монополист рассчитывает тратить на транзит на порядок меньше. И таким образом остаться "в плюсе". Потому что сейчас компания — а с ней и Кремль — переживают неблагоприятные (в частности, финансово) времена. Ведь, начиная с марта, стоимость газа в Европе — крупнейшем ее потребителе (более 200 миллиардов "кубов" в год) — начала стремительно падать. И уже к концу августа достигла минимального за последние 10 лет уровня — $134-166 за тысячу кубометров. Эксперты объясняют это значительным предложением. Объемы поставок газа трубопроводами и танкерами (в частности, из США) постоянно растут. Таким образом, по сравнению с предыдущим годом "Газпром" теряет минимум по $60-90 на каждой тысяче "кубов". К концу года финансовый "недобор" может достичь, по разным оценкам, $10-14 миллиардов.

Хотя бы частично компенсировать эти убытки РФ и планирует за счет Украины. Правда, Москва наращивает и возможности прокачки топлива в страны Азии. К примеру, недавно в Кремле отчитались о введении в эксплуатацию газопровода "Сила Сибири" для поставок в Китай.

Также в последние дни Россия постоянно увеличивает объемы прокачки топлива в европейском направлении. В частности, и через украинскую территорию. По оперативным данным Укртрансгаза, в настоящее время "Газпром" увеличил транзит до 302 миллионов кубометров в сутки. То есть, наша "труба" работает фактически «на максимуме». Ранее показатель транзита российского топлива через Украину превышал 300 миллионов "кубов" только несколько дней в июле, когда "Газпром" останавливал на ремонт обе нитки "Северного потока". Безусловно, такая "транзитная активность" может свидетельствовать о том, что "Газпром" и не рассчитывает на подписание нового договора с Украиной. Поэтому и пытается сейчас "перестраховаться", чтобы после 1 января окончательно не разочаровать европейских потребителей.

ЧЛ №3: Отказ от судебных претензий к "Газпрому". "Понять и простить?"

Украина считает неприемлемым навязчивое "предложение" Москвы "отказаться от всех взаимных претензий в международном арбитраже и прекращение всех судебных разбирательств". Ведь "на кону" — не менее 22 миллиардов долларов, часть из которых Украина уже окончательно отсудила у РФ, а по остальным — имеет неплохие судебные перспективы. Тогда как все претензии к нам со стороны "Газпрома" — как говорится, "высосаны из пальца".


Юрий Витренко

"Мы готовы конструктивно рассмотреть предложения "Газпрома" по выполнению решений Стокгольмского арбитража и соответствующего мирового соглашения. Сейчас по окончательному и обязательному для исполнения решению Стокгольмского арбитража, "Газпром" должен заплатить "Нафтогазу" около $3 млрд. Нас устраивают деньги, но если "Газпром" хочет оплатить этот долг поставками газа, мы готовы рассмотреть такое предложение", — отметил исполнительный директор НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко.

Министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель также подтвердил, что украинская сторона может согласиться на погашение "газпромовского" долга, возникшего по решению Стокгольмского арбитража, не деньгами, а газом. "Здесь компромисс, который должны найти стороны. Это довольно большая сумма, оценочные объемы импорта на уровне двух лет. В идеале нам забрать деньги уже сейчас, но в таких больших взаимоотношениях надо искать компромисс, когда и сколько мы сможем забрать", — отметил чиновник .

В Украине также положительно оценивают результаты слушаний о признании и принудительном исполнении решения Стокгольмского арбитража, которые состоялись на днях в Амстердаме. "Слушания прошли успешно для нас. Поэтому ожидаем положительное решение суда, которое позволит приступить к реализации активов "Газпрома", которые мы раньше арестовали", — сообщил Юрий Витренко, прогнозируя, что окончательное решение судьи вынесут 25 февраля следующего года.

И рыбку съесть, и… удобно сесть. РФ хочет продавать газ дорого, а транспортировать — за бесценок

Накануне хозяин Кремля Владимир Путин и председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер назвали "очень высокими" предложенные Украиной тарифы на транзит газа в Европу. Мол, Россия не хочет платить дороже, чем это предусмотрено ныне действующим контрактом. В то же время — никакого упоминания о том, что, подписывая в 2009 году этот документ, стороны (собственно, как и сейчас) пользовались чисто политическим подходом, а не экономическим обоснованием. Затем Кремль несколько раз отвергал предложения Киева "осовременить" тариф. Наконец сделать это при заключении нового контракта — как говорится, "сам Бог велел"… К тому же, украинская сторона неоднократно подчеркивала: тариф будет зависеть от срока действия будущего контракта и предусмотренных им объемов транзита. Соответственно, если РФ согласится на предложенные Украиной и Европой сроки и объемы (ежегодную прокачку 40-60 миллиардов "кубов" в течение 10 лет), может рассчитывать на более выгодные для себя условия. Но пока Кремль продолжает настаивать на краткосрочном (1 год) контракте с минимальными объемами прокачки топлива.

Поэтому исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко советует "Газпрому" обратиться к украинскому регулятора с обоснованием необходимости снижения тарифа на транзит. он напомнил, что Украина внедряет европейскую методологию расчета тарифа, которая применяется в соответствии с европейским тарифным кодексом. "По этой методологии тариф должен соответствовать актуальным расходам оператора газотранспортной системы. Иными словами — расчеты транзитного тарифа, которые предоставили "Газпрому" и которые сейчас комментирует российская сторона, только покрывают скорректированные расходы оператора ГТС Украины, поэтому этот тариф никак не может считаться завышенным", — пояснил Витренко. По его словам, транзит должен быть экономически выгоден для всех сторон — украинской, российской, европейской… "Это если экономические аргументы для кого-то действительно важны", — добавил он.

Пока же российская сторона продолжает предпочитать не экономический, а чисто политический и геополитический подход к решению "газового вопроса". Изменится позиция Кремля с приближением 13 декабря? Узнаем об этом, очевидно, уже в следующий понедельник.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ

Exit mobile version