Site icon Полемика

В 2020-м Украина вряд ли получит “промышленный безвиз”. Но бороться – надо

В 2020-м Украина вряд ли получит “промышленный безвиз”. Но бороться – надо

Аналитика

24.12.2019 22:13

Укринформ

Если в Европе "автоматически" будут признавать качество украинской промпродукции, она станет и более конкурентной по цене

Президент Владимир Зеленский подписал Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уменьшения давления на бизнес со стороны органов рыночного надзора". Таким образом, снято последнее препятствие для начала переговоров о получении нашей страной так называемого "промышленного безвиза" (упрощенного, без дополнительной сертификации экспорта промышленных товаров в ЕС), о чем уже давно мечтает ориентированный на экспорт отечественный бизнес. Ведь такое соглашение должно облегчить доступ украинских товаров на европейский рынок, а также ускорить и удешевить процедуру их сертификации. Что особенно важно для малого и среднего бизнеса, для которых стоимость сертификации один из "факторов сдерживания" при выходе на рынки объединенной Европы. Свой "выгоду" от заключения соглашения получат и "простые" украинцы. В частности, благодаря улучшению качества, расширению ассортимента и снижению вследствие конкуренции цен на промышленную продукцию. Хотя с точки зрения обеспечения положительного для страны баланса внешней торговли на первом этапе действия договоренностей возможные и определенные проблемы…

Дорога к "промбезвизу": законодательные преграды преодолены

План действий по подготовке к подписанию Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции АСАА (Agreement on Conformity Assessment and Acceptance of Industrial Products) утвердили еще в далеком 2005 году. Позже эти намерения закрепили в статье 57 Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Документы подтверждают обязательства Киева привести отечественное законодательство в соответствие с европейскими нормами. Это же касается и стандартов качества и реформирования органов, осуществляющих контроль в этой сфере. Среди задач — и отмена ряда регуляторных режимов, которые не соответствовали европейским требованиям, что параллельно с подготовкой к подписанию АСАА способствовало и продвижению нашей страны в мировом рейтинге "Doing Business". Со своей стороны европейцы без дополнительных проверок должны признавать выводы украинских контролирующих (сертификационных) органов.

Правда, на первом этапе, Украина, как это часто бывает, ограничилась лишь констатацией намерений. И к 2014-2015 годам почти никаких конкретных шагов для достижения заявленной цели мы так и не сделали. Зато в 2015-2016-м отечественное законодательство в этой области начали стремительно реформировать. Ряд важных шагов пришелся и на 2018-й, когда, в частности, были утверждены технические требования к оборудованию. Таким образом, "домашним заданием" на 2019 год стали адаптация национального законодательства в части технических регламентов и оценки соответствия законам ЕС (приняли в июне) и упорядочение системы рыночного надзора (утвержден ВР 12 декабря).

Принятый парламентариями и подписанный главой государства Закон призван с одной стороны — снизить коррупционные риски в деятельности должностных лиц при проверках бизнеса, с другой — усилить защиту потребителей от попадания на рынок опасной непищевой продукции. Документ устраняет дублирование контроля по отдельным видам продукции и унифицирует разновидности проверок непищевых товаров, исключает злоупотребления; устанавливает четкие и прозрачные требования к инспекторам органов рыночного надзора и субъектов хозяйствования по перечню и срокам предоставления документов для (и по результатам) проверок. Вообще проверок станет меньше, они будут "узкопрофильными" (ориентированными на конкретные виды продукции). Зато ответственность (в виде штрафов) субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в сфере рыночного надзора будет усилена.

Как отмечается в "переходных положениях" документа, Закон вступит в силу через три месяца после публикации. То есть, ориентировочно в конце марта. И уже в I квартале следующего года в Украину, как ожидается, приедет предыдущая оценочная миссия ЕС, как предусмотрено дорожной картой для заключения АСАА.

Казалось бы, все очень просто — несколько подписей под Соглашением — и украинский бизнес "в дамках": может "заваливать" европейские рынки своей продукцией. Ведь она уже не будет требовать прохождения длительной, сложной и недешевой европейской сертификации. Поскольку, согласно документу, в Европе будут признавать заключения украинских сертификационных органов, маркировать проверенную продукцию знаком СЕ (прохождение сертификации в соответствии с европейскими директивами). Облегчения, по оценкам чиновников, будут касаться доступа на европейские рынки производителей 15-20% отечественного экспорта в страны ЕС (всего речь идет о 27 промышленных секторах, три из которых — "машины", "низковольтное оборудование", "электромагнитная совместимость" — вероятно, получат преференции уже на первом этапе действия Соглашения). А также — сотен потенциальных украинских экспортеров, которые по тем или иным причинам еще не рискнули выйти на рынки Евросоюза — в том числе и из-за сложности и значительной стоимости процедуры сертификации в ЕС. Но, оказывается, не все так просто. Пока, говоря о скором "промышленном безвизове", мы сами себя обманываем, пытаясь делить шкуру не убитого медведя. До подписания Соглашения АСАА, а тем более — до "пожинания ее плодов" — еще далеко. Из-за многочисленных организационных, технических проблем и даже ввиду некоторых “дипломатических” препятствий.

Дорога к "промбезвизу": впереди организационные и дипломатические тернии

Рассчитывать, что "промышленный безвиз" с Европой заработает уже в середине или к концу следующего года, конечно же, можно. Но для этого нужно быть очень большим оптимистом. С точки зрения реалиста, для завершения соответствующих процедур понадобится гораздо больше времени. Учитывая, в частности, и большой массив информации, которую должны проверить эмиссары европейских оценочных миссий, и неторопливость европейской и украинской бюрократий, и некоторые другие причины.


Люк Девинь

Скажем, отдельные представители ЕС "намекают": заключения АСАА Украине, мол, никто и не обещал. К примеру, об этом заявил недавно директор внешнеполитической службы ЕС, ответственный за “Восточное партнерство”, Люк Девинь.

Он, в частности, усомнился, что Евросоюз сможет в ближайшем будущем доверять украинским процедурам сертификации промпродукции — ввиду общего недоверия ЕС к нашей системе правосудия. "Вы ставите себя в сложную позицию: мол, если ACAA нет, то Украина проиграла. Зачем? И я могу еще раз четко сказать, что мы не обещали вам ACAA", — подчеркнул представитель ЕС.

В то же время торговый представитель Украины Тарас Качка напомнил, что такое "обещание" содержится в теле Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. "После проверки со стороны ЕС и соглашения о состоянии согласования соответствующего технического законодательства Украины, стандартов и инфраструктуры Соглашение ACAA добавляется как Протокол к этому соглашения по соглашению между сторонами в соответствии с процедурой внесения поправок к соглашению, которая будет охватывать такие секторы из списка в Приложении III к настоящему соглашению, которые должны быть гармонизированы" (статья 57 соглашения об ассоциации). Из этого следует: после выполнения Украиной необходимых для заключения АСАА условий, Еврокомиссия должна начать подготовку подписания документов.


Тарас Качка

Заставить европейцев выполнить свои обязательства — одна из задач украинской дипломатии. И, судя по информации отечественного внешнеполитического ведомства, в целом в Европе заинтересованы в достижении соответствующих договоренностей с Украиной. Ведь речь идет о дополнительных "миллиардах" от внешней торговли. Но это не значит, что все шаги в рамках этого процесса будут мгновенными. Судите сами: в апреле в Украине ждут лишь пред-оценочную миссию. И только по ее рекомендациям примут решение о дате приезда "полноценной" оценочной миссии. Это если выводы будут положительными, и Украина не получит дополнительных рекомендаций по готовности национального законодательства к заключению АСАА. Если же такие советы будут, процесс принятия необходимых законодательных изменений займет еще минимум несколько месяцев. Далее — приезд, собственно, оценочной миссии, неопределенное время для ее работы, выводов и подготовки представления в адрес Еврокомиссии. А только положительный вердикт этого института гарантирует переход переговоров в практическую плоскость. Само же согласования документа, очевидно, будет продолжаться еще несколько месяцев…

Хотя в этой связи, возможно, кто-то и скажет: ну ничего — ждали 14 лет, еще год или два подождем… И в этом действительно есть смысл — если украинцы не будут лишь сидеть, сложа руки, а используют "тайм-аут" для усиления позиций наших производителей как на внешних, так и на отечественном рынках. Речь, в частности, об обеспечении конкуренции, надлежащих качественных и ценовых параметрах товаров украинских производителей (а проблем здесь, среди прочего, добавляют нынешние события на валютном рынке, ведь стремительное укрепление гривни снижает уровень привлекательности отечественной продукции для зарубежного потребителя).

В то же время в так сказать "безвизовой эйфории" не стоит забывать и об "обратной стороне медали": в соответствии с соглашением АСАА, Украина должна облегчить и доступ продукции европейских производителей на свой рынок. И, учитывая "любовь" наших соотечественников к импортным промышленным товарам и ориентированность отечественных банков и небанковских финучреждений на потребительское кредитование"под импорт" (о чем писал Укринформ), это добавит проблем. И даже может оказаться, что на первом этапе внедрения "промышленного безвиза", мы не получим ожидаемого экономического эффекта, а наоборот — "проиграем". В частности, речь идет о "проигрыше", связанном с ростом отрицательного торгового сальдо страны (превышения объемов импорта над экспортом). Ведь, в отличие от украинских продуктов, которые уже завоевали авторитет в Европе, нашим промышленным товарам придется лишь отвоевывать место под "европейским потребительским солнцем". Зато украинские потребители, по привычке, чуть ли не молятся на товары, имеющие пометку "Made in EU". А упомянутая уже маркировка "CE" только облегчит попадания такой продукции на наш рынок.

Но и эта "беда" может нас многому "научить". В частности, в условиях конкуренции это будет способствовать повышению качества украинской промышленной продукции — как идущей на экспорт, так и товаров для внутреннего рынка. Поэтому, по большому счету, в итоге от введения "промышленного безвиза" Украина выиграет. Чем и можно объяснить такое настойчивое и последовательное желание руководства страны подписать с Европой АСАА — Соглашение о взаимном признании результатов сертификации промышленной продукции.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ

Exit mobile version