Site icon Полемика

С рынка АЗС «вытесняют» нелегалов: правда или PR, и что нам от этого будет?

С рынка АЗС "вытесняют" нелегалов: правда или PR, и что нам от этого будет?

Аналитика

14.01.2020 15:44

Укринформ

Укринформ — об анатомии незаконного автозаправочного бизнеса и о том, как потребителю распознать "левую" заправку

Правоохранители пресекли деятельность более 630 нелегальных автозаправочных станций — отчитались в Офисе генерального прокурора. Это — один из результатов нескольких недель борьбы с нарушениями на рынке оптовой и розничной торговли горюче-смазочными материалами. Всего Государственная налоговая служба, Нацполиция и СБУ провели более 2200 проверок. В частности, проверены "сигналы" о 1399 нелегальных АЗС. 377 из них "добровольно" прекратили деятельность, 559 — демонтированы принудительно, 463 — оформили лицензии, покинув "теневой" сектор. Из обращения изъяли 4000 тонн горюче-смазочных материалов на более чем 93 миллионов гривень. Столько же стоит конфискованное оборудования. К тому же, налоговики оштрафовали нарушителей почти на 100 миллионов гривень. И, как уверяют, это — "еще не вечер": сейчас правоохранители расследуют более 340 уголовных производств против самых злостных нарушителей отечественного законодательства.

Как было: десятки миллиардов — мимо государственного "кармана"

Казалось бы, ну что там лицензионные "копейки" для владельца автозаправки, который только на покупку и установку оборудования для незаконного бизнеса потратил десятки тысяч долларов, "занес" кому нужно "за место" и продолжает платить тысячи за "крышу" местным чиновникам и правоохранителям? Тогда как стоимость лицензии на производство или хранение горючего — "скромные" 780 гривень в год. 2 тысячи стоит лицензирования каждого места розничной торговли, 5 тысяч — оптового объекта. При отсутствии у лицензиата мест оптовой торговли горючим стоимость вдвое больше — 10 тысяч гривень. И это — выручка от продажи 300-400 литров горючего, от силы — 15 минут работы "непопулярной" АЗС… Но главная цель теневого дельца — не просто сэкономить на лицензии, а избежать уплаты налогов и сборов, обманув государство. На миллионы. А лучше — на десятки или сотни миллионов. По оценкам специалистов, за год в Украине нелегально сбывают до 500 тысяч тонн нефтепродуктов. Как следствие — на акцизных налогах государство ежегодно теряет до 10 млрд гривень. А нелегалы ​​тем временем экономят еще и на налоге на прибыль, земельном сборе, НДФЛ (поскольку персоналу платят неучтенных "кэшем"). Благодаря таким "мерам экономии" стоимость топлива на "левых" заправках на несколько гривень ниже, чем на официальных АЗС. Существенно экономят дельцы и на продаже контрафактного некачественного топлива. Что, среди прочего, сказывается на техническом состоянии автомобилей потребителей, которые — естественно — хотят сэкономить.


Нацполиция и СБУ провели более 2200 проверок

По оценкам специалистов, доля "черных" продаж дизельного топлива — 20% рынка, автогаза — 30-50%, в зависимости от региона. При этом официальные нефтетрейдеры, которые на днях принимали участие в совещании с участием премьер-министра Алексея Гончарука, оценивают долю нелегальных АЗС на отечественном рынке почти 25%. Жесткие меры, которые власти начали принимать "под елочку", безусловно, изменят ситуацию. Но полностью побороть "нелегальную топливную гидру", по мнению экспертов, пока не удалось. По крайней мере, еще нескольким сотням незаконных о объектов и их владельцам удалось избежать "облав". К тому же, многие затаился, рассчитывая, что о них забудут, и будет шанс восстановить деятельность — вроде того, как после масштабного "наезда" на игорный бизнес. Поэтому задача правоохранителей — не только демонтировать нелегальные АЗС, но и исключить появление на их месте новых. Правила функционирования рынка горюче-смазочных материалов, действующие чуть более полугода, позволяют делать это. Хотя, похоже, не обошлось и без определенных «перегибов», которые могут негативно сказаться на "белом" бизнесе…

Как будет: особенности национальной борьбы с незаконными АЗС

С нелегальными заправками в Украине боролись и раньше. Но борьба эта велась, в основном, "ни шатко ни валко". Да еще и напоминала попытки убить мифического змея, у которого вместо одной отрубленной головы вырастали три: не успевали правоохранители отчитаться о закрытии десятка нелегальных АЗС, как на их месте появлялись 20 новых незаконных заправок. И так в каждом регионе. Возможности "рубить головы" эффективнее появились после принятия в ноябре 2018 года изменений в законодательство об администрирования оборота, мест производства, хранения и торговли горючим. Документом не только конкретизированы "правила игры", но и введены жесткие меры воздействия на "черный" и "серый" сегменты рынка горюче-смазочных материалов. Цель — полностью вывести нефтегазовый рынок из "тени". 1 июля прошлого года новые правила вступили в силу. Речь идет, среди прочего, об усилении ответственности за нелегальные операции с горючим. Штраф за производство горюче-смазочных материалов без лицензии — 1 миллион гривень, за несанкционированные оптовую торговлю и хранение горючего — полмиллиона, розничную торговлю без получения разрешительных документов — 250 тысяч гривень. Правда, Верховная Рада решила увеличить переходный период, отведенный для приведения документации в соответствие с новыми требованиями, и отложила штрафы с прошлого июля сначала на 1 января, а затем — на 1 апреля т.г.. Главный аргумент — не "продолжить банкет" для нелегалов, а помочь адаптироваться к новым требованиям "белому" бизнесу, в частности агропроизводителям. Ведь вторым концом "законодательной палки" стало то, что после вступления закона в силу, иметь лицензии должны все, кто хранит бензин, дизтопливо и сжиженный газ — в том числе, и для собственных хозяйственных нужд. В том числе и мелкие фермеры. При этом, несмотря на разговоры об облегчении административных процедур и сплошную "диджитализацию", оформить "все как надо" у нас — еще та процедура… Процесс требует получения минимум 16 разрешений в пяти структурах. Это не говоря уже о финансовых затратах. Казалось бы, годичная стоимость лицензии на хранение топлива не такая уж и велика — 780 гривень. Тем более, что документ будет действовать пять лет. Но если прибавить к этому еще и другие расходы — в частности, строительство новых или приведения в соответствие с уточненным законодателем норм имеющихся мест хранения горюче-смазочных материалов, — изрядная "копеечка" набегает. Только за разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности придется заплатить от 8 до 25 тысяч гривень. К тому же, в Интернете находим немало предложений от посредников, которые берут на себя весь процесс оформления лицензий. С одной стороны, это — удобно для фермеров, которые не разбираются в юридических тонкостях и чиновничьих "рифах", с другой — дополнительно заберет из их карманов еще от 4 до 20 тысяч гривень. Словом, вроде бы и правильно, что "лес рубят", упорядочивая рынок, с другой стороны — почему-то первыми "полетели щепки" именно от хозяйственников… Поэтому не удивительно, что практически все аграрные объединения и ассоциации раскритиковали эту законодательную норму.

Между тем владельцы незаконных нефтебаз и автозаправок до последнего чувствовали себя довольно свободно. В частности, и потому, что без "отмашки" сверху местные власти часто закрывала глаза на деятельность "черных" точек продажи топлива, работавших иногда за 100-200 метров от помещений райадминистраций или горисполкомов. Или "кормилась" на этом (в компании с правоохранителями).


О закрытии незаконных заправок отчитываются и полиция, и налоговики

Сейчас — по инициативе правительства — за решение проблемы взялись вместе. О закрытии незаконных заправок отчитываются и полиция, и налоговики, и СБУ, и Офис генпрокурора, и местные власти. Надеемся, действительно речь идет о бескомпромиссной совместной борьбе, а не о попытке приписать себе "заслуги" другого ведомства …

И сам не покупаю, и другим не советую: поведение потребителей

Свой вклад в борьбу с незаконным оборотом бензина, дизтоплива и автогаза должны сделать и обычные граждане — и не только автомобилисты, но все, кому, как говорится "за державу обидно". Должны понимать: сэкономленные благодаря покупке "черного" и "серого" горючего 80-100 гривень за бак при нашем равнодушном созерцании превращаются в миллиардные прибыли нечестных дельцов, огромные потери для бюджета, дополнительные проблемы для «белого» бизнеса. Тем более, что во многих случаях от этого страдаем и мы сами — ведь некачественное топливо в конце концов (тьфу-тьфу) может вывести из строя автомобили слишком экономных и беспринципных потребителей. Поэтому специалисты советуют не просто избегать таких заправок, но и информировать об их существовании органы правопорядка и хозяйственного контроля. В частности, можно написать жалобу в региональные структуры Государственной налоговой службы или обратиться в местные подразделений Госпотребслужбы Украины.

Признаки нелегальной АЗС:

  • работники АЗС / АГЗС не выдают фискальных чеков;
  • выданный чек содержит информацию, что касса работает в тестовом режиме;
  • на АЗС / АГЗП нет уголка потребителя, в котором должна быть информация о владельце, ценах на топливо и документы о качестве продукции.
  • ограниченный ассортимент продаваемого на АЗС топлива (как правило, "левые" станции торгуют только дизтопливом и автогазом или низкооктановым бензином).
  • слишком "привлекательные" цены — на 2-3 гривни за литр отличаются от стоимости бензина, автогаза и дизтоплива на соседних "точках".
  • автозаправка или автомобильный газозаправочный пункт (АГЗП) расположены вплотную к жилым домам или административным зданиям (офисам, ТЦ, школам, детсадам и т.п.).
  • топливом торгуют с автоцистерн, канистр, в неприспособленных складских помещениях, гаражах и т.д.
  • на АЗС / АГЗС отсутствуют средства пожаротушения.
  • Также обратите внимание, что в Украине создана интерактивная карта нелегальных заправок, на которой отмечены почти 1200 незаконных объектов розничной торговли горюче-смазочными материалами.

    Почти полтысячи из них, по данным составителей карты и их "резидентов" на местах, работают и поныне — уже после отчетов правоохранителей о прекращении деятельности сотен таких объектов по всей стране. При этом эксперты считают, что этому Интернет-ресурсу удалось собрать информацию далеко не обо всех нарушителях. По оценкам специалистов, в Украине минимум полторы тысячи таких объектов. В региональном разрезе явными лидерами по числу обозначенных на карте незаконных заправок стали Киев и Запорожье — 182 и 168 объектов соответственно.

    Что касается перспектив, то премьер-министр Алексей Гончарук заверил: борьба с нелегалами не прекратится. Пока все "теневые" схемы на рынке нефтепродуктов не будут ликвидированы. А причастных — обязательно привлекут к ответственности. Избавившись от теневой доли рынка, легальные трейдеры смогут увеличить объемы продаж. Больше оборот — больше возможностей для снижения цен. (Ну, правда, это в теории… Но есть же и АМКУ). Поэтому при реализации взвешенной антимонопольной политики в сфере оптовой и розничной торговли топливом, его стоимость на официальных АЗС, вероятно, уже скоро снизится.

    Следующим шагом должна стать столь же масштабная проверка отечественной добычи углеводородов и предприятий по нефтепереработке. Ведь именно из-за неупорядоченности этой сферы на нелегальные АЗС и текут реки "не обремененной акцизами" и некачественной “бодяги”.

    Владислав Обух, Киев

    По материалам: Укринформ

    Exit mobile version