Три недели карантина: украинцы меняют стратегию покупок
Аналитика
12.04.2020 12:50
Укринформ
Пасхальная корзина-2020 пока дешева, но непосаженные огороды еще ударят по карманам. И это не единственные новости с потребительского рынка
Карантин карантином, а Пасха – это святое. Хоть как, а украинцы будут праздновать его традиционно – за столом, несмотря на то, что полки магазинов порой выглядели… непредсказуемо в течение последних недель. За один только чеснок, без которого не наваришь холодца, не приготовишь домашние колбасу-буженину, просят под 300 грн за кило! Хотя в целом пасхальная корзина в этом году, по подсчетам аналитиков, будет довольно недорогой. Но это далеко не все. Потребительское поведение украинцев меняется – порой очень неожиданно. Оказывается, например, масок и дезинфекторов мы уже нахватались, спрос на все это падает. А вот рынок товаров длительного потребления – снова пошел в рост
Как яйца обвалили всю корзину
Стоимость пасхальной корзины днях подсчитал сервис доставки продуктов Zakaz.ua (сотрудничает с крупнейшими розничными продуктовыми сетями Украины). Аналитики интернет-площадки проанализировали цены на популярные продукты пасхальной корзины в апреле и оценили общую стоимость минимального праздничного набора. Если предположить, что для домашней пасхи могут понадобиться яйца, соль, сахар, цукаты, изюм, дрожжи, молоко, мука, сметана и сыр кисломолочный, стоимость главного блюда праздника получается небольшой. «По сравнению с прошлым годом подешевели соль (на 31%), яйца (на 42%) и изюм (на 20%), подорожали творог (на 14%), сметана (на 8%), цукаты (на 2%). Цены на муку, сахар и молоко остались на том же уровне, что и в 2019 году», – озвучивает результаты исследования PR-менеджер сайта Анастасия Кучнева. И в целом в 2020 году пасха обойдется хозяйкам от 132 грн до 200 грн, что всего лишь на 6% больше, чем в прошлом году.
Кроме пасок-пирожков, в корзину украинцы обычно кладут буженину, сало и сыр, а это традиционно самая затратная часть бюджета на праздник. И в этом году средняя стоимость килограмма буженины составила 155 грн (99 грн в 2019-м), сало стоит немного дешевле (например, сало – 51 грн за 0,5 кг против прошлогодних 53 грн), а вот твердый сыр поднялся в цене в среднем на 25%.
Яблоки в зависимости от сорта подорожали на 30-55%: в 2019-м их можно было купить по 8-10 грн за кг, а сегодня не найдете дешевле 18 грн/кг. Но погоды они не делают. И в результате средняя стоимость корзины составит 553 грн (+5%), тогда как в 2019 году она обходилась в 527 грн. Хотя накануне Пасхи стоимость продуктов может еще вырасти.
В прошлом году ситуация была совершенно иной по сравнению с 2018-м – тогда за год только молокопродукты подорожали на 20-70%, сообщал Zakaz.ua. Домашний кулич подорожал на 12%, потеряли в цене только яблоки и яйца. Странная ситуация – обычно в Украине любой кризис и колебания валют моментально выливаются в рост потребительских цен.
«А в этом году по нашим подсчетам пасхальная корзина подорожала максимум на 1,5%. Почти всю корзину «обвалили» яйца, подешевев на 26%, – рассказывает исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. – Все остальное, если и подорожало, то незначительно». То, что очень выросло в цене в конце марта, в пасхальную корзину не кладется: туалетная бумага, крупы, имбирь-лимоны. И, по словам экономиста, по большому счету, она прямо не отражает ситуации на рынке, которая довольно интересна.
Все будет недорого, но недолго
Проще всего объяснить, почему так демпингуют птицеводы. В январе на Винничине хозяйства поразил птичий грипп, объясняет Олег Пендзин, тысячи кур пошли под нож, а Европа сразу закрылась от украинского птичьего мяса и яиц. «Рынок закрылся полностью, а кур не заставишь прекратить нести яйца. Резко вырос их объем на внутреннем рынке», – говорит он. То, что в Украине бешено выросли в цене определенные категории продуктов, не более чем карантинная паника. «Продуктов в стране достаточно. «Золотые» лимоны и имбирь – полный идиотизм», – возмущается эксперт. Во всем мире продукты очень падают в цене вследствие пандемии и Украина – не исключение.
Олег Пендзин
«Причина проста – резко снизился спрос на продовольственные товары среди заведений общественного питания, закрытых на карантин. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), лидеры среди подешевевших продуктов – масло и сахар (-28-30%)», – объясняет Пендзин. Зерно потеряло в цене 7-8% – спроса нет. Поэтому пока никаких причин переписывать ценники каждый день у украинских супермаркетов нет. А вот дальше (сентябрь-октябрь) может быть похуже.
«Если не сможем засеять-засадить огороды, представьте, что произойдет с рядовым украинцем. Собственных моркови, капусты, свеклы, картофеля не вырастят», – говорит Пендзин. По его словам, 98% украинского картофеля выращивается в домохозяйствах населения. Каждый год производится в среднем 18 млн тонн. Если в этом сезоне не удастся, дефицит будет огромным, как и проблемы правительства, когда население создаст спрос на аграрную продукцию, который раньше удовлетворяло самостоятельно. «Аграрные холдинги свои проблемы решат. А вот огромное количество граждан физически не смогут добраться до своих участков, поскольку не ходит общественный транспорт, – описывает ситуацию Олег Пендзин. – А в мае-июне сажать поздно».
Когда закончится карантин, спрос на продовольственные товары восстановится, считает эксперт. «Он резко вырастет, будем иметь большие проблемы с продуктами в мировом масштабе, последствия будут негативными», – говорит он. А вот экономический эксперт Максим Праздников в этом не уверен: потребительские настроения изменятся. «Люди начали серьезно экономить и очень вероятно, что режим потребительского выжидания продолжится и после карантина, пока, возможно, во второй половине года (хотелось бы в это верить) экономика вернется в нормальное русло», – говорит он.
По словам Праздникова, накануне карантина в Украине сложилась довольно необычная ситуация: в первые два месяца года, можно сказать, отсутствовала инфляция. Лишь небольшой рост цен в январе и дефляция в феврале, цены падали на все. В годовом измерении в определенный момент инфляция стала меньше чем 2,5%. В марте тенденция продолжилась, подорожание товаров было ограниченным вплоть до карантина, рассказывает Максим Праздников. Сейчас правительство уже изменило прогноз инфляции — речь уже идет о том, что она достигнет 10% и более по результатам года.
Максим Празников
«Сейчас есть кризис спроса и предложения одновременно: спрос падает, потому что люди потеряли доходы, а предложение – потому что не работает часть предприятий и целые отрасли, – объясняет эксперт. – Дальше все очень зависит все от того, как долго и в каком формате продолжится карантин». Если еще несколько месяцев – вопрос, сможет ли дождаться средний бизнес. «Очевидно, в май войдем в карантине, возможно, хотя бы в середине месяца закончится. От этого очень зависит, кто выживет на рынке, какими будут инфляция и цены не только на продукты, но и на все», – говорит Праздников. Может случиться, что возобновят работу далеко не все предприниматели, и тогда те, которые откроются, в определенном смысле будут снимать сливки. «Они долго терпели убытки и будут компенсировать их, зарабатывать дополнительные деньги», – считает эксперт.
Медтовары покупают реже, пасхальный бум не наступил, а рынок возвращается к традиции
По данным маркетплейса Prom.ua украинцы еще не привыкли, но активно учатся покупать продукты питания онлайн. Количество онлайн заказов продуктов на этой площадке выросло на 22% по сравнению с неделями до карантина. Поэтому на маркетплейсе даже запустили отдельный раздел, собрав все продукты питания в одном месте – своеобразном «онлайн-гастрономе». Всего за неделю в нем побывало уже около 50,4 тысячи посетителей. В основном, сообщают специалисты сайта, люди покупают онлайн кофе, чай, крупы, макароны, пряности и приправы, шоколад, конфеты и орехи. Новым трендом в таких покупках стал заказ диетических продуктов, фруктов и ягод, сыров и растительного масла. В среднем на продукты тратят по 470 грн. Обычно в этот период украинцы начинают готовиться к Пасхе. Но сейчас спрос на пасхальные товары, говорят, значительно ниже, чем в прошлые годы.
Вообще карантин очень изменил привычки покупателей. Последние 5 лет больше всего украинцы покупали в интернете одежду, обувь и аксессуары. В начале карантина на первом месте среди самых популярных категорий товаров на маркетплейсе были медицинские товары: в первую неделю карантина покупатели сделали более 88 тысяч заказов на маски, антисептики, медицинские перчатки. “Сейчас спрос на эти товары стихает. Их покупают, однако число заказов снизилось на 56%,” – комментирует Лилия Овчинникова, руководитель пресс-службы Prom.ua. Зато сейчас возвращается спрос на одежду, технику и электронику, снова возросло количество заказов на технику и электронику (36%), товары для дома и сада (58%), спортивные товары (48%), а также на детские товары и товары для хобби (на 77% и 41% соответственно). Активно покупают саженцы, рассаду и другую сельскохозяйственную продукцию. Увеличили спрос на подержанные вещи.
“Во время карантина украинцы стали чаще покупать друг у друга, потому что не хотят тратить лишнего и покупают товары, которыми не планируют пользоваться постоянно. Например, обустраивая временный домашний офис. Также увеличилось количество товаров, которые люди выставляют на продажу”, – рассказывает Андрей Здор, руководитель гиперпространства объявлений IZI.ua
Татьяна Негода, Киев
По материалам: Укринформ