Site icon Полемика

Состояние госфинансов: на чем заработаем и как будем одалживать

Состояние госфинансов: на чем заработаем и как будем одалживать

Аналитика

08.05.2020 17:36

Укринформ

Обобщаем сведения о недоборе налогов и сборов, падении потребительского спроса и новых подходах к сотрудничеству с МВФ

По данным Государственной казначейской службы, украинский бюджет за первые четыре месяца 2020-го недополучил 23,5 миллиарда гривень. С одной стороны, к подобным “провалам” в начале года стране не привыкать. К примеру, в прошлом году недовыполнение в этот период также было значительным – более 16 миллиардов гривень. Но… В отличие от 2019-го, когда экономические процессы во втором и третьем кварталах активизировались, что позволило в определенной степени компенсировать как указанный недобор, так и новое падение в конце года, теперь на подобный сценарий рассчитывать не приходится.

О причинах напоминать излишне: болезненные удары финансового кризиса, усиленные коронавирусной пандемией с ее “карантинной неопределенностью”.

Прогнозы вероятных последствий такого “двойного удара” меняются чуть ли не ежедневно. Но даже по самым оптимистичным оценкам, экономическое падение в Украине по итогам года составит 3,5-4%. Это если мы успешно выйдем из карантина, избежим последующих волн COVID-19, не потеряем позиций на основных экспортных рынках и сможем занять из разных источников минимум $20-25 миллиардов, чтобы залатать бюджетные дыры. Умеренный сценарий – “минус” 7-8% ВВП. Пессимисты же предрекают 10-11-процентное падение. То есть, может оказаться, что и в этот раз, как и после кризиса 2008-2009 годов, Украина окажется в списке стран, на которых деструктивные мировые процессы скажутся больше всего. Как смягчить удар? Анализируем финансовые новости и обобщаем прогнозы.

Занимать – не зарабатывать. Но при нынешних обстоятельствах – тоже трудно

Нехватка бюджетных поступлений, по данным Госказначейства, на основных расходах бюджета пока не сказалась. Несмотря на опасения ввиду существенного ухудшения ситуации на внешних и внутренних рынках займов, – из-за “коронавирусных” выжиданий и потери инвесторов, снижения доходности и падения доверия к украинским ценным бумагам, – Минфину удается вполне успешно действовать в этой сфере. В общий фонд бюджета за январь-апрель привлекли 108 миллиардов “кредитных” гривень – 84% запланированного на этот период. В нынешних условиях показатель довольно приличный, – говорят эксперты. Тем более, что в первые недели карантина Министерство финансов вообще не рисковало проводить аукционы по продаже украинских ОВГЗ. Теперь же активно возвращает утраченное – к примеру, за две последние недели удалось привлечь в бюджет более 20 миллиардов гривень. Правда, речь идет в основном о краткосрочных и довольно дорогих – более 11% годовых – ссудах.

Получить доступ к более дешевому кредитному ресурсу Украина рассчитывает благодаря подписанию очередной программы сотрудничества с Международным валютным фондом. Но последние новости с переговорной площадки “Киев — МВФ” добавили неопределенности. Скажем, накануне появилась информация, что Украина и МВФ изменили договоренности относительно формата будущего сотрудничества. Теперь речь идет не о трехлетней Программе расширенного финансирования (EFF), а о Программе Stand-by, которая предусматривает меньшие объемы финансирования и рассчитана лишь на полтора года.


Иванна Владкова Холлар

Также в Фонде подтвердили, что с 1 мая в рамках плановой ротации (а не каких-то интриг) сменился руководитель миссии в Украине. Вместо нидерландца Рона ван Родена ее возглавит гражданка Болгарии Иванна Владкова Холлар.

Чего же ждать от таких пертурбаций?

Киев – МВФ: Коней на переправе не меняли. Просто “перепрягли”

О пересмотре подходов к переговорам с Украиной в четверг сообщил директор пресс-офиса МВФ Джерри Райс. Одно из объяснений – “учет беспрецедентной неопределенности вокруг экономических и финансовых перспектив, а также необходимости сосредоточить приоритеты политики на новых сроках защищенности и стабилизации”. Довольно обтекаемо. На практике же это означает, что Украина может получить меньше денег, чем рассчитывала. Зато будут предоставлять транши быстрее. И, очевидно, без дополнительных требований. Поэтому в Министерстве финансов настроены довольно оптимистично: “переговоры с Международным валютным фондом удастся завершить до конца следующей недели”. То есть, никакого дополнительного времени для ознакомления, оценки и прочей “раскачки” не понадобится. Более того, в финансовом ведомстве уверяют: и об уменьшении суммы займа, на которую рассчитывает Киев (минимум $8 миллиардов в 2020-2023 годах) речь не идет.

“Не искать "зраду” и спокойно ожидать скорого завершения переговоров об открытии новой кредитной линии (ведь в условиях коронавирусного форс-мажора Фонд пересматривает подходы к сотрудничеству со всеми реципиентами) просит украинцев заместитель исполнительного директора МВФ Владислав Рашкован. По его словам, получить $5 миллиардов от МВФ в 2020-2021 годах по программе stand-by даже легче, чем по программе EFF. К тому же, эти средства легче направить непосредственно в бюджет, на что, прежде всего, рассчитывает Киев. Ведь ситуация с нашими золотовалютными резервами относительно стабильна (почти $26 миллиардов), чего не скажешь о Госбюджете, дефицит которого, согласно внесенным недавно изменениям, достигает 300 миллиардов гривень. “Такие программы не направлены на структурные реформы. На начальном этапе они рассчитаны на помощь странам в финансировании расходов на медицину, на формирование адекватной кризису монетарной и фискальной политики, на сохранение финансовой стабильности, а затем – на помощь в сокращении бюджетного дефицита”, – объясняет Рашкован. К тому же, договоренности с МВФ открывают Украине доступ к другим финансовым рынкам. То есть, в итоге речь пойдет о возможности получения в 2020 году такого ресурса:

  • Программа Stand-by от МВФ $3,5 миллиарда (+$1,5 миллиарда в 2021 году).
  • Bilateral финансирование от других стран, привязанное к программе МВФ: $400 миллионов.
  • Программа DPL Всемирного Банка: $1 миллиард.
  • Средства Всемирного банка на помощь системе здравоохранения: $150 миллионов.
  • Макрофинансовая помощь от ЕС второй транш $600 миллионов.
  • Новая макрофинансовая помощь от Евросоюза: $1,3 миллиарда.
  • В целом это – почти $7 миллиардов для поддержки нашей страны в этом году – эквивалент примерно двух третей ожидаемого бюджетного дефицита.


    Владислав Рашкован

    Летом 2021 года Украина, по словам Владислава Рашкована, может начать подготовку к получению новой программы расширенного финансирования EFF. Но это уже будет зависеть от потребностей страны и от результатов внутренних дискуссий о целесообразности продолжения сотрудничества с Фондом. Ведь, как известно, все больше наших политиков приобщаются к раздуванию “антиэмвээфовских” настроений.

    Внутренние финансовые резервы. “Нафтогаз” – наше все?

    Одним из неприятных “звоночков” – последствий короновирусных ограничений стало увеличение дефицита Пенсионного фонда. Для обеспечения выплат Фонд существенно наращивает объемы займов с Единого казначейского счета. Только по итогам апреля его задолженность перед ЕКС выросла на 3,6 миллиарда гривень. А впереди еще май – стартовый месяц ежегодной индексации пенсий. По данным Центра анализа публичных финансов и публичного управления Киевской школы экономики, с начала года фактический дефицит ПФ достиг почти 8 миллиардов.

    1. Существенный недобор поступлений от ЕСВ

    Объемов ЕСВ (единого социального взноса) пока недостаточно для пенсионных выплат. Очевидно, здесь сработали как прямые освобождение от обязательности уплаты ЕСВ, так и общая остановка деятельности многих бизнесов. Следовательно, невыплата заработной платы – отсутствие взносов в Пенсионный фонд.

    И к гадалке не ходи – по результатам мая ситуация с вкладами только ухудшится. Ведь, во-первых, парламент планирует освободить предпринимателей-“упрощенцев” от уплаты взноса еще и до конца этого месяца (соответствующий законопроект принят в первом чтении 30 апреля). Поэтому объемы уплаты ЕСВ не вырастут – даже после ослабления карантинных ограничений. Во-вторых же, по данным ассоциаций и объединений предпринимателей, по меньшей мере 12-15% бизнесов уже закрылись и не вернутся к работе после карантина. А темпы регистрации новых предприятий в апреле снизились по крайней мере вчетверо.

    2. Другие налоговые и таможенные поступления

    Вряд ли можно рассчитывать и на существенный рост поступлений от других налогов и сборов. Существенный недобор доходов от Государственной налоговой службы и особенно – от таможни – был еще до карантина. Как писал Укринформ, в январе-феврале Украина не смогла заработать 18 миллиардов гривень, на которые рассчитывала. И хотя в марте ситуация несколько улучшилась, по итогам хозяйствования в апреле-мае "недобор", очевидно, увеличится минимум вдвое. Ведь "наибольшее потрясение украинская экономика испытывает во II квартале 2020 года. По прогнозу НБУ, в апреле-июне экономика сократится на 11% в годовом исчислении, уровень безработицы вырастет до около 12%, а рост зарплат остановится”, – говорится в ежеквартальном Инфляционном отчете Национального банка.

    И лишь во втором полугодии, по прогнозам, возможно постепенное восстановление экономики. Это если не будет новых форс-мажоров.

    Вряд ли стоит мечтать о существенном росте поступлений и от таможни. Ведь снижение потребительского спроса скажется на объемах импорта, а следовательно – и на уплаченных за него налогов и сборов. Отдельная тема – снижение поступлений от растаможки энергоносителей, – значительной части украинского импорта – а в последнее время они изрядно подешевели.

    3. Работа госпредприятий

    От планов масштабной приватизации, которая могла бы пополнить бюджет на несколько миллиардов гривень, государство – ввиду неблагоприятной конъюнктуры – также отказалось. Очевидно, нельзя рассчитывать и на дополнительные поступления от хозяйственной деятельности госпредприятий. Во-первых, из-за финансового кризиса и коронавирусного карантина результаты их работы, безусловно, ухудшатся. Во-вторых, для того, чтобы поддержать коллективы в трудных условиях, правительство решило оставлять им больше заработанных денег. Согласно утвержденному 6 мая постановлению, начиная с 1 января, госпредприятия должны отчислять в бюджет 80% чистой прибыли, вместо 90% как было раньше. А для НАЭК "Энергоатом", "Международный аэропорт "Львов" и "Международный аэропорт "Борисполь" норму отчисления части чистой прибыли вообще снизили до 30%.

    В правительстве, очевидно, рассчитывают, что в случае углубления проблем с бюджетными поступлениями, “спасительной палочкой“ для нас станет финансовый ресурс НАК “Нафтогаз Украины". На последнем заседании Кабинета министров даже решили отдельно заслушать отчет руководителя госхолдинга Андрея Коболева о наполненности “финансовых закромов” предприятия. Глава правления НАК рассказал, что сейчас на счетах “Нафтогаза” 7 миллиардов гривень, 1,74 миллиарда долларов и 340 миллионов евро. По нынешнему курсу – в целом примерно 63,5 миллиарда гривень. "В любой момент, когда будет решение акционера (правительства. – Ред.) об уплате дивидендов, эти средства могут перечислить в Госбюджет”, – заверил Коболев. По словам же премьер-министра Дениса Шмыгаля, львиную долю денег "Нафтогаза", которые компания заплатит в бюджет в виде дивидендов, направят на прокладку дорог и на реконструкцию и строительство приемных отделений больниц.

    До конца года украинская экономика, по прогнозам НБУ, должна оправиться от кризиса. И в 2021-м по мере экономического восстановления наши с вами заработные платы снова будут повышаться, а уровень безработицы постепенно вернется к докризисным 8-9%. “Ожидается, что потребительские настроения полностью восстановятся. А частное потребление в 2021-2022-м будет расти темпами 5-7% в год”, – отмечают в НБУ.

    Владислав Обух, Киев

    По материалам: Укринформ

    Exit mobile version