Site icon Полемика

“Перемирие” на овощном фронте. Как избежать новых “жертв”

“Перемирие” на овощном фронте. Как избежать новых “жертв”

Аналитика

05.05.2020 17:28

Укринформ

Есть ли шансы сохранить урожай тепличных овощей и спасти фермеров от банкротства, а потребителей — от недостатка витаминной продукции?

Еще недавно пользователей соцсетей и телезрителей время от времени шокировали кадры демонстративного уничтожения фермерами и крестьянами-единоличниками своих огурцов, редиса, молодой капусты, грядок лука, салата, другой зелени. Всего того, что из-за карантинных ограниченийи фермеры не смогли доставить потребителям. При этом речь шла только о верхушке "айсберга": сотни, а то и тысячи производителей "без свидетелей" уничтожали выращенную продукцию — сгребая в компостные ямы, выбрасывая в лесопосадках, просто перепахивая грядки. Тогда как городские жители в пик сезона овощей закрытого грунта вынуждены были покупать витаминную продукцию по "зимним" ценам. Причем в основном импортную. Даже в такие трудные времена поддерживая чужую — в основном, турецкую — экономику. Причина — разорванные коронавирусным карантином цепочки сбыта тепличной продукции, закрытые в течение нескольких недель рынки (80% всей плодоовощной продукции в Украине сбывается именно там), отсутствие государственной поддержки фермеров овощеводов и адекватных нынешнему форс-мажору шагов по госрегулированию.

Возобновление работы рынков и надежды на будущее ослабление карантина хоть немного ободрили производителей. Но достаточно ли этого для сохранения потенциала отрасли?

Кто теряет, а кто наживается на проблемах

По самым скромным подсчетам, украинские крестьяне в этом году потеряли до трети выращенных в теплицах ранних овощей. В лучшем случае часть урожая «повезло» отдать за копейки перекупщикам, которые, похоже, сумели воспользоваться ситуацией с большой для себя выгодой. К примеру, если в прошлом году в апреле первую капусту у крестьян брали по 35 гривень за килограмм, то в этом году производителям платили не более 10-15. Меньше чем по 10 гривень за кило покупали огурцы. Редис — по 5-8 гривень (а на Херсонщине кое цены опускались даже до 2-3 гривень за килограмм).

При этом из-за отсутствия конкуренции со стороны рынков стоимость овощной продукции в супермаркетах снижалась медленно. Хотя, кроме падения закупочных цен, подешевело и топливо. А значит — снизились транспортные расходы. К тому же, отсутствие конкуренции со стороны рынков обеспечила больший спрос и большую скорость оборота продукции в магазинах — товар не залеживался. Тоже — большой «плюс» для продавцов. Но цены оставались стойкими, как "оловянные солдатики".

К примеру, неделю назад в одном из ближайших столичных магазинов покупал огурцы по 25 гривень за килограмм, в воскресенье такие же стоили больше 40. Редиска была по 11 сейчас — почти по 14. Стоимость томатов вроде осталась на прежнем уровне. Но! "Калиновские" помидоры стоят 58-68 гривен за кило (в зависимости от сорта), а турецкие — 41! Понятно, что наши "лучше, популярнее, душистее", меньше обработаны химией для хранения. Да и себестоимость выращивания овощей в солнечной Турции, конечно же, ниже. Но почему цена отличается только в полтора раза? Турецкие же томаты надо было еще и привезти и таможенные платежи за них заплатить… А теплицы в Калиновке — в нескольких десятков километров от столицы… Выяснить, на каком этапе делают такие бешеные накрутки, трудно — "коммерческая тайна" …


Теплицы в Калиновке — в нескольких десятков километров от столицы

То есть, кто-то же получает на зелени-овощах неплохие прибыли. А производители тем временем стонут. Ведь у фермеров нет оборотных средств для подготовки почвы под следующие урожаи — например, высадки рассады баклажанов или перца. К тому же, для тысяч украинских семей — это еще и потеря основного источника доходов. Ведь, например, на Закарпатье, Херсонской области, вблизи мегаполисов есть целые деревни, "заточенные" на выращивание тепличных овощей. Обычно проданный в период с конца марта до середины мая урожай обеспечивает половину годовых доходов местных домохозяйств. Вместо этого отечественный потребитель, фактически не имея альтернативы импорту, активно поддерживает своей гривней турецких, македонских, азербайджанских, нидерландских, испанских фермеров. По данным Новой таможни, с начала года в Украину завезли три раза больше, чем в этот же период в прошлом году, огурцов, вдвое больше капусты и лука.

Как поддержать родных производителей…

С одной стороны, ситуация объективна. Несмотря на то, что в Украине появляется все больше современных тепличных хозяйств и фермеры все настойчивее осваивают технологии интенсивного выращивания овощей и зелени, в общем пока они могут обеспечить продукцией собственного производства только 20% (50% — в пик сезона) внутреннего рынка. Остальное же Украина импортирует. Но сейчас — не декабрь или февраль. Именно в этот период своей продукции достаточно. Какие же рецепты спасения?

1. Запрет экспорта?

В предыдущие годы отраслевые эксперты предлагали вводить сезонные квоты и ограничения на импорт тепличных овощей. При нынешних обстоятельствах аргументов в пользу такого шага, казалось бы, гораздо больше. Однако, эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин считает, что именно таким образом вмешиваться в ситуацию государстве как раз и не стоит. Ведь, как бы мы ни относились к этому, именно цена импорта служит верхней границей стоимости украинских продовольственных товаров. "Импорт, как правило, входит в страну по довольно высокой цене. Если отечественный производитель продает свой товар дешевле, на его продукцию при любых обстоятельствах будет спрос. Если же производитель, поставщик и продавец начинают раскручивать "ценовой маховик", такой товар будет неконкурентным по сравнению с импортным", — отмечает экономист в комментарии Укринформу. По его словам, примером может служить ситуация с гречкой. Цены на нее росли, пока не начались поставки из Казахстана. То же самое и с картофелем. В прошлом году в августе, в период уборки урожая, его стоимость повысилась настолько, что стало выгодно завозить картошку из Беларуси. Поэтому именно импорт предотвращает попытки разбалансировать те или иные продовольственные рынки, ограничивая аппетиты наших производителей, посредников и продавцов. То есть, введение новых заградительных пошлин в этой сфере — не выход.

2. Создание фермерских кооперативов?

Некоторые эксперты советуют власти (прежде всего, местной) организовать разрозненных фермеров и единоличников, предложив им кооперацию и "выход" на супермаркеты. Но такой вариант требует времени. Ведь ритейлеры вряд ли захотят сейчас разрывать действующие договоры с крупными производителями. Ведь, помимо прочего, они гарантируют регулярные объемы поставок продукции, чего не смогут обеспечить такие фермерские "конгломераты". Также благодаря поставке оптовых партий можно получить более выгодную (если в итоге не для потребителей, то, по крайней мере, для продавцов) цену. Продукция же небольших хозяйств разная по качеству и ризносортовая. Поэтому ритейлеры, если и будут ее брать, то с большим дисконтом на "отбраковку" — не меньше 15-20%. Что делает такие закупки невыгодными для производителей. Поэтому пока в работу фермерских кооперативов включаются более крупные производители, которые обрабатывают сотни гектаров земли. "Между тем, — обращает внимание Олег Пендзин, — из-за проблем со сбытом выращенной продукции во время карантина пострадали, в основном, мелкие и микрохозяйства, которые и раньше не могли сотрудничать с ритейлерами. Ведь для крупных сетей не выгодно иметь дело с фермером, который выращивает 500-600 килограммов овощей, тогда как они ежедневно сбывают по 15-20 тонн такой продукции. Поэтому едва ли не единственной площадкой, где они могут продавать свой товар, остаются сельскохозяйственные рынки. 270 таких базаров в Украине уже открыли. Думаю, это поможет мелким фермерам".

3. Базары и выездная торговля?

В перспективе же, по словам Пендзина, поддержать производителей и потребителей местные власти могут путем организации выездной торговли — специализированных ярмарок сельхозпродукции. Но с этим нам, очевидно, придется подождать — из-за невозможности соблюдения карантинных норм на таких временных торговых площадках.


Семен Крамаренко

Более того, как отмечает в комментарии Укринформу исполнительный директор Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Семен Крамаренко, далеко не во всех регионах фермеры могут торговать и на стационарных рынках. Иногда — из-за чрезмерных требований по обеспечению эпидемиологической безопасности. К примеру, когда местная власть не только требует от владельцев торговых площадок гарантировать безопасность здоровья граждан, но и усиливает так называемые "инвестиционные условия", о которых не вспоминала годами. Скажем, рынок в Херсоне закрыли из-за того, что в одном из его зданий не провели дополнительный водопровод и Интернет. Ни один рынок не работает в Луцке, что даже привело к протестам местных предпринимателей и фермеров. "Считаю, вместо того, чтобы "наказывать" и закрывать рынки из-за несоблюдения в такие трудные времена "инвестиционных условий", местные власти могли бы сами способствовать выполнению таких задач. Ведь речь идет об обеспечении качественной и дешевой продукцией местного населения", — говорит Крамаренко. И констатирует: несмотря на решение правительства об открытии рынков, большинство фермеров — где по объективным, а иногда и по субъективным причинам — все еще не могут сбывать свою продукцию. Добавляет проблем отсутствие общественного транспорта. Работникам и потенциальным потребителям овощной продукции трудно добраться до базаров — к примеру, если условиям работы во время карантина на целый областной центр отвечает только один рынок…

4. Онлайн-продажи?

Некоторые из фермеров тем временем освоили альтернативные пути реализации. Речь идет, например, об онлайн-доставке через заказ в социальных сетях. В частности, уже почти месяц в Украине действует проект "Открытый рынок" — социальная онлайн-платформа для поддержки небольших сельхозпредприятий. На специальном интерактивном сайте фермеры могут разместить информацию о своей продукции, а потребители — легко ее найти. Использование платформы бесплатное. Но, к сожалению, — прежде всего, из-за проблем с логистикой, — далеко не все украинские производители могут эффективно торговать онлайн. Поэтому, по прогнозам Семена Крамаренко, окончательно уладить ситуацию с производством и сбытом овощной продукции можно будет только после полного (или почти полного) выхода страны из карантина. Но все ли хозяйства выживут к тому времени и смогут вовремя позаботиться о следующем урожае, прогнозировать трудно. "Однозначно в следующем сезоне многих из нынешних производителей мы уже не увидим", — делает неутешительный вывод исполнительный директор УПОА. По словам Крамаренко, отраслевые ассоциации готовят предложения по смягчению влияния нынешнего форс-мажора на отрасль. Но на внедрение новых программ и механизмов нужно время. Речь идет как о самой бюрократической процедуре обсуждения и принятия решений, так и об алгоритмах их реализации на практике.

5. Компенсация потерь аграриев из бюджета?


Олег Пендзин

Уже сейчас эксперты довольно скептически оценивают возможности государства каким-то образом компенсировать потери тем, кто вынужден был уничтожить выращенный урожай. "К примеру, государство должно компенсировать крестьянам потери вследствие гибели посевов озимых (в этом году — "минус" 15% площадей). Но денег на это нет. Думаю, что и 4 миллиарда гривень, предусмотренных в бюджете на поддержку агропроизводителей, в итоге найти не удастся. Дай Бог, чтобы аграрии получили хотя бы часть этой суммы. Ведь бюджет сверстан с дефицитом в 300 миллиардов гривень. Поэтому ситуация очень сложная. Даже если большим агропредприятиям выплатят часть положенных компенсаций, малый бизнес такой возможности не будет вообще", — говорит Олег Пендзин.

6. Дешевые кредиты?

В то же время, по мнению отраслевых экспертов, фермеры могут участвовать в предложенных государством программах дешевого кредитования. Но и с этим есть проблемы. Поскольку, как правило, такие хозяйства не имеют имущества для обеспечения залога. Если "зерновые" фермеры могут частично решить эту проблему благодаря своей технике, то теплицы (особенно установленные на арендованной земле) банки считают рискованным "неликвидом".

Итак, мы снова возвращаемся к "старой песни" о необходимости обеспечения сбалансированной господдержки отечественных производителей. В частности, активизации капитальных инвестиций из госбюджета на развитие современной тепличной инфраструктуры. Такие программы действуют в большинстве стран. В том числе и в тех, чью овощную продукцию мы потребляем. А отсюда — и уровнем конкурентности их продукции. В частности, и низкая цена. При этом для сравнения: в Украине только чуть более 400 гектаров современных тепличных комплексов для интенсивного выращивания овощей и зелени в закрытом грунте. В соседней Польше — более 1000 гектаров таких площадей. А в небольших Нидерландах — более 6000 гектаров! Поэтому рассчитывать на какой-то существенный прогресс в трудное 2020 год Украине, очевидно, не стоит.

…И потребителей "не обидеть"

Зато "на коротком шаге" государство, по мнению экспертов, должно более активно влиять на ценовую ситуацию на рынке продовольствия — по крайней мере, во время карантина. "Мы рады, что избавились от государственного регулирования как "совкового" пережитка. В то же время, к такому регулированию в той или иной мере продолжают прибегать во многих "цивилизованных" странах с давними рыночными традициями", — говорит Олег Пендзин. — Сейчас в Украине якобы вводят госрегулирование стоимости ряда «социальных» продуктов. Но это — не полноценное регулирование, а лишь "информирование об изменении цен". Которое никого ни к чему не обязывает. Пока у нас, по образцу европейских странах, не введут ограничения торговой наценки на продукты, ситуация на потребительском рынке существенно не изменится".

Еще один вариант удешевления отечественной овощной продукции — а значит, и больших объемов ее продажи по сравнению с импортом — снижение налога на добавленную стоимость, "добавляющего" к цене продуктов еще 20%. "К примеру, одна из директив Европейского Союза предусматривает, что НДС на продовольственные товары устанавливают национальные правительства на уровне от 5 до 7%. И это — одна из причин того, что, например, в Испании украинское растительное масло дешевле, чем "дома". В свое время я интересовался у налоговиков, почему так? На что получил ответ: "у нас нет механизма администрирования налога на добавленную стоимость отдельно для промышленных и продовольственных товаров". Тогда как во всем мире он есть. То есть, "изобретать какой-то велосипед" не надо — стоит лишь перенять опыт. Но для этого нужна политическая воля", — заключает эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ

Exit mobile version