Site icon Полемика

“Зеленый тариф”: Кабмин сделал предложение, от которого (не) возможно отказаться…

» src=»https://polemika.com.ua/wp-content/uploads/2020/05/f754550c7c2deaae14aaff252e3e166c.jpg» alt=»“Зеленый тариф”: Кабмин сделал предложение, от которого (не) возможно отказаться…» width=»100%» />

“Зеленый тариф”: Кабмин сделал предложение, от которого (не) возможно отказаться…

Аналитика

19.05.2020 20:04

Укринформ

Оцениваем шансы на достижение компромисса, который должен спасти от коллапса украинскую энергетику

Кабинет Министров на переговорах с инвесторами в строительство и эксплуатацию объектов альтернативной энергетики предложил окончательный проект Меморандума о взаимопонимании. Документ станет основой будущих законодательных изменений, регулирующих деятельность предприятий " зеленой энергетики в Украине. Поскольку именно нормы действующего законодательства о “зеленом тарифе”, как считается, стали одной из причин дисбалансов на отечественном энергорынке.

Владельцы крупнейших объектов солнечной и ветровой энергетики определяются, стоит добровольно соглашаться на снижение одного из самых высоких в Европе “зеленых тарифов”, время готовиться к судебным арбитражным противостояниям с государством, которое на законодательном уровне гарантировала защиту инвестиций в возобновляемую энергетику и многолетние тарифные преференции для этого сегмента. Потому рассчитывать на сохранение статус-кво, когда ВИЭ-энергетика бесконтрольно наращивая мощности, “кладет на лопатки” всю энергосистему, похоже, не приходится.

Владельцам ВИЭ предлагают отказаться от сверхприбылей

Сейчас, по закону, государство должно выкупать весь ресурс, сделанный “альтернативными” электростанциями, и платить за него в 3-10 раз больше, чем за электричество, произведенное на атомных (АЭС), гидро (ГЭС), гидроаккумулирующих (ГАЭС) и тепловым (ТЭС) электростанциям. А в условиях нынешнего падения спроса на электроэнергию – прежде всего, со стороны промышленных потребителей, – это приводит к принудительному ограничению мощностей традиционной энергетики, в частности, до остановки блоков АЭС и общего подорожания электроэнергии в Украине, тогда как во всем мире она дешевеет. О чем также писал Укринформ.

Проект Меморандума предусматривает снижение “зеленого тарифа” для солнечных электростанций на 25%, для ветроэнергетики – на 12,5% без продления сроков действия тарифа по заключенным ранее договорам. Это касается всех имеющихся мощностей, а также новых солнечных электростанций (СЭС), введенных в эксплуатацию до 1 июля 2020 года, и ветровых электростанций (ВЭС), которые присоединят к сети до 1 июля 2021-го. При этом владельцы и инвесторы, которые не успеют до тех пор ввести новые объекты в эксплуатацию, уже не смогут рассчитывать на гарантированный выкуп энергии по специальному тарифу. Сбывать ресурс они смогут лишь через аукционы по продаже квот на поддержку производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В качестве “пряника” для принявших предложение правительства и добровольно согласившихся на снижение тарифа – отсрочка ответственности за небалансы (нехватка или перепроизводство энергии по сравнению с задекларированными мощностями) с текущего года на 2022-й. Тех же, кто откажется подписывать Меморандум, начнут штрафовать уже в ближайшие месяцы.

В поисках взаимопонимания: тернистый путь

Подходы к возможным уступкам власти в вопросе “зеленого тарифа” разные. К примеру, “ветровики” более гибкие. Ведь предложенное им снижение тарифа не такое значительное. Им дают больше времени для ввода в эксплуатацию новых объектов. При этом на переговорах с властью они имеют дополнительный “козырь”: в отличие от солнечной энергетики, чьи мощности нельзя использовать как балансировочные (рост-снижение производства при пиковых нагрузках или в условиях профицита энергии), ветровая может выполнять эти задачи. К тому же, шансов на развитие ветроэнергетики в ближайшее время, очевидно, будет больше. Ведь Национальный план действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 года “в части ветра” не выполнен. Тогда как с введением в эксплуатацию солнечных мощностей наоборот – давно перевыполнен.

Внутри сообщества производителей солнечной энергии – свои “водоразделы”. Между крупными инвесторами и мелкими. Владельцы небольших мощностей, например, опасаются подвоха – когда крупные просто переждут период “охоты на зеленых ведьм”, а вот они вынуждены будут сворачивать производства. Таким образом, ВИЭ-толстосумы избавятся даже от такой незначительной конкуренции. И через своих лоббистов во власти снова вернут высокий тариф. Уже только для себя, как это не раз бывало в монополизированных сегментах украинской экономики. К тому же, возможности обжалования вероятных (в случае неподписания Меморандума) односторонних действий власти по ограничению “зеленого тарифа” в национальных судебных инстанциях и в международных арбитражах в крупных и мелких производителей – как небо и земля – разные.

В поисках взаимопонимания: шансы

Где же в таких условиях искать баланс интересов? Чтобы и инвесторов не обидеть (иначе – вынуждены будем на много лет забыть о капиталовложениях в другие отрасли экономики). И потребителей не заставлять в разы переплачивать за электричество (что сделает и без того не слишком конкурентоспособную украинскую продукцию еще менее конкурентной). И деньги из Госказны на дотации не выбрасывать. И на остальных сегментах отечественной энергетики второпях (до полного – но постепенного перехода на альтернативные виды энергии) крест не поставить. Большинство экспертов считают: это возможно лишь благодаря компромиссам и добровольному согласию инвесторов и владельцев ВИЭ-мощностей “придержать свои аппетиты”.

Дело в том, что “зеленый тариф” как элемент поддержки развития альтернативной энергетики себя исчерпал. Поскольку утверждался из других экономических, а главное – технологических предпосылок. И, прежде всего, был призван компенсировать значительную себестоимость солнечных панелей и ветровых энергоустановок. По сравнению с 1997-м и 2008-м (когда принимали соответствующее законодательство), и даже с 2013 годом (с тех пор как действует “привязка “зеленого” тарифа к евро), технологии ушли далеко вперед. Себестоимость установки оборудования в расчете на произведенный киловатт энергии снизилась в разы. А тариф – в частности, и из-за существенной девальвации гривни – только растет. Таким образом, гарантируя владельцам мощностей сверхприбыли, а государству значительные убытки. По расчетам, в этом году объем выплат производителям ВИЭ возрастет до 45-48 миллиардов гривень. Таким образом, производя лишь 6-8% электричества, владельцы объектов “зеленой” энергетики положат в карманы 20% оборота электроэнергорынка! При этом при себестоимости генерации солнечной энергии примерно в 2 гривни (7 евроцентов) тариф на нее – 15 евроцентов. Неплохая рентабельность. Тогда, как, к примеру, на одном из крупнейших европейских рынков электроэнергии – немецком – СЭС получают за киловатт энергии лишь 4,7 евроцента, что едва превышает себестоимость. Втрое дешевле, чем у нас!

По теме:  Тепло и солнечно: прогноз погоды на 10 апреля

По мнению экспертов, и сами владельцы ВИЭ-мощностей прекрасно понимают, что на отечественном энергорынке немало нестыковок и перекосов. Но далеко не все готовы к уступкам. Мол, почему мы должны отказываться от прибылей, от содержания энергообъектов в надлежащем состоянии, от достойного обеспечения своих коллективов, когда само государство гарантировало, что до 2030 года всю электроэнергию, произведенную с использованием альтернативных источников, будут выкупать по фиксированным тарифам, привязанным к евро (Закон Украины “Об альтернативных источниках энергии”)?

Если же государство попытается “ломать” инвесторов “через колено” и односторонне снижать тариф или ограничивать объемы выкупа на рынке энергии от ВИЭ, шансы проиграть споры в международных арбитражах довольно высокие. А это – многомиллиардные компенсации из Госбюджета. Пример тому – Испания, которая после 2009 года столкнулась с подобными проблемами. И взялась “задним числом” регулировать вопросы “зеленого тарифа”. Как следствие – против страны подали более 40 международных инвестиционных исков. Больше десятка уже удовлетворили в пользу инвесторов. Испанское правительство обязали выплатить владельцам ВИЭ-мощностей $1 млрд компенсаций. С другой стороны – судебные разбирательства затягиваются на годы. И это – вдруг что – позволит Украине выиграть время. Но улучшит ли это ситуацию на отечественном рынке сразу же – не факт. То есть, мы можем ни проблему “в перспективе” не решить, ни от хлопот “на коротком шаге” не избавиться…

В поисках взаимопонимания: экспертные оценки

По теме:  Суд рассматривает очередное обжалование национализации ПриватБанка

Медля с решением, государство, которое не имеет возможности полностью платить производителям по “зеленому тарифу”, по мнению Рябцева, все глубже будет увязать в ловушке неплатежей. До конца года задолженность увеличится, по разным оценкам, до 40-50 миллиардов гривень. При этом речь идет о долгах перед коммерсантами, чья деятельность как раз и привела к уменьшению надежности работы энергосистемы! “Как на меня, подходы к урегулированию должны базироваться исключительно на национальных интересах и интересах граждан Украины, а не нерезидентов, основным вкладом которых в нашу экономику было строительство электростанций не там, где они нужны, а там, где это выгодно самим “инвесторам”. При этом рассчитывали и продолжают рассчитывать на сверхприбыли в размерах, которых нет нигде в мире”, – считает эксперт. Те инвесторы, которые “пришли в Украину всерьез и надолго”, кто вкладывает средства в производство, в долгосрочные проекты, это понимают, объективно оценивают ситуацию и готовы работать в нашей стране. Поэтому, по прогнозам Рябцева, они должны согласиться на распределение нормы прибыли и на то, что получат эти деньги не в ближайшие год-два, а за 3-5 лет. “И если речь идет о спекулянтах, которые просто пришли, чтобы “собрать сливки” и “слинять”, о фирмах-однодневках, зарегистрированных в оффшорах, то с ними государство должно действовать жестко. Объясняя, что такое национальная безопасность, энергетическая безопасность и национальный интерес. Если “инвесторы” не согласятся, то их должны попросить отсюда уйти, в дальнейшем не допускать в Украину и не особо об этом сожалеть”, – убежден Геннадий Рябцев.

Вместе с тем, в случае отсутствия компромисса между государством и ВИЭ-производителями, по мнению экспертов, есть и несколько “альтернативных” вариантов развития событий. К примеру:

  • Постепенное повышение стоимости электроэнергии для всех потребителей. Следовательно, разница между обычным и “зеленым” тарифом “естественным образом” сократится. Денег на компенсацию этой разницы потребуется меньше. Но это – априори непопулярный шаг. Поэтому в правительстве такую вероятность (по крайней мере, до местных выборов) отвергли.
  • Ускорение перехода к торговле квотами на производство альтернативной энергии через аукционы. Таким образом, владельцев ВИЭ заставят конкурировать между собой. Ведь многолетние контракты будут получать те, кто будет продавать ток по фиксированной, более низкой, чем у конкурентов, цене. Необходимый для применения этого механизма Закон уже принят.
  • “Маневрирование” Оператора энергосистемы, который периодически будет отсоединять электростанции ВИЭ от сети, чтобы сбалансировать энергосистему и уменьшить “зеленые” выплаты.
  • Дальнейшее наращивание ГП “Гарантированный покупатель” задолженности перед производителями электроэнергии. Но это – также потенциальные многомиллиардные судебные иски и выплата в будущем компенсации. Тоже из наших с вами карманов. А еще – снижение уровня доверия инвесторов к Украине.
  • Таким образом, вариант достижения договоренностей, безусловно, наиболее приемлем как для Украины, так и для инвесторов. Для которых, вероятно, лучше иметь “синицу” (хотя сниженные, но регулярные и гарантированные выплаты по “зеленому тарифу”) сейчас, чем “журавля” (выигранные в арбитражах дела), но через 5-10 лет… Правительство сделало свое предложение. “Мяч на поле” владельцев ВИЭ-генерации. Ждем подписания Меморандума.

    Владислав Обух, Киев

    По материалам: Укринформ

    Exit mobile version