Site icon Полемика

“Минус” 50 миллиардов в бюджете. Что же будет до конца года?

“Минус” 50 миллиардов в бюджете. Что же будет до конца года?

Аналитика

03.06.2020 08:00

Укринформ

Эксперты прогнозируют очередной пересмотр Государственного бюджета и советуют, как минимизировать финансовый "недобор"

В мае в общий фонд Государственного бюджета поступили 63,9 миллиарда гривень. Об этом со ссылкой на оперативные данные Государственной казначейской службы информирует Министерство финансов. При этом в ведомстве уверяют: майскую бюджетную роспись выполнили на 100%. Это позволило несколько снизить объем недопоступлений с начала года. С учетом невыполнения росписи доходов в январе-апреле (13,9%), по итогам пяти месяцев "недобор" средств в общий фонд сократился до 11,6%. Таким образом, в январе-мае Госбюджет выполнен с дефицитом в 47,8 миллиарда гривень. Как утверждают в Минфине — "в пределах запланированного на этот период показателя бюджета". Конечно же, речь идет о показателях, скорректированных в соответствии с внесенными в конце марта бюджетными изменениями.

Прогнозы дальнейшей ситуации с госфинансами отличаются — от умеренно-позитивных (для нынешних условий), согласно которым Украина к концу года не выйдет за установленные рамки бюджетного дефицита (298 миллиардов гривень) с падением отечественного ВВП на 5-7%. К крайне негативным — согласно которым, нас ждут безумная бюджетная "дыра", кризис неплатежей и экономическое падение на 11-12% или больше…

"Финансовый май" оптимизма не добавил

Результаты наполнения Государственной казны в мае на экспертные прогнозы существенно не повлияли. Ведь восстановление приторможенных из-за коронавируса экономических процессов в стране началось фактически лишь в конце месяца. Многие бизнесы еще не возобновили работу. Некоторые вообще закрылись. Дальше все будет зависеть от темпов восстановления деловой активности и от того, не придется ли государству прибегать к повторному "закручиванию карантинных гаек".

В то же время, анализируя данные Минфина, некоторые эксперты и коллеги-журналисты обращают внимание, что, несмотря на отчеты о 100-процентном выполнении бюджетных росписей, поступления в госказну в прошлом месяце были на 38% меньше, чем в мае 2019-го. Другие же экономисты "успокаивают": сокращение значительное, но не настолько — "всего" 17%. Ведь разница, прежде всего, связана с влиянием на финансовый результат прошлогоднего мая перевода в бюджет более 17 млрд гривен от деятельности НБУ. А в нынешнем мае таких отчислений не было — Нацбанк перечислил государству сразу всю предусмотренную законодательством часть своей прошлогодней прибыли в апреле. Именно благодаря этому "вкладу" апрельские поступления в бюджет составили хороший, как для розжига карантина, показатель — 104 миллиардов гривень.

С другой стороны — если бюджетная "дыра" будет расти, государство уже не сможет рассчитывать на средства Нацбанка как на "спасительную палочку". Более того, по неофициальной информации, в некоторых регионах налоговики — ради выполнения майской росписи — вернулись к "старой-нехорошей" практике взимания части налогов и сборов вперед. Соответственно, в ближайшие месяцы бюджет уже не сможет рассчитывать на эти платежи.

Также пока не ждем и существенного роста доходов в связи с активизацией экономических процессов после выхода из карантина. По крайней мере, в ближайшие два-три месяца. Ведь, среди прочего, действие части "карантинных" налоговых преференций продлили. К тому же, восстановление многих отраслей вряд ли будет стремительным. Некоторые из них, по прогнозам, смогут заработать безубыточно не раньше конца следующего года …

Так что, похоже, для обеспечения более или менее приемлемой работы государственного "финансового механизма" альтернатив внешним и внутренним займам немного. Но и с этими показателями в первые месяцы года возникали проблемы. По данным Минфина, фактические займы в общий фонд бюджета в январе-мае составили примерно 161 миллиард гривень. Это — менее 70% запланированного!

В Правительстве рассчитывают, что после ожидаемого в ближайшие дни подписания нового Меморандума о сотрудничестве с МВФ, а также в связи с постепенным восстановлением мировой экономики после карантина, доступ Украины к международным финансовым рынкам расширится. А главная надежда, конечно же, непосредственно на получение в этом году двух кредитных траншей от Международного валютного фонда в $3,5 миллиарда, часть из которых переведут непосредственно в Госбюджет — для снижения его дефицита. Но еще несколько миллиардов "зеленых" придется дополнительно занимать на коммерческих условиях. И сделать это, по прогнозам опрошенных Укринформом экспертов, удастся лишь ближе к концу осени. При этом успех "миссии" во многом будет зависеть от бюджетной политики, проводимой в стране. Задача — удержать реальный дефицит госбюджета в "разумных" пределах, которые не отпугивали бы кредиторов. Сделать это — к гадалке не ходи — будет крайне сложно.

Бюджетный “недобор”: экспертные оценки и советы


Илья Несходовский

Поэтому и в Правительстве, и в НБУ, и в Счетной палате, и в экспертной среде уверены: даже несмотря на продолжение сотрудничества Украины с МВФ, значительные риски невыполнения Госбюджет никуда не денутся. Финансовый "минус" будет расти. Директор института социально-экономической трансформации Илья Несходовский в комментарии Укринформу выделил несколько основных причин, вызвавших и катализировавших такую ​​ситуацию:

1. Необдуманные действия, связанные с объявлением жеcткого "безвариантного" карантина. "Вместо этого Украина должна была сразу же прибегать к механизмам адаптивного карантина, переходить к которому мы начинаем только сейчас, после двух месяцев экономического "простоя". Если бы решение о тех или иных ограничениях принимали не «скопом», а для каждого региона — исходя из реальной эпидемиологической ситуации", — считает экономист. Такой подход положительно повлиял бы не только на состояние государственных финансов, но и на поступления в местные бюджеты. Ведь сейчас только прямые их потери специалисты оценивают в 10%.

2. Ошибки, допущенные при бюджетном планировании, завышенные показатели, на которых сформирован Госбюджет-2020. "Я говорю, прежде всего, про завышенный прогноз курса доллара — 27 гривень, тогда как в начале года этот показатель не превышал 25 гривень за американский «зеленый». Но особенно удивляет прогноз инфляции — 11%, хотя реальный показатель вряд ли превысит 6% в годовом измерении. Ну разве что начнут бесконтрольно печатать гривню… Были неправильно рассчитаны и показатели ожидаемой безработицы, средней заработной платы и так далее ", — констатирует Несходовский. Подобное, по его словам, происходило и в предыдущие годы. Но в 2020-м — в частности, из-за взаимного усиления ряда негативных факторов — эта проблема заметно обострилась. А внесенные в конце марта изменения в бюджеты ее лишь усугубили.

3. Объективные факторы, которые не могли предвидеть при подготовке проекта Госбюджета-2020. Это, к примеру, теплая зима. "В сентябре никто не мог предположить, что она будет настолько мягкой. Как результат — потребление энергоносителей существенно снизилось. Соответственно, сократились и закупки газа. Тем более, что осенью страна накопила рекордные объемы топлива в ПХГ. План поступлений от растаможивания энергоресурса полностью провален", — объясняет экономист. Также он напоминает о неблагоприятной для наших производителей ситуацим в мировой металлургии и прошлогоднем стремительном укреплении гривни, которое привело к снижению уровня конкурентоспособности украинской продукции на внутреннем и на внешних рынках. Карантин только усилил эти тенденции. Остановились области с высоким уровнем занятости населения — сферы услуг, общественного питания, туризм и транспорт. В Украине значительно уменьшилось потребление электроэнергии. Что, в свою очередь, приводило к остановкам угольных предприятий, ТЭС и ограничений в атомной энергетике. И таких "цепочек" много.


Борис Кушнирук

Проблемы с корректностью показателей госбюджета отмечает и председатель Экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. "Прежде всего, даже после мартовского пересмотра бюджета существенно завышенными остаются параметры его доходной части. То есть, выполнить ее невозможно — как бы ни старались наши налоговики и таможенники. И ожидаемое посткоронавирусное восстановление экономики, к сожалению, не поможет. По итогам первого полугодия бюджет придется снова пересматривать. Речь идет как о более реальных оценках ожидаемых поступлений, так и о сокращении расходов", — спрогнозировал экономист в комментарии Укринформу.

Согласен с этим и Илья Несходовский. Более того, необоснованные бюджетные расходы стоит "резать" как можно скорее. В качестве примера экономист приводит ситуацию с чрезмерным, по нынешним временам, финансированием МВД и других силовых структур, не связанных с противостоянием агрессору. Расходы на них стоило сокращать сразу же, как только ситуация в стране стала ухудшаться. А освобожденный ресурс направлять на стимулирование внутреннего потребительского спроса и бизнес-инициативы.

"Задача — максимально быстро запустить экономику. Для этого надо безотлагательно ввести единые для всех условия, которые бы стимулировали деловую активность, — советует Несходовский, — поэтому — кто бы что ни говорил — не надо бояться максимально занимать финансовый ресурс. Конечно, не для того, чтобы проедать его и выбрасывать на ветер в рамках популистских акций и прожектов… Деньги надо вкладывать в экономику — в частности, через кредитование бизнеса и поддержку людей, потерявших работу и доходы".

А Борис Кушнирук предлагает такие меры "финансового спасения":

1. Смена направлений стимулирования экономики. "Средства, прежде всего, надо направлять на тепломодернизацию инженерных сетей и жилого фонда по всей стране. Обеспечить это можно благодаря максимально дешевому кредитованию. Таким образом, в Украине будет формироваться платежеспособный спрос. Потому что строительство дорог — хотя это и, безусловно, важный инфраструктурный и "цивилизационный" шаг — не обеспечивает поступлений в Госбюджет. В частности, от НДС. Ведь государство фактически само его финансирует. А если "вливать" кредитный ресурс в частный сектор — причем, как в индивидуальные хозяйства, так и в бизнес, — сформированый там НДС будет дополнительно наполнять госказну", — поясняет Кушнирук.

2. Существенное снижение давления на бизнес в части, не слишком влияющей на наполнение бюджета. Например, нужно радикально снизить ставку ЕСВ для малого и части среднего бизнеса, с сохранением особых льготных условий в этом году. "Это тоже будет стимулировать платежеспособный спрос со стороны бизнеса и населения. Что, в свою очередь, "разогревать" экономику ", — советует экономист.

3. Отмена импортных пошлин при поставках сырья для стимулирования глубокой переработки в Украине. Также нужны льготы по уплате НДС для сырья и комплектующих. Это — предпосылки формирования высокой добавленной стоимости. "Конечно, такие шаги на определенное время — например, на квартал — могут наоборот уменьшить поступления в бюджет. Зато потом эти потери вернутся сторицей — ведь будут стимулировать деловую активность по всей стране ", — считает Борис Кушнирук.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ

Exit mobile version