Site icon Полемика

Мировое соглашение о “зеленом” тарифе заключено. “Герус-кризис” продолжается

Мировое соглашение о “зеленом” тарифе заключено. “Герус-кризис” продолжается

Аналитика

12.06.2020 19:53

Укринформ

На предложения правительства согласились не все владельцы ВИЭ-генерации. Да и проблемы украинской энергетики "зеленым" тарифом не ограничиваются

На этой неделе Кабинету Министров наконец удалось подписать "Меморандум о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики". Документ долго согласовывали, исккали "точки соприкосновения" и компромиссы. Однако подписи под ним пока поставили представители только части объединений производителей альтернативной энергии — Европейско-украинского энергетического агентства и Украинской ветроэнергетической ассоциации. Как и прогнозировали эксперты, первыми с предложенными условиями согласились владельцы ветровой генерации. Большинство производителей солнечной "думают и торгуются". Понятно, что по-настоящему эффективным меморандум станет лишь тогда, когда по обновленным "правилам игры" будет работать весь сектор альтернативной энергетики. Поэтому переговоры продолжаются. Документ открыт для подписания, — заверили в правительстве. Что же он меняет? Как может помочь ситуации? И какими должны быть другие шаги для спасения украинской энергетики, балансирующей на грани пропасти?

Цена компромисса: снижение тарифа vs возвращение государством многомиллиардных долгов

Согласно меморандуму, владельцы возобновляемых источников энергии (ВИЭ-генерации) добровольно соглашаются на реструктуризацию "зеленых" тарифов. Причем, от идеи продолжения для тех, кто согласился на реструктуризацию, срока действия спецтарифов и после 1 января 2030 года (как предусмотрено законом) отказались. То есть, для всех производителей "зеленый" тариф будет действовать до 31 декабря 2029 года включительно. но:

Кроме того, усиливается ответственность производителей ВИЭ за несбалансированное (недостаточное или избыточное) производство электроэнергии. С 2021 г. владельцев генерации будут штрафовать за ошибки прогнозирования на уровне 50%, с 2022-го — 100%. Но до 2030 года ответственность предусмотрена только при погрешностях прогнозирования в более чем 5% для СЭС и в 10% — для ВЭС. За мелкие дисбалансы в этот период не будут наказывать.

Также ограничен срок ввода в эксплуатацию новых объектов, которые будут поставлять электричество по «зеленому» тарифу. Если раньше государство должно было выкупать всю произведенную ВИЭ-генерацией энергию, то с 1 августа новые солнечные электростанции мощностью более 1 МВт будут вводить в эксплуатацию при государственной поддержке только через участие в аукционах. То есть, бесконтрольного строительства таких объектов, когда их строили не там, где нужно стране, а там, где выгодно владельцам и инвесторам, уже не будет. По данным информированных источников, именно из-за этого пункта меморандум с правительством отказались подписать представители Украинской ассоциации возобновляемой энергетики, которые также участвовали в переговорах.


Новые солнечные электростанции будут вводить в эксплуатацию при государственной поддержке только через участие в аукционах

Со своей стороны власть гарантирует своевременную текущую оплату Госпредприятием "Гарантированный покупатель" за поставленное в Объединенную энергосистему (ОЭС) электричество и погашения до конца 2021 года задолженности перед производителями ВИЭ — подписавшими меморандума. О конкретных суммах речь не идет. Но, по данным Министерства энергетики, в настоящее время общая задолженность за поставленный предприятиями возобновляемой энергетики ресурс составляет 14 миллиардов гривень.

Правительство также обязалось определить и утвердить годовые квоты поддержки "зеленой" энергетики и обеспечить проведение аукционов по их распределению. Ожидается, что переход к поставке производимого ресурса через так называемые "зеленые аукционы" естественным образом будет снижать стоимость альтернативной энергии.

И одно из главных условий меморандума — отказ власти от дальнейших попыток менять «правила игры» в этом сегменте энергорынка. На весь период действия "зеленого" тарифа — до 2030 года.

Также важно: размер "зеленого" тарифа для индивидуальных — фермерских и домашних электростанций — не изменится.

Почему это важно и почему тянуть дальше было уже некуда

Напомним, этой весной стоимость электроэнергии для бытовых потребителей в Украине стала самой высокой в ​​Европе. Все потому, что рыночные механизмы у нас часто срабатывают "наоборот". Тогда как в большинстве стран коронавирус и связанные с ним карантинные меры вызвали обвал цен на электричество — из-за падения спроса — в Украине ток только дорожал. Понятно, что при таких обстоятельствах отечественная промышленная продукция становится неконкурентной по сравнению с европейской. Особенно это касается энергоемких товаров — в частности, и с высокой добавленной стоимостью. Соответственно, надеяться, что экспорт поможет поддерживать экономику на плаву и спасать бюджет от катастрофических недопоступлений, не приходится. Как надеемся и на снижение внутренних цен на потребительском рынке. Ведь дорогое электричество автоматически влияет на стоимость почти всех товаров и услуг.


Чтобы снизить профицит энергии, в стране начали выводить якобы в плановые ремонты блоки атомных электростанций

Но и это еще полбеды… Чтобы снизить профицит энергии, в стране начали ограничивать государственную генерацию — прежде всего, один за другим выводя якобы в плановые ремонты блоки атомных электростанций. Одна из причин — как раз упомянутые уже утвержденные на законодательном уровне обязательства по выкупу всей энергии, производимой альтернативной генерацией. По самому высокому в Европе, привязанному к курсу евро, "зеленому тарифу". В 3-10 раз дороже, чем за электричество, произведенное на атомных (АЭС), гидро- (ГЭС), гидроаккумулирующих (ГАЭС) и тепловых (ТЕC) электростанциях.

При этом, по выводам отраслевых экспертов, спецтариф как элемент поддержки развития альтернативной энергетики давно себя исчерпал. Поскольку утверждался в других экономических, а главное — технологических — условиях. И, прежде всего, был призван компенсировать значительную себестоимость солнечных панелей и ветровых энергоустановок. По сравнению с 1997-м и 2008-м (когда принимали соответствующее законодательство), а также с 2013 годом (с тех пор действует "привязка" "зеленого" тарифа к евро), технологии ушли далеко вперед. Себестоимость установки оборудования в расчете на произведенный киловатт энергии снизилась в разы. А тариф — в частности, и ввиду существенной девальвации гривни — только растет. Таким образом, гарантируя владельцам мощностей сверхприбыли, а государству — значительные убытки. По расчетам, в этом году объем выплат производителям ВИЭ возрастет до 45-48 миллиардов гривень. Таким образом, производя лишь 6-8% электричества, владельцы объектов "зеленой" энергетики — в основном, украинские толстосумы — положат в карман 20% всего оборота электроэнергорынка! При этом при себестоимости генерации солнечной энергии примерно в 2 гривни (7 евроцентов) тариф на нее — 15 евроцентов. Неплохая рентабельность. Тогда, как, например, на одном из крупнейших европейских рынков электроэнергии — немецком — СЭС получают за киловатт электричества лишь 4,7 евроцента, что едва превышает себестоимость. В три раза дешевле, чем у нас!

Эксперты не сомневаются: и сами владельцы ВИЭ-мощностей понимают, что на отечественном энергорынке немало несуразностей и перекосов. Но далеко не все готовы к уступкам. Мол, почему мы должны отказываться от доходов, от содержания энергообъектов в надлежащем состоянии, от достойного обеспечения своих коллективов, когда государство само гарантировало: к 2030 году все электричество, произведенное с использованием альтернативных источников, выкупать по фиксированному тарифу, привязанному к евро. (Закон Украины "Об альтернативных источниках энергии")? Если же государство попытается "ломать" инвесторов "через колено" и односторонне снижать тариф или ограничивать объемы выкупа на рынке энергии от ВИЭ, шансы проиграть споры в международных арбитражах достаточно высоки. А это — многомиллиардные компенсации из госбюджета.


…шансы проиграть споры в международных арбитражах достаточно высоки

И именно в том, что владельцы ВИЭ-генерации, по условиям меморандума, добровольно отказываются от части своих доходов, по выводам аналитиков, главный "плюс" новых договоренностей. Также очень важно, чтобы к соглашению присоединились все отраслевые ассоциации. Хотя даже это не означает, что ситуация на украинском энергорынке полностью успокоится. По самым оптимистичным расчетам, снижение "зеленого" тарифа позволит государству ежегодно экономить до 6 миллиардов гривень. А проблем в нашей энергетике — на десятки, если не на сотни миллиардов…

Пути решения других проблем энергетики и "фактор Геруса"

Ценовая турбулентность в украинской электроэнергетике усилилась после запуска с 1 июля прошлого года новой модели рынка электроэнергии. Одни специалисты говорят, что с его запуском поспешили, страна была не готова к переменам. Отсюда и нынешние "траблы". Другие же наоборот считают, что проблемы связаны именно с неполным открытием рынка. Поскольку там будет действовать куча ограничений и запретов.

Сразу после либерализации рынка стоимость электричества для промышленности начала стремительно расти: в зависимости от региона, категории потребителей, условий оплаты и объемов потребления — на 25-40%. Тенденция к повышению сохранилась и в августе 2019-го. В этой связи некоторые представители энергоемких отраслей (в частности, ферросплавной промышленности) даже били тревогу: мол, еще одно повышение — и их продукция станет нерентабельной. Поэтому производства придется сокращать или полностью закрывать. Впрочем, такого не произошло. Высокие цены продержались до осени и поползли вниз.

Но в октябре в страну ждал новый удар. Практическое воплощение лоббистского решения о восстановлении после многолетнего перерыва импорта электричества из России. Это стало возможным благодаря внесению скандальной законодательной поправки, которой разрешили покупать по двусторонним договорам электроэнергию из стран — не членов Европейского Энергетического сообщества (в том числе — из РФ и Беларуси). Как известно, за этими изменениями стоял председатель профильного комитета парламента Андрей Герус. Который позже даже стал приписывать себе "заслуги", связанные со снижением стоимости электричества для промышленных потребителей. Зато независимые эксперты утверждали: цены на электричество снижались исключительно благодаря внутренним факторам, законам конкурентного рынка, как и предполагали авторы реформы, утвержденной Законом "О рынке электроэнергии". Импорт же из России здесь ни при чем. Поскольку его ценовыми преимуществами пользовался ограниченный круг потребителей. Для страны же попытка подсесть еще на электрическую кремлевскую "иглу" могла обернуться немалыми неприятностями. Вплоть до потери достижений последних лет в области обеспечения энергонезависимости. Хорошо, что благодаря общественной реакции удалось быстро отреагировать на угрозу и минимизировать негативные последствия такого "неукраинского" лоббизма. В декабре "герусовскую" правку отменили, однако оставили возможность импортировать российскую электричество на рынке на сутки вперед, а также ресурс из Беларуси. Затем объемы импорта сократились до минимума, а весной перетоки из-за границы вообще прекратились.

Но бесследно для нашей энергетики это не прошло. За октябрь-ноябрь прошлого года поставки электричества из РФ возросли в 5-6 раз. А потребности страны в электроэнергии оставались на прежнем уровне и даже уменьшались — ввиду дальнейшего сокращения промпроизводства. Соответственно, из-за избытка ресурса в сети оператор ОЭС — Национальная энергетическая компания "Укрэнерго" — вынужден был ограничивать производство электричества отечественной генерацией. В частности, атомными электростанциями и предприятиями возобновляемой энергетики. Тормозили даже работу одного из самых в Украине — второго энергоблока Хмельницкой АЭС — и некоторых теплоэлектростанций. Наши производители теряли деньги, были риски сокращения персонала и вывод из строя технологического оборудования. Зато импортеры, а главное — предприятия государства-агрессора — продолжали зарабатывать.


Печерский райсуд Киева обязал Офис генпрокурора начать уголовное производство

Сейчас об этой истории снова вспомнили. На прошлой неделе Печерский райсуд Киева обязал Офис генпрокурора начать уголовное производство против председателя парламентского комитета по ТЭК Андрея Геруса по факту государственной измены. Дело требуют открыть по заявлению другого народного депутата, в котором отмечается, что Герус при принятии поправок в законы Украины "О внесении изменений в некоторые законы в сфере использования ядерной энергии" и "О рынке электроэнергии" совершил преступление "в интересах неустановленных лиц с нарушением законодательно определенной процедуры, что повлекло убытки в значительных размерах государственным интересам и интересам других потребителей". Отмечается, в частности, что действия председателя комитета ВР могли привести к ослаблению обороноспособности и экономической безопасности государства. Прогнозировать перспективы этого дела эксперты не берутся. И приводят в пример другое открытое против Андрея Геруса производство. Уже почти полгода НАБУ, в соответствии с постановлением Высшего антикоррупционного суда, расследует обстоятельства внесения пресловутой поправки. Но до сих пор о результатах следствия общественности ничего неизвестно. Будем надеяться, прокуроры будут действовать активнее и оперативнее.

Между тем дисбалансы на отечественном энергорынке сохраняются. Несмотря на снижение в конце мая оптовых цен, "ком неплатежей" растет. Мощности атомной энергетики сейчас используются лишь на две трети. Работа 9 из 15 энергоблоков так или иначе ограничена. Зато доля ТЭС в энергобалансе страны стремительно растет. Найти «золотую середину", баланс интересов государства, потребителей и производтелей разных видов энергии — очередная после подписания меморандума с ВИЭ-производителями задача правительства.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ

Exit mobile version