Цены на топливо растут и будут расти: запомните их такими…
Аналитика
17.07.2020 21:45
Укринформ
До конца июля цифры на стелах АЗС могут измениться еще на гривню, — прогнозируют эксперты. И это — если резко не обесценят национальную валюту
Вот уже почти три недели — с 29 июня — крупные розничные сети повышают цены на бензины и дизтопливо. Об этом сообщает еnkorr со ссылкой на данные ценового мониторинга рынка "Консалтинговой группы "А-95".
В частности, накануне сеть AMIC повысила стоимость горючего на 27 копеек за литр: бензин А-95 подорожал до 24,44 гривни, А-92 — до 23,42, дизель — до 23,44 гривни за литр. В сети "Автопорт" все виды горючего подорожали на 40 копеек: А-95 — до 24,40, А-92 и дизтопливо — до 23,80 грн/л. На станциях Motto дизель подорожал в среднем на 15 копеек, бензин — на 12-15 копеек за литр. Сеть Mango сменила ценники на 60-70 копеек за литр.
Всего за чуть более полумесяца розничные цены на все виды горючего выросли почти на 80 копеек. И это — не предел, — говорят эксперты. И делают неутешительный для потребителей вывод: фактически более чем годовой период снижения (разными темпами — в зависимости от ситуации на мировых рынках и внутри страны) стоимости нефтепродуктов — позади…
Мечтали о бензине "по цене воды"? Теперь нужно молиться, чтобы не стоил "как вино"
Похоже, всеми преимуществами стремительного снижения мировых цен на нефть (до минусовых значений при биржевых торгах в апреле) и прошлогоднего укрепления гривни украинцам насладиться не удалось. Начиная с мая прошлого года, розничные цены на нефтепродукты таки снижались. Но не так быстро, как прогнозировали эксперты. И тем более — намного медленнее, чем хотелось бы потребителям. Сработала украинская "особенность": реакция на факторы, играющие на понижение цен, медленная. На противоположные тенденции — почти мгновенная.
Евгений Невмержицкий
"Когда происходил обвал стоимости нефти на мировых рынках, у нас очень медленно снижалась цена горючего. Но обвал рынка нефти был намного больше, чем уровне, на которые упали цены на АЗС, – констатировал в эфире телеканала "Украина 24" экономист Евгений Невмержицкий. — Заправки и топливо — это большой рынок, здесь падение цен происходит гораздо медленнее, чем на нефтяном рынке, хотя подорожание идет гораздо быстрее".
Объясняется это, в частности, и тем, что нефть на мировых рынках покупают заранее — с поставкой через месяц, два, а то и три (к примеру, сейчас на ведущих биржах торгуют августовскими и сентябрьскими фьючерсами — проще говоря, обязательствами поставить заказанное сырье в августе и сентябре). Соответственно, нынешние котировки повлияют на цену переработанной нефти не раньше конца августа, а то и в сентябре. Или — в середине сентября — начале октября. Не исключено, что за это время стоимость нефти с поставкой в октябре и ноябре резко повысится. При этом даже незначительное подорожание, как правило, заставляет трейдеров и розничных торговцев "перестраховываться" и не спешить снижать цены. А при более или менее устойчивой тенденции к удорожанию — еще и повышать стоимость горючего. Поэтому и апрельского обвала цен на нефть (с поставкой в мае) до минусовых значений мы почти не почувствовали. Потому что, во-первых, в "ценовую пропасть" попала только техасская нефть WTI, которой торгуют на американских рынках. Во-вторых, положительные котировки "черного золота" восстановились очень быстро — сначала до отметок $15-20 за баррель, чуть позже — до $30-35 (в зависимости от марки), и сейчас — до $40 и больше.
То же касается и изменений валютного курса. На укрепление гривни трейдеры реагировать не спешат. При каждом же ее ослаблении пытаются подстраховаться — даже когда продают нефтепродукты из предыдущих, "дешевых", партий. Иногда еще и придерживают более дешевые запасы до лучших (для себя) времен.
Для понимания: доля стоимости нефти в цене готовой продукции, как правило, не превышает 40%. Остальное — стоимость транспортировки, расходы и маржа переработчиков, налоги и акцизы, "интерес" поставщиков, маржа розничных торговцев. По данным отраслевых экспертов, на продаже каждого литра автогаза в розницу продавец имеет 2 гривни, бензина — 3, дизтоплива — 4. Плюс очень болезненный вопрос существования в Украине нелегальных нефтеперерабатывающих заводов, которые, как сообщал Укринформ, ежегодно "бодяжат" до 400 тысяч тонн горючего, и сотен "серых" автозаправочных станций. В целом некоторые эксперты оценивают объемы "серого" рынка топлива более чем 40%! Но… Будем надеяться, наслаждаться "теневикам" осталось недолго.
На днях руки (а еще — глаза, головы и языки) этот момент наконец дошли до рассмотрения в первом чтении подготовленного осенью прошлого года законопроекта №2515 "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно усиления административной ответственности за незаконную торговлю горючим". Принятым за основу документом предлагается дополнить Кодекс об админнарушении статьей 161-1 «Нарушение порядка торговли горючим", которая предусматривает ответственность за оптовую или розничную торговлю горючим без разрешительных документов. Но окончательно примут проект, очевидно, не раньше осени. Хотя и не исключаем вынесения этого вопроса на одно из внеочередных заседаний, которыми, похоже, будут богатые нынешние парламентские "каникулы". Как бы там ни было, уже в этом году ситуация с "левыми" заправками и НПЗ может измениться. Что положительно скажется на доходах легальных производителей и торговцев. Поэтому они получат дополнительные возможности для снижения или хотя бы удержания цен.
Хотя, если честно — не факт. Ведь, по словам Евгения Невмержицкого, на стоимость нефтепродуктов в Украине, среди прочего, влияют и сезонный спрос на горючее, и возможные монопольные сговоры. Антимонопольный комитет не раз начинал соответствующие расследования. Пугал трейдеров предписаниями и даже штрафами. Впрочем, наказание в несколько десятков миллионов гривень — которое, к тому же, еще можно годами обжаловать в судах, — видимо, недостаточный аргумент для того, чтобы такие попытки (антиконкурентные соглашения между участниками рынка) не повторялись снова и снова.
Анализируем, каких цен на АЗС ждать в ближайшие недели
По заключению отраслевых экспертов, нынешнее перманентное уже (к счастью, пока умеренное) повышение цен на топливо в Украине — это реакция на изменения стоимости "черного золота" в мире. На коротком шаге этот показатель может как возрастать, так и падать. К примеру, сейчас идет умеренное снижение — на фоне негативного влияния на спрос из-за роста случаев коронавируса, потенциального оживления нефтедобычи в США и решения ОПЕК+ об ослаблении с августа согласованных ранее ограничений на добычу углеводородов. Но ценовые колебания незначительны. И общая тенденция к повышению стоимости нефти в среднесрочной перспективе сохраняется. Соответственно, восходящий тренд, очевидно, негативно (для потребителей) будет сказываться и на ценах топлива в Украине.
Сергей Куюн
“Ожидаем, что до конца июля цены продолжат расти. Потенциал — до 1 гривни за литр”, – спрогнозировал эксперт топливного рынка Сергей Куюн. И пояснил: "За два последних месяца цены сдерживались дешевыми запасами нефтепродуктов, закупленных игроками рынка. По нашим оценкам, сейчас в стране сформированы рекордные запасы дизельного топлива (350-400 тысяч тонн) и бензина (150-180 тысяч тонн). Но запасы понемногу исчерпываются, им на смену приходит более дорогая закупка".
Следует учитывать и так называемое "курсовой влияние". Последние колебания на валютном рынке, когда доллар подорожал более чем на 30 копеек, на розничных продажах горючего еще почти не отразились. Что потенциально уже на следующей неделе может добавить к стоимости литра бензина, дизтоплива 20-25, автогаза — 15-20 копеек.
В этой связи г-н Куюн предупреждает сторонников идеи ослабления национальной валюты до 30 гривень за американский «зеленый». Этот шаг, по подсчетам эксперта, приведет к подорожанию литра горючего приблизительно на 2,5 гривни. Что значит: среднестатистическому украинцу придется дополнительно тратить по 100 и больше гривень за бак. И это еще полбеды. Подорожание топлива негативно повлияет на потребительские цены в стране, рост которых в последнее время — в частности, и из-за коронавирусных ограничений — остановился. А стоимость некоторых товаров даже начала снижаться. Девальвация, разумеется, перевернет все с ног на голову. Товары будут дорожать как непосредственно из-за обесценивания гривни, так и косвенно — в связи с изменениями на рынке топлива и ростом транспортных расходов. К примеру, более половины дизтоплива (7 млн тонн в год), продаваемого в стране, потребляют аграрии. В Украинской зерновой ассоциации предупреждают: вероятное изменение стоимости топлива негативно скажется на рентабельности сельскохозяйственного производства. Поэтому фермеры и агрохолдинги вынуждены будут повышать стоимость выращенного зерна. Что повлечет за собой и цены на готовую продукцию. И так по кругу…
"Доллар по 30 — это страшный сон для топливного рынка, — отмечает Сергей Куюн, — от такого скачка цен на импорт может пострадать и программа "Большое строительство". Подрядчики уже провели тендеры и зафиксировали цены на сезон — в частности на битум. Его подорожание на 10% из-за проседания курса приведет либо к срыву поставок или к пропорциональному пересмотру цен и, соответственно, смет. И это только битум, а там же и куча техники в лизинг-кредитах и т.д… ". Негативный эффект "проседания" гривни в этом сегменте, по прогнозам эксперта, будет куда существеннее, чем возможный «позитив» — увеличение гривневых поступлений в Дорожный фонд, из-за повышения сборов акциза на нефтепродукты, размер которых, как известно, установлены в евро.
Поэтому вполне вероятно, что к ценам, которые мы видели на стелах АЗС в мае-июне, рынок не вернется еще долго. Как говорят: запомним их такими…
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ