Site icon Полемика

Чем опасны для Бюджета-2021 неверные оценки экономического падения-2020

Чем опасны для Бюджета-2021 неверные оценки экономического падения-2020

Аналитика

26.09.2020 10:30

Укринформ

Аналитики улучшают текущие экономические прогнозы для Украины. Но 2021-й может преподнести новые неприятные "сюрпризы"

"Коронавирусное" падение украинской экономики некритично и, по подсчетам Европейского банка реконструкции и развития, составляет "всего" 4,5%. С перспективой до конца года достичь 5,5%. Об этом сообщила заместитель директора ЕБРР в Украине Ирина Новикова. Официальную статистику и прогнозы банк обнародует в начале октября, к собранию акционеров. О меньшем, чем ожидалось ранее, экономическом падении, говорят и представители ряда других зарубежных и отечественных институтов. Впрочем, согласно большинству прогнозов, хотя экономика и не упадет "ниже плинтуса", — а мы помним, как некоторые аналитики "предрекали" даже 8-11-процентную "яму", — "минус" все же превысит показатели, которые легли в основу проекта следующего госбюджета. То есть, есть риск, что выполнить его не удастся. Поэтому, анализируя текущие результаты хозяйствования, следует понять, на что обратить внимание и что изменить при подготовке проекта сметы к принятию в Верховной Раде.

"Страшилки" про 11% падение не оправдались: нынешний "прогнозный коридор" — 5-7%

Итак, по оценкам ЕБРР, к концу года падение украинской экономики продолжится. Впрочем, если не произойдет чего-то экстраординарного, оно будет довольно умеренным. Что же касается 2021-го, то, по словам Ирины Новиковой, "прогнозы — оптимистичные. Считаем, что в следующем году экономика будет восстанавливаться, ведь для этого есть все факторы".


Елена Билан

Аналитики других учреждений и бизнес-структур тоже констатируют: украинская экономика восстанавливается быстрее, чем ожидалось, после умеренного падения во втором квартале. Условной "палочкой-выручалочкой" для страны, по словам главного экономиста инвестиционной компании Dragon Capital Елены Билан, стали стремительное восстановление внешнего спроса, что положительно сказалось на экспортных отраслях, и более умеренное, чем прогнозировалось, сокращение доходов населения, что "держит на плаву" внутренний спрос. Поэтому эксперт прогнозирует: падение реального ВВП составит 5,5%, а не 7,2%, как предполагалось.

Наиболее же оптимистичные (но пока предварительные и неофициальные) прогнозы обнародовал в интервью агентству "Интерфакс-Украина" заместитель председателя правления НБУ Дмитрий Сологуб. "Несмотря на пандемию, экономика работает, люди потребляют и инвестируют. Поэтому в третьем квартале цифры могут быть лучше, чем ожидали". Чиновник при этом напомнил, что Нацбанк прогнозировал 11% спада экономики во втором квартале и 7,4% — в третьем. В целом же сокращение украинской экономики, по оценкам регулятора, могло составить 6%. А сейчас в НБУ говорят об улучшении прогноза до -5% ВВП.

Но и это — больше, чем -4,8%, правительственные прогнозы по которым стали "точкой опоры" при подготовке законопроекту о Госбюджете. К тому же, и в НБУ признают: нынешняя активизация коронавируса может увеличить планируемый "минус". Впрочем, прогнозировать, как дальше вести себя недуг, как придется на нее реагировать и каким образом это скажется на общегосударственных экономических показателях, — как мы уже не раз убеждались, — дело неблагодарное. Вместе с тем эксперты говорят о ряде других рисков, вероятный негативное влияние которых более прогнозируемый и очевиден.

Риск №1. Длительное промышленное падение, начавшееся еще до "коронакризиса"

В августе промышленное производство в Украине сократилось на 5,3% по сравнению с августом 2019 года, в июле же падение составило 4,2%. такие данные приводит Госслужба статистики. Но. Есть и (условно) приятный момент: если откорректировать данные с учетом числа рабочих дней, сокращение промпроизводства в августе составило 4,2%, что лучше показателей предыдущих месяцев: -4,4% в июле и -7,1% — в июне. Из негативов — ускорение падения в перерабатывающей промышленности — до 7,7% с июльских 6,6%. А в области поставок электроэнергии, газа и кондиционированного воздуха в августе зафиксировано падение на 4,6%, тогда как в июле был даже незначительный рост — на 0,7%.

Не радует и общая ситуация: за 8 месяцев промпроизводство упало на 7,3% по сравнению с таким же прошлогодним периодом. И если до мартовского обесценивания национальной валюты объяснять такое перманентное падение, которое продолжалось фактически всю вторую половину прошлого года, было модно "аномальным" укреплением гривни, что делало менее выгодной экспортную деятельность, то теперь вполне очевидными стали другие причины. А именно, реальное свертывание производства — в частности, из-за чрезмерного налогового давления, немодернизированного оборудования, что влияет на производительность, себестоимость производства и уровень конкурентоспособности, из-за чрезмерной зависимости от международных сырьевых рынков и ограниченного экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. Плюс снижение внутреннего спроса и отсутствие преференций для отечественного производителя, к которым, несмотря на формальные призывы соблюдать нормы международной торговли, в частности — правил ВТО, — прибегают большинство развитых экономик мира и почти все наши соседи.

Не очень оптимистичным в этом плане, по мнению экспертов Института социально-экономической трансформации, будет и начало следующего года. Экономисты прогнозируют падение потребительского спроса минимум в первом квартале 2021 года. Это, вероятно, приведет к очередному сокращению производства, росту безработицы и уменьшению заработных плат.

Риск №2. Недостаточное наполнение госказны

Названные выше и другие проблемы промышленников, конечно же, влияют на наполнение бюджета. Как от налогообложения производств и экспортно-импортной деятельности, так и от поступления НДФЛ — с зарплат работников. Плюс дополнительные проблемы с карантинными ограничениями, из-за которых никак не могут прийти в себя малый и средний бизнес … Поэтому, по прогнозам многих экспертов, даже пересмотренный в апреле план бюджетных поступлений Украина может не выполнить. А тут еще компания "Нафтогаз Украины", которая вместе с Нацбанком является одним из "спонсоров" бюджета (при затруднениях их всегда просят "поделиться"), отчиталась о полученном в январе-июне чистом убытке — более 11,5 миллиардов гривень . Тогда как за такой же период прошлого года НАК получила более 24,7 миллиарда гривень чистой прибыли! Об уменьшении доходности говорят и в банковской системе. Причем, касается это как коммерческих, так и государственных банков. ,

А снижение потребительского спроса сказывается не только на продажах отечественной продукции, но и на поступлениях от импорта — из-за сокращения его объемов. Как следствие, с начала года от деятельности фискальных органов — налоговой и таможни — страна недополучила более 18 миллиардов гривень. Есть сомнения, что за четыре последних месяца года недобор удастся наверстать. Особенно, если придется усиливать карантинные меры…

Как известно, с определенными трудностями наш Минфин сталкивается и при попытках занять деньги за счет эмиссии ценных бумаг. В частности, спрос на украинские ОВГЗ из-за снижения процентных ставок и усиления неопределенности упал. В ходе некоторых аукционов удается одолжить разве что по несколько сотен миллионов гривень вместо ожидаемых нескольких миллиардов. А одолжить же за этот год надо более 600 миллиардов! Иначе нечем будет залатать предусмотренную пересмотренным бюджетом 300-миллиардную "дефицитную" дыру.


Дмитрий Сологуб / Фото: Елизавета Сергиенко, пресс-центр НБУ

А в Нацбанке ожидают, что фактический дефицит бюджета в этом году составит 6-6,5% ВВП вместо запланированных в апреле 7,5%. Итак, — если говорить упрощенно, — Минфину не придется "ломать голову", где взять примерно 30-40 миллиардов гривень для покрытия дефицита. А для Украины в ее нынешнем состоянии это, согласитесь, немало. Тем более, если учитывать так называемый "мультипликационный эффект»: не придется занимать эти деньги, значит — меньше будут расходы на обслуживание госдолга в будущем. Это хорошо. Плохо, что сокращение бюджетного дефицита происходит не за счет более интенсивного пополнения доходной части, а из-за сокращения расходов. По крайней мере, так объясняет заместитель председателя правления НБУ Дмитрий Сологуб.

Риск №3. Потеря доверия со стороны международных партнеров и инвесторов

Как известно, до конца года Украина рассчитывала получить еще два транша кредита от МВФ, что позволило бы не только пополнить международные резервы НБУ, но и сократить уровень бюджетного дефицита, облегчив таким образом задачу Минфина по поиску дополнительного ресурса на рынках коммерческих займов. К тому же, плодотворное сотрудничество с Фондом, как правило, означает, что условия таких займов на мировых финансовых рынках для страны-реципиента "автоматически" улучшаются.

Теперь же даже в правительстве говорят о новой для себя задаче: пытаться получить хотя бы один транш — на $ 700 миллионов. А это, очевидно, будет зависеть от того, насколько реалистичным будет принятый в итоге Бюджет-2021. То есть, получается "замкнутый круг". Проблема еще и в том, что поступления этого транша служат маркером для получения Киевом ряда других выгодных займов. К примеру, Европейский Союз, как известно, готов предоставить Украине 1,2 миллиарда евро макрофинансовой помощи, но для этого, по словам вице-президента Еврокомиссии Жозепа Борреля, Киеву "надо конструктивно взаимодействовать с Международным валютным фондом". Такое же условие получения средств от Всемирного банка.


Жозеп Боррель во время визита в Украину

А плодотворное сотрудничество с МВФ именно под вопросом. К проблемам с выполнением взятых страной обязательств — прежде всего, по обеспечению верховенства права, — добавились новые: международные партнеры критически высказываются о конфликтах и событиях вокруг наших антикоррупционных органов. Также, похоже, еще не до конца понятна зарубежным финансистам политика обновленного руководства Нацбанка. Хотя, очевидно, она и становится более прогнозируемой. По словам Дмитрия Сологуба, после июльских пертурбаций регулятор вернулся к ситуации 2015 года, когда кредит доверия от Международного валютного фонда нужно приобретать практически "с нуля". Как показывает практика, на это понадобится примерно 6-9 месяцев…

2021-й: будет год — будут новые проблемы?

Все эти риски в той или иной степени сохранятся и в следующем году. Плюс дополнительные "подводные камни", заложенные в первоначальном варианте бюджетного законопроекта. По оценкам аналитиков, самые опасные из них — нереалистичные планы по наполнению доходной части, высокий показатель инфляции, что может означать подготовку к активной гривневой эмиссии, а также "раздутый" дефицит, из-за которого страна не только не сократит госдолг, как обещают в Минфине , но и существенно увеличит его.

К примеру, экономические эксперты ряда аналитических центров — Института социально-экономической трансформации, Палаты налоговых консультантов, CASE Ukraine, Института финансов и права, Института Налоговых Реформ и соучредитель Украинского института будущего Анатолий Амелин — сомневаются в реалистичности правительственного прогноза по увеличению налоговых поступлений, на котором базируется бюджетный законопроект. Об этом говорится в обнародованном на днях их совместном заявлении. Экономисты просят избавиться иллюзий насчет вероятности резкого повышения уровня поступлений от НДС, НДФЛ (налог на доходы физических лиц) и акцизов и пересмотреть прогноз, сделав его более консервативным, а значит — реалистичным.

1. "Дутые" поступления.

Как отмечается, в 2021-м наибольший прирост поступлений бюджета планируется от НДС (81,7 млрд грн, или +21,4%), НДФЛ (27 млрд или +24%), рентных платежей (+23,4%). В частности, причиной ожидаемого оживления взимания налога на добавленную стоимость в Министерстве финансов называют борьбу со "скрутками" и другими махинациями с НДС. Но. "Каждая гривня доходов бюджета должна быть обеспечена расчетами и инструментами ее взыскания. Закладывать в доходы надежды на результаты борьбы с преступлениями невозможно. Однако, в бюджет заложены МИЛЛИАРДЫ от надежд, что схемы прекратятся, что может означать — налоговая получит дополнительные инструменты не возмещать НДС, останавливать регистрацию налоговых накладных, иначе давить на плательщиков", – считает председатель подкомитета Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики в ВР 8 созыва Татьяна Острикова.

2. Возвращение экономики в "тень".

"Закручивая" же таким образом "гайки", рискуем получить противоположное заявленной цели — углубление "тенизации" экономики. Проявятся и некоторые другие — возможно, популярные в части общества, но нелогичные в нынешних экономических условиях — шаги. Эксперты объясняют: "Увеличение минимальной заработной платы негативно повлияет на малый и средний бизнес, приведет к повышению нагрузки на плательщиков единого налога, работающих на упрощенной системе. В кризисных условиях это создает существенные риски "тенизации". А также ряд рисков и искажений экономических стимулов — увеличение расходов бюджета, уменьшение стимулирования инвестиций в пользу потребления и т.п. ".

3. Завышенные объемы бюджетного дефицита.

Вместо этого экономисты советуют пересмотреть статьи "необязательных" расходов, чтобы минимизировать показатель бюджетного дефицита, вернув его к "комфортному" уровню примерно в 3% ВВП. (Укринформ писал о предостережениях относительно предусмотренного проектом бюджета роста финансирования отдельных структур — в частности, силовых органов).

"Предусмотренный проектом бюджета дефицит в 270 миллиардов гривень (около 6% ВВП) — необоснованно высок. Финансирование такого дефицита означает наращивание госдолга, обслуживание которого будет дорогим и снизит доступность кредитов для частного сектора", — предупреждают экономисты. Кстати, в правительстве, похоже, понимают эти риски. В частности, в пятницу премьер Денис Шмыгаль сообщил о консультациях с Международным валютным фондом о возможности снижения прогноза бюджетного дефицита-2021.

4. Искусственное раскачивание "инфляционного маховика".

В экспертной среде ожидают и пересмотра учтенного при подготовке бюджета показателя инфляции. Ведь, по мнению авторов обращения ряда отечественных аналитических центров, «раздутые» инфляционные ожидания могут быть связаны с планами дополнительной эмиссии гривны — для покрытия дефицита. При этом прогнозные доходы бюджета в обращении называют завышенными, что создает риск бюджетного дефицита не в 6, а во все 8-9%.

Представители Кабмина очевидно рассчитывают, что рост цен приведет к росту номинальных сумм налогов и, соответственно, позволит профинансировать значительные расходы. Однако, нынешние показатели инфляции близки к 2%, целевой показатель НБУ — 5%. "То есть, с высокой вероятностью Госбюджет не получит доходов, на которые сейчас рассчитывают", — делают вывод аналитики.

5. Новое подорожание кредитних ресурсов.


Сергей Николайчук

Также экономисты добавляют: "искусственное" ускорение инфляции с высокой вероятностью приведет к повышению Нацбанком учетной ставки, что, в свою очередь, спровоцирует подорожание кредитов и негативно скажется на экономическом росте. То, что в начале следующего года Национальный банк будет вынужден повысить учетную ставку прогнозирует и руководитель департамента макроэкономических исследований финансовой группы ICU Сергей Николайчук. Такую необходимость эксперт объясняет более стремительным восстановлением внутреннего спроса и зарплат, а также ожидаемым дальнейшим ослаблением обменного курса и двухэтапным повышением в следующем году минимальной заработной платы.

По заключению экспертов, без учета этих, а также ряда других "нюансов", получить после голосования в парламенте качественный бюджетный документ невозможно. А если ошибок не исправить, о более или менее ощутимома экономическом росте украинцам придется забыть. По крайней мере, до 2022 года.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ

Exit mobile version