Site icon Полемика

Бюджет 2021: пройти второе чтение будет сложнее, чем первое

Бюджет 2021: пройти второе чтение будет сложнее, чем первое

Аналитика

06.11.2020 21:10

Укринформ

Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию бюджетного оптимизма власти не занимать. А как оно будет на самом деле, коронавирус покажет

Верховная Рада одобрила бюджетные выводы и предложения к проекту Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2021", что равнозначно принятию этого законопроекта в первом чтении. Депутаты предлагали больше 2 тысяч поправок, часть из которых была учтена. Теперь Правительство должно подготовить проект ко второму чтению и в двухнедельный срок представить его на рассмотрение ВР. Премьер-министр Денис Шмыгаль заверил: все сделают вовремя. Правительство настроено оптимистично по выполнению бюджета, если документ будет окончательно принят именно в этой редакции. "Проект вполне сбалансирован и реален для выполнения. Это не просто финансовая смета. Это инструмент развития и роста страны", — убежден министр финансов Украины Сергей Марченко. На такой министерский оптимизм эксперты и даже отдельные депутаты лишь грустно покачивают головами…

Что учли, а что нет

Укринформ уже сравнивал бюджет-2020 и проект бюджета-2021, подготовленный Кабмином к первому чтению. Проанализируем, на чем же остановились. Итак. Проектом закона предусмотрен рост ВВП на уровне 4,6%, потребительская инфляция на уровне 7,3%, уровень государственного долга к ВВП закладывается на уровне 64,6%. Среднегодовой курс доллара в 2021 году, по которому рассчитывается государственный бюджет, составляет 29,1 грн за доллар. Доходы бюджета планируются на уровне 1,071 трлн грн, а расходы — 1,350 трлн. Дефицит составляет 270,4млрд грн, или 6% ВВП. Средняя зарплата ожидается на уровне 13632 гривен в месяц, а безработица — 9,2%.

В ходе рассмотрения проекта госбюджета-2021 нардепы предлагали изменить размеры прожиточного минимума, изначально предлагаемые правительством. В частности, Комитет ВР по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов внес правку, предлагая утвердить на 2021 год прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере — 4332 гривни. Однако такого рода правки учтены частично, а Правительству поручили проработать этот вопрос.

Первоначальный вариант проекта Госбюджета-2021 предлагал минимальную зарплату на 2021 год: с 1 января — 6 тысяч гривень, с 1 июля — 6500 гривень. На это депутаты как раз согласились.

В разрезе расходов на безопасность и оборону закладываются расходы на уровне 267 млрд грн, где на зарплаты военным и правоохранителям предполагается 131 млрд.

В частности, 116 млрд грн предусмотрено на Минобороны. При этом к запланированным Кабмином расходам на те или иные оборонные программы депутаты согласились добавить от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов гривень. Ко второму чтению Кабмин должен предложить окончательные цифры.

Министерство внутренних дел получит около 98 млрд. На предложения немного уменьшить расходы на это ведомство Верховная Рада не согласилась. Так же и для Офиса генерального прокурора депутаты поддержали предложения Кабмина оставить финансирование на уровне 9 млрд грн.

Для СБУ предусмотрено 15 млрд грн. По просьбе отдельных депутатов добавить этому ведомству еще скромно почти половину — 8 млрд грн., Рада согласилась лишь частично. Окончательные цифры будут согласованы ко второму чтению.

Расходы на образование составляют 174 млрд грн, из которых на доплаты зарплат учителям — 21,2 млрд грн. Были предложения зафиксировать расходы на образование 7% ВВП (а это около 315 млрд грн), но депутаты решили — если и увеличивать финансирование образования, то в пределах возможного и по отдельным программам.

Расходы на медицину составляют 156 млрд грн, из которых предусматривается увеличение зарплат медикам на 30%, на программу медицинских гарантий планируется потратить 123,4 млрд, на борьбу с коронавирусом — 19,4 млрд, из которых 2,6 млрд грн на вакцинацию (если к тому времени появится вакцина).

Интересно, что общего коронавирусного фонда, в том виде, как в 2020-м, не будет. Статьи расходов распределили между всеми распорядителями, которые были в нем записаны — Минздрав, МВД и другие. Поскольку по ассигнованиям текущего года в 63 млрд грн, непосредственно на борьбу с эпидемией потратили около 30% (то есть 19 млрд грн), то в следующем году решили отталкиваться от аналогичной цифры. В правительстве уверены, что этого хватит. А если нет, то деньги оперативно найдут, пересмотрев ресурсы доходной части, которая, как надеются, продолжит расти.

Расходы на социальную защиту населения заложены в размере 324 млрд грн.

На программу "Большое строительство" (развитие дорожной инфраструктуры) планируется выделить 150 млрд грн.

На программы поддержки малого и среднего бизнеса запланировано 12 млрд грн, из которых на реализацию программы портфельных гарантий планируется выделить 10 млрд грн и на компенсацию процентов по кредитам для малого и среднего предпринимательства — 2 млрд грн.

На финансовую поддержку регионов (ДФРР) запланировано 9,4 млрд грн. Расходы на культуру составят, как ожидается, 7,5 млрд грн, на спорт — 7,4 млрд грн. В поддержку угольной отрасли планируется выделить 4,5 млрд грн, на поддержку аграриев — 4,2 млрд грн, на цифровизацию отраслей экономики — 2,9 млрд грн.

Где на это все брать деньги?


Александр Трухин

Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам бюджета Александр Трухин при рассмотрении законопроекта в Верховной Раде сообщил: чтобы учесть все предложения депутатов, необходимо около 1,5 триллиона гривень, то есть фактически — еще один бюджет.

В итоге комитет ограничился куда более скромной суммой и предложил увеличить доходы бюджета на 20 млрд грн, а также немного перераспределить расходы.

В доходной части, депутаты, в частности, поддержали идею повысить план доходов Нацбанка (передается в бюджет) — с 33 млрд грн. планку подняли до 45 млрд грн. И именно на эти средства рассчитаны большинство депутатских "хотелок". На 1 млрд грн докинули план по налогу на прибыль предприятий (от них ожидают 107 млрд грн). Планы по ввозной пошлине увеличили ожидания на 2,4 млрд грн — до 32 млрд грн. От приватизации госимущества ожидают 6 млрд грн.

Оптимизм неоправдан, потому что "ковид" не спит

Предложенный правительством проект бюджета на следующий год нереалистичен, считают некоторые эксперты и оппозиционные депутаты. Они говорят о наличии в нем лишнего популизма и неоправданного оптимизма.


Галина Васильченко

«Голос» не поддержал проект. Почему? Потому что это бюджет не о рациональности и развитии. А о популизме, недальновидности и неумении определять приоритеты, – заявила Галина Васильченко, народный депутат от партии «Голос», эксперт по экономическим вопросам…

По ее словам, ключевые недостатки бюджета заключаются, во-первых, в огромном дефиците. «Бюджетная дыра — 270 млрд грн, а это 6% ВВП (хотя норма 3%). Где взять деньги, чтобы покрыть дефицит? Ответа на этот вопрос в правительстве нет", — говорит депутат.

Во-вторых, в завышении доходов. «Уже в конце этого года мы увидим, что разница между плановыми и реальным поступлениями будет колоссальной. И что делает правительство? Опять закладывает нереалистичные показатели доходной части. На практике это означает, что власть перекладывает ответственность на бизнес и следующие поколения путем высоких налогов и займов», — комментирует Галина Васильченко.

И, в-третьих, в отсутствии долгосрочного видения. «Такой себе «бюджет одного дня». В нем не прослеживаются никакие приоритетные направления. Средства словно распределялись по принципу «раздадим всем понемногу». Но нет. Один приоритет нашелся — это Офис президента и силовики. А то, что мы живем в условиях войны с Россией, пандемии и экономического кризиса, власть будто не волнует», — возмущена народная избранница.

Кстати, она обращает внимание на тот факт, что за этот вариант бюджета проголосовали всего 209 «слуг», мол, монобольшинство не такое уж и "монобольшое".


Валерий Пацкан

«Правительство прогнозирует рост экономики на 4,6%. Это довольно оптимистично. Учитывая сложившуюся ситуацию, есть риски, что такой рост не будет достигнут. Карантин до конца года будут продолжаться. Статистика показывает рост числа больных COVID-19 как в Украине, так и в мире. Продолжается рецессия в промышленности и других отраслях. Снизились кредитование экономики и приток иностранного капитала, существенно сократились капитальные инвестиции. Это приведет к непоступлению доходов в определенных в бюджете объемах. К сожалению, предусмотрено реальное уменьшение расходов потребления и развития», – отметил глава Счетной палаты Валерий Пацкан по итогам экспертизы СП проекта госбюджета-2021.

По подсчетам специалистов Счетной палаты, в 2021 году доля государственных займов составит 39% всех финансовых ресурсов госбюджета. На выплату долгов в 2021 году предусмотрено треть его расходов — почти 620 млрд грн. «То есть, только на обслуживание долга пойдет каждая седьмая гривня доходов», — говорит Валерий Пацкан.

Экономисты указывают на то, что проект бюджета на 2021 год чрезвычайно оптимистичен, поскольку правительство не учитывает в своих прогнозах, что и в следующем году коронавирусный кризис и локдауны в странах Европы и в Украине будут негативно влиять на экономику. "По доходам правительство слишком оптимистично. Заложили в доходную часть по максимуму, что можно было заложить, но если что-то пойдет не так, то исправить ситуацию уже будет нечем", – говорит Мария Репко из Центра экономической стратегии в комментарии DW.


Мария Репко

«Кабмин предусмотрел 270 млрд грн дефицита в главном финансовом документе. Однако неизвестно, как Украина должна найти эти средства, ведь за 10 месяцев Минфин не сумел покрыть дефицит бюджета, заложенный на 2020 год. Кроме того, без сотрудничества с МВФ Украина не сможет получить деньги от других международных партнеров», — в эфире 24 канала рассказал экономический эксперт Тарас Козак. В частности, и от коммерческих заемщиков через механизм евробондов. "Будет очень сложно вообще выполнить этот бюджет, даже без такого дефицита", — отметил эксперт.

Поэтому следующий этап «утрамбовки» всего заявленного в бюджете в первом чтении будет очень сложным для Министерства финансов: надо будет искать, где урезать, а где добавить. Для приведения бюджетного плана к реальности, по подсчетам экономистов, ко второму чтению придется сократить расходы на 80 млрд грн. Но это вряд ли понравится депутатам.

Марина Нечипоренко, Киев

По материалам: Укринформ

Exit mobile version