Site icon Полемика

Путь между Балтийским и Черным морями: экологи предупреждают о возможной опасности

Путь между Балтийским и Черным морями: экологи предупреждают о возможной опасности

16.11.2020 19:12

Укринформ

Строительство водного пути Е40, который должен соединить Балтийское и Черное моря, экономически выгодно для Украины, считают экономисты. В то же время экологи предупреждают о возможной опасности истощения водных ресурсов.

Об этом говорилось на пресс-конференции в Укринформе, посвященной экономической целесообразности и экологическим вызовам проекта Е40.

«Этот транспорт выгоден и экологичен и связан он с низкой удельной стоимостью перевозок. Для Евросоюза 2 цента на тонно-километр стоит автомобильный транспорт, 0,8 цента — для железной дороги и 0,27 цента — для внутреннего водного транспорта. Речь идет, прежде всего, об объемах перевозок. Одна конвой-сцепка барж — это 175 грузовых железнодорожных вагонов. ЕС будет развивать этот вид транспорта и прежде всего каботажные, балкерные контейнерные перевозки и мультимодальные перевозки, связанные с синхронизацией деятельности внутреннего водного и морского транспорта, в частности трансконтинентальные перевозки большими контейнерами, что экономически очень выгодно. Это транспорт с зеленой логистикой и инфраструктурой, и этот транспорт является высокотехнологичным», — отметил Олег Рубель, доктор экономических наук, профессор Одесского государственного экологического университета, ведущий научный сотрудник Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины.

В то же время экологи предупреждают о возможных опасностях строительства водного пути Е40 из-за большой нагрузки на водные ресурсы Украины и их истощения.

«Представьте себе аварию танкера с нефтью, который переворачивается возле киевского водозабора, а это одно из направлений, который хотят развивать авторы проекта Е40. Что будет пить Киев? Или что будут пить Запорожье, Днипро, Черкассы, если это произойдет там? То есть мы понесем огромные потери. Считали ли эти расходы? Нет, не считали. Считали ли, сколько мы заплатим за очистку воды, если заработает проект? Ведь Украина пьет из поверхностных источников, из рек, в отличие от Европы, где в основном — подземные водозаборы, так же как в Беларуси в городах — 100% подземные водозаборы. Мы себе позволить пользоваться реками как водными путями просто не можем — мы заплатим за это высокую цену», — подчеркнул Олег Листопад, директор Общества охраны птиц Украины.

Эксперт Национального экологического центра Украины (НЭЦУ) по вопросам стабильного развития Александр Гусев считает, что экономические выгоды проекта Е40 плохо просчитаны, а потери от него могут быть намного весомее, чем преимущества.

Читайте также: Украина является "краеугольным камнем" в противостоянии за Черное море — экс-командующий ВС США

«Опасность этого проекта в том, что средства расходуются под государственные гарантии, ибо участие в нем принимают не только частные инвесторы. И может случиться так, что государство возьмет деньги, но это не принесет прибыли, более того — это вызовет непросчитанные, непредсказуемые экологические последствия, и в результате это упадет на рядового украинца, и здесь вопрос, хотим ли мы иметь такие проблемы», — подчеркнул эксперт.

Украина, как наиболее вододефицитная страна Европы, вследствие реализации этого проекта рискует уничтожить свои запасы питьевой воды — считает Георгий Веремийчик, эксперт по вопросам изменения климата НЭЦУ.

«Этот проект уничтожит запасы питьевой воды, которые очень важны как для Украины, так и для Беларуси, тем более мы живем в условиях постоянного изменения климата, и этот процесс всё время ускоряется, а дефицит питьевой воды в мире постоянно растет. А Украина является наиболее вододефицитной страной в Европе с точки зрения обеспечения питьевой водой», — отметил эксперт.

Международный водный путь (МВП) E40 — это международный проект, создание которого поддерживает Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) в рамках Соглашения AGN. МВП E40 должен соединить Балтийское море с Черным морем (г. Гданьск, Польша, с г. Херсон, Украина) и пройти через три страны: Польшу, Беларусь, Украину. Проект оценивается в 13 млрд евро и поддерживается правительствами трех стран.

По материалам: Укринформ

Exit mobile version