Site icon Полемика

Сотрудничество с МВФ: и бюджет согласовали, и о банковской тайне кое-что напомнили

Сотрудничество с МВФ: и бюджет согласовали, и о банковской тайне кое-что напомнили

Аналитика

27.11.2020 11:42

Укринформ

Основное препятствие в переговорах Украины с кредиторами — бюджетное — сняли. Но некоторые СМИ напугали еще и требованиями о снятии банковской тайны. Зачем?

Минфин сообщил, что Украина договорилась с Международным валютным фондом об основных параметрах проекта государственного бюджета на 2021 год. "Это одна из главных предпосылок для начала первого пересмотра программы Stand-by для Украины, назначения даты визита миссии фонда и получения очередного транша", — говорится в сообщении ведомства. Украине сегодня очень нужны деньги для финансирования дефицита бюджета. И МВФ пока единственный источник доступных для этого ресурсов. Поэтому требования и технические рекомендации международных кредиторов для нас не просто важны, а жизненно необходимы. Среди последних таких рекомендаций — обустройство современной и эффективной налоговой системы, в основе которой международные принципы открытости, прозрачности и обмена информацией, которая в Украине до сих пор составляет банковскую тайну. Некоторые уже успел окрестить это новыми требованиями, без которых Украина не получит транша. Проанализируем, так ли это.

Что значит "техническая миссия отчиталась"

Кроме сообщения Минфина о завершении сложных "околобюджетных" переговоров с кредиторами, и успокоения общества тем, что удалось достичь существенного переговорного прогресса (а значит, есть надежда, что деньги дадут) на днях также был опубликован отчет миссии технической поддержки МВФ для Украины, которая работала в июле этого года. Анализ, выводы и рекомендации миссии были посвящены налоговой политике в Украине. В нем, в частности, говорилось о необходимости перехода Украины к более эффективным инструментам борьбы со злостными неплательщиками налогов, в том числе путем открытия и обмена информацией с международными партнерами о банковских счетах при введении косвенного метода финансового контроля.

Некоторые сразу поспешили нагнать ажиотаж, мол, МВФ "потребовал снять банковскую тайну". Хотя здесь стоит напомнить, что Украина давно на это подписалась в рамках европейских протоколов по борьбе с экономическими преступлениями. Но до сих пор не имплементировала в отечественное законодательство. То есть, техническая миссия как раз напомнила нам о наших же обязательства. Но кому-то нужно было громко "хайпануть" манипулятивными заголовками на пустом месте. Для чего это делается? Не иначе, чтобы граждане все больше ненавидели тех финансовых "басурман" из МВФ, которые постоянно чего-то от нас требуют.

На самом деле технические миссии МВФ в зависимости от их состава, уполномочены всего лишь проанализировать и предоставить по просьбе правительства советы по той или иной теме. Выводы и рекомендации, отраженные в упомянутом "налоговом" отчете, не являются частью переговорного процесса, который сейчас происходит между Украиной и МВФ. И вообще ссылаться на выводы любой технической миссии (а они проводятся в странах-получателях помощи постоянно. — Авт.) как на окончательно сложившуюся в процессе переговоров позицию Фонда, крайне некорректно. Эти рекомендации не являются предметом обсуждения при получении траншей согласно программе. Они в целом помогают стране продвигаться в направлении развития. Поэтому еще раз акцентируем — по результатам работы технических миссий эксперты МВФ только консультируют о лучших международных практиках, а также определяют рекомендации по введению изменений в Украине. Дальше эти отчеты используются для обсуждений государственной политики и разработки и совершенствования отечественного законодательства — не более чем.

Немного об украинских налогах, их плательщиках и банковской тайне

Итак, что касается "налоговых" замечаний и рекомендаций Фонда. Техническая миссия (а, соответственно, и Фонд) считают двоякой нынешнюю налоговую политику Украины, которая хоть и была существенно модернизирована в течение последних лет, однако требует, по мнению кредиторов, совершенствования путем внедрения более эффективных инструментов.

«С одной стороны, за эти годы была проведена значительная работа по совершенствованию и обновлению налоговой системы. С другой, ставятся под сомнение основные положения действующей системы», — отметили в Фонде. В МВФ отмечают, что в Украине были направлены «серьезные усилия» на модернизацию международных аспектов налога на прибыль, а также приближение к стандартам ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Однако некоторые круги в Украине «настойчиво стремятся отменить налог на прибыль корпораций», — отмечают в МВФ. (Речь идет об идее ввести налог на выведенный капитал, которую Фонд категорически не согласовывает. — Авт.).

Кроме того, положительным для отечественной налоговой политики называется Программа добровольного раскрытия информации (VDP), которая позволит налогоплательщикам за определенную сумму легализовать финансовые и физические активы, за которые платились налоги на прибыль. «Это будет способствовать росту налоговой базы в будущем, поскольку доходы, полученные от этих активов, станут видимы для Государственной налоговой службы», — отметили в Фонде.

Представители Фонда также объяснили зачем Украине нужен так называемый непрямой метод финансового контроля, осуществляемого через международный обмен финансовой информацией. «Важным вызовом для Украины является то, что доступ к финансовой информации налогоплательщиков защищен законом о финансовой тайне, и получить его можно только с разрешения судьи в каждом конкретном случае. Это значительно уменьшает эффективность косвенного метода, который работает лучше на основе масштабного анализа данных", — говорится в отчете технической миссии. Там же сказано, что упомянутый принцип поддерживают большинство цивилизованных стран. И если Украина хочет принадлежать к кругу этих стран, то ей придется закрепить косвенный метод в своих законах и нормативных актах.

Именно из этих выводов отдельные отечественные СМИ и раздули горячую манипулятивную новость. Мол, МВФ «потребовал отменить банковскую тайну и передать Государственной налоговой службе неограниченный доступ к информации о счетах налогоплательщиков». По сути, речь действительно идет об отмене банковской тайны, но в данном случае это точно не «траншевое» требование МВФ, а, скорее, его рекомендация и напоминание Украине, куда вообще нужно двигаться, чтобы шагать в ногу со всем миром.

Банки рано или поздно распрощаются со своей тайной

Это давно уже решено, но не все об этом в курсе. Для этого вспомним историю вопроса. Начиная еще с 2009 года в ответ на широкую международную обеспокоенность из-за уклонения от уплаты налогов через оффшоры (где, по оценкам Transparency International, «осело» уже более $10 трлн долларов.), G20 заявила, что "эра банковской тайны закончилась». Потому что наступила ситуация, когда из-за оттока средств «высоконалоговые» страны столкнулись со снижением налоговых поступлений и нарастающим бюджетным дефицитом. Это перестало их устраивать. Чтобы ограничить вывод денег в оффшоры, а также вернуть уже выведенные деньги, высоконалоговые страны стали инициаторами отмены не только банковской тайны, но и конфиденциальности информации о владельцах оффшорных компаний.

Так, для борьбы с уклонением от налогов в 2010 году в США был принят закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), позволяющий фискальным органам США получать от налоговых органов других стран информацию о доходах, полученных в этой стране американскими гражданами. Поскольку FATCA показал свою эффективность, было принято решение расширить этот механизм до мирового уровня с привлечением большого количества стран-участников. С тех пор во всем мире наблюдается резкое расширение границ налоговой прозрачности в проекции международной системы автоматического обмена налоговой информацией по стандарту CRS (Common Reporting Standard, разработан в 2013-2014 годах Организацией экономического сотрудничества и развития), который используют в Системе автоматического обмена финансовой информацией (Standard on Automatic Exchange of Information — AEOI).

На сегодняшний день более 100 юрисдикций взяли на себя обязательства автоматически обмениваться информацией, касающейся оффшорных счетов, и более 90 уже начали такой обмен. Аналитики подсчитали, что банковские вклады составляют примерно 25% мирового скрытого богатства. В Европе из-за этого почти все страны постепенно отказались от банковской тайны. Даже такие "оффшорно-ориентированные" страны как Швейцария, Монако, Андорра, Лихтенштейн и Сан-Марино.

Украина еще в 2013 году присоединилась к Глобальному форуму по транспарентности и обмену информацией для налоговых целей в рамках Организации экономического сотрудничества и развития и обязалась соблюдать международные стандарты прозрачности. И планировала присоединиться к международному стандарту обмена финансовой информацией CRS в 2020 году. Но до сих пор этого не сделала.

Что было и что будет

Отечественные эксперты, которые подробно изучали вопрос, отметили, что в контексте описанных выше международных ориентиров Украина должна наконец завершить все законодательные процессы и подписать соответствующие межведомственные соглашения об обмене финансовой информацией. «На национальном уровне необходимо имплементировать должным образом стандарт AEOI, урегулировать регулярное обновление внутренних процедур в соответствии с требованиями стандарта AEOI, обеспечить соблюдение требований конфиденциальности и защиты персональных данных, нормировать автоматизацию и технологическое обеспечение сбора информации и ее обмена», — отметила Марина Стадник, старший экономист офиса финансового и экономического анализа Верховной Рады Украины, независимый внештатный эксперт в электронном аналитическом издании "Вестник МСФО" (ЛИГА: ЗАКОН).

Интересно, что с момента широкого внедрения систем автоматического обмена финансовой информацией, по разным оценкам, примерно 500 тысяч человек раскрыли данные об оффшорных активах с помощью программ добровольного раскрытия информации (VDP), что обеспечило около $100 млрд дополнительных налоговых поступлений.

«После начала автоматического обмена информацией скрыть информацию о проведенных за рубежом транзакциях и имеющихся средства станет значительно сложнее. Сейчас украинская налоговая служба не имеет возможности получать данные о банковских счетах и ​​корпоративных правах собственности украинцев за пределами страны. С появлением автоматического обмена финансовыми данными эту информацию от всех стран-участников CRS будут получать непосредственно фискальные службы. Правда, не подлежит обмену информация о корпоративных счетах, которые были открыты до конца 2015 года, и ежегодный остаток которых не превышал $250 тыс. Или эквивалент этой суммы», – объяснял раньше юрист LEMAN International Law Group Андрей Слободенюк.

Покажите свои деньги, господа хорошие

Теперь понятно, почему отечественные олигархи так упорно не хотят, чтобы Украина прислушивалась к рекомендациям МВФ и присоединялась к любым международных программам налоговой и финансовой прозрачности. Они готовы до последнего держаться за банковскую тайну и спекулировать ею (хотя бы для того, чтобы граждане собственной страны не узнали, на сколько их обокрали и где спрятано награбленное. — Ред.).

В 2017 году соответствующий законопроект, призванный «создать условия для внедрения стандарта автоматического обмена информацией и предотвращения отказа банков от предоставления информации по налоговым вопросам для целей международного автоматического обмена», так и не дошел до рассмотрения Верховной Радой.


Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект "Об основах государственной антикоррупционной политики на 2020-2024 годы"

В этом году очередная попытка была предпринята ​​в рамках разработки государственной антикоррупционной стратегии — 5 ноября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект "Об основах государственной антикоррупционной политики на 2020-2024 годы". Этот законопроект, среди прочего, предусматривает создание реестра счетов физических-юридических лиц и индивидуальных банковских сейфов. Доступ к реестру, в случае принятия и подписания закона, будет дан многочисленным органам. В частности, Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), Национальному антикоррупционному бюро (НАБУ), Специализированной антикоррупционной прокуратуре и Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных деяний. А еще Налоговой службе и Таможне.

При этом, на законодательную инициативу ожидаемо негативно отреагировали эксперты Главного научно-экспертного отдела Верховной Рады и в НБУ. «Предоставление неограниченного доступа к такому реестру само по себе создает значительные коррупционные риски. Кроме того, таким предложением фактически предлагается отменить банковскую тайну (ст. 60-62 Закона Украины "О банках и банковской деятельности"), что не будет способствовать экономическому развитию страны ", — говорится в заключении Научно-экспертного отдела Рады.

"НБУ считает, что предлагаемый законопроектом способ получения правоохранительными органами информации, составляющей банковскую тайну, фактически будет означать нивелирование института такой тайны. Как следствие, это может привести к ухудшению состояния защиты частной информации и снижение доверия к банковской системе", — подчеркивается в сообщении НБУ .

Кажется, отечественные законодатели, торопясь, снова подходят к решению проблемы в «лоб», чем очень пугают рядовых граждан. А может, наоборот, спешат «закрыть тему», чтобы поскорее ублажить внешних кредиторов. Хотя последних не так просто перехитрить «полумерами». Особенно, если речь идет о сокрытии налогов или «грязных» денег.

Марина Нечипоренко, Киев

По материалам: Укринформ

Exit mobile version