Site icon Полемика

Украинские города без маршруток, или Несколько преувеличенные слухи

Украинские города без маршруток, или Несколько преувеличенные слухи

Аналитика

18.01.2021 20:26

Укринформ

В ближайшее время без маршрутных такси Украине, похоже, не обойтись. Задача — осовременить их и сделать более безопасными и удобными

в парламенте зарегистрировали правительственный законопроєкт №4583 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно общественно важных услуг по перевозке пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом". Об этом собщил миниістр инфраструктуры Владислав Криклий в ФБ-сообщении под названием "Конец "старым" маршруткам".

Некоторые СМИ и пользователи соцсетей восприняли слова министра как своего рода "приговор" маршрутным такси "как класса". На самом деле пока речь идет только о законодательном урегулировании пассажирских перевозок, повышении требований к безопасности, качеству и доступности (прежде всего, для людей с особыми потребностями), усилении технического и финансового контроля. Об этом пишет и господин Криклий: "Принятие закона позволит наконец требовать от перевозчиков качества и оставить в прошлом старые и разваленные автобусы". Об э том говорится и в Пояснительной записке к законопроекту: "Предлагается установить принцип равноправного доступа к услугам инфраструктуры, ввести систему предоставления общественно значимых услуг по перевозке пассажиров автомобильным маршрутам, линиям, маршрутам городского электротранспорта…".

То есть, если упростить, "на выходе" должны получить новые технически исправные маршрутные такси большей емкости, оснащенные GPS-трекерами и валидаторами и следующие по четкому графику. Где четко подсчитываются пассажиры и выручка. Водители которых выдают билеты. Где действует единый для населенного пункта электронный проездной документ и где есть возможность рассчитаться банковской картой. А еще — водитель не закрывает двери перед носом у вероятного льготника и не останавливается в 20 метрах от остановки, увидев там человека в инвалидной коляске. Перевозчик же вовремя получает от местных властей компенсацию за перевозку льготных категорий граждан (до вероятного внедрения в стране полной монетизации льгот) и отвечает за работу подчиненных "кошельком" и даже лицензией …

Возможность же полного отказа от маршруток, о чем говорят не один год, пока оставляют на усмотрение властей отдельных городов. Таких, например, как Киев, Львов, Тернополь, Хмельницкий и другие, где набрали необходимое количество голосов соответствующие петиции и где есть соответствующие муниципальные программы

Сначала – безопасность и качество транспортных услуг…


Владислав Криклий

По словам Владислава Криклия, одна из задач нового законопроекта – обеспечение равного доступа в автомобильный транспорт для всех. Речь идет о приспособленности подвижного состава для перевозки пассажиров с инвалидностью и других маломобильных групп, внешнее звуковое информирование о номере и приближающейся конечной остановке машины,  звуковое и визуальное информирование внутри салона. Что касается "дискриминации" льготников, то с ней, по словам чиновника, будет покончено благодаря новому подходу к оплате услуг перевозчиков, которые будут получать деньги за километраж. Стоимость каждого километра по маршруту обслуживаемого перевозчиками, будут определять местные власти. А конкурсы на маршруты проводить через систему ProZorro. При этом условия тендеров будут четкими и прозрачными, а не прописываться "под своих". В то же время требования к качеству и вместимости подвижного состава усиливаются. "Часть транспортных средств, обслуживающих городские автобусные маршруты, по своей конструкции и пассажировместимостью морально устарела. Большинство подвижного состава городов Украины — автобусы, вместимость которых не превышает 22 пассажирских мест и срок эксплуатации которых превышает 10 лет", — говорится в Пояснительной записке к законопроекту №4583. Задача — кардинально изменить ситуацию.

Авторы документа отмечают повышение самостоятельности местной власти — в том числе и финансовой, — в определении "транспортного будущего" населенных пунктов и территорий. Именно власть на местах будет определять, как наладить систему движения общественного транспорта. И это — потенциальная возможность постепенного отказа от многочисленных маршруток в пользу крупногабаритного транспорта, что, среди прочего, будет способствовать улучшению контроля за соблюдением графиков движения, а также борьбе с пробками и улучшению экологической ситуации в украинских городах.

…Отказ от маршруток — позже. И пока не везде

Призывы и прогнозы вероятного отказа от маршрутных такси в Украине раздаются уже с десяток лет. Небольшие автобусы, которые сильно помогли нам, начиная с 1997 года, уже действительно пережили свою "эпоху". Мир идет другим путем, когда определяющими становятся не только финансовая доступность транспорта, но и его удобство и экологичность. У нас тема "транспортной" европейскости "особенно актуализировалась в начале 2016 года, когда люди поддержали ряд соответствующих петиций — обращений к местным властям. В частности, в Киеве

1. Желание граждан + политическая воля

В октябре 2018 года Киевсовет утвердил Программу развития пассажирского транспорта и обеспечения безопасности дорожного движения в 2019-2024 годах. Согласно документу, до 1 января 2025 г. столичная власть планирует убрать с улиц мегаполиса все маршрутки, обновить парк автобусов, трамваев и троллейбусов. Обсуждая проект, депутаты отмечали, что свыше 40% столичных маршруток курсируют незаконно, и действенного контроля за их работой нет…

За два года ситуация фактически не изменилась, — констатируют отраслевые эксперты. В то же время постепенное (но пока с многочисленными отсрочками) введение единого электронного билета они называют важным шагом в нужном направлении.


Прохор Антоненко

“Маршрутки составляют около 50% наземного транспорта. И почти половина из них работают без договоров. Соответственно, средства в бюджет не поступают. Эта ситуация не меняется, потому что выгодна руководству, которое получает проценты из миллиардов неучтенной наличности. По моему убеждению, вместо маршруток должен быть исключительно большой и комфортабельный коммунальный транспорт. Вложение десятков миллиардов гривень бюджетных средств в расширение дорог не приводит к уменьшению пробок, а наоборот. Исправить ситуацию могут только развитие общественного транспорта и политическая воля для реализации”, – подчеркивает депутат Киевсовета Прохор Антоненко.

2. Финансовый аспект

В то же время, по мнению бывшего советника городского головы Киева Максима Бахматова, одной политической воли для отказа от маршруток недостаточно. Куда важнее финансовый аспект: "Киеву необходимо, по скромным подсчетам, более двух миллиардов долларов для полного отказа от маршрутных такси. Пока у города есть другие приоритеты, и есть на что тратить такие деньги. Сейчас маршрутки вывозят половину людей с Троещины. В общем, киевляне получают хороший сервис за умеренную плату…”.


Александр Кава

Хотя другие эксперты — в частности, Александр Кава (ныне — замминистра финансов) считают, что не о таких уж и "страшных" деньгах идет речь. "Городской бюджет позволяет решить эту проблему за два года. В Киеве парк наземного транспорта намного моложе, чем например, в Будапеште, Праге или Варшаве. Нужно не обновлять, а увеличивать парк муниципального транспорта. Киеву для этого нужно около 1000-1200 единиц новых троллейбусов, трамваев и автобусов", — говорит господин Кава.

А это — как ни крути, — хотя, может, и не два "ярда" "зеленых", но по меньшей мере несколько миллиардов гривень. Потому что, например, различные модификации украинских троллейбусов "Богдан" и "Электрон" стоят от 180 до 220 тысяч евро (6,1- 7,5 млн грн). Примерно такая же и стоимость белорусских машин. "Электроновские" автобусы продают по цене от 140 тысяч евро (4,8 млн грн), белорусские МАЗы — от 120 тысяч (4,1 млн грн). Электробусы, которые сейчас активно закупают для нужд крупных городов и городков Европы, — еще дороже.

Председатель совета общественной организации "Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры" Владимир Наумов считает, что "Киевпасстранс" может взять необходимые деньги в кредит. А также частично решить проблему финансирования благодаря кросс-субсидированию — перенаправив часть доходов метрополитена на приобретение наземного подвижного состава. "Заменить маршрутки нельзя. Есть заказчик, и если он пропишет в договорах, что на маршрутах должен быть только определенный вид транспорта, то у перевозчика два варианта: искать такой транспорт, как предусмотрено заявкой, или не выходить на конкурс", — считает господин Наумов.

Однако, если такой рецепт и может пригодиться в столице или таких, скажем, крупных городам как Харьков и Львов, где и бюджетные возможности больше, и вероятность получения займов — в частности, от европейских финансовых институтов — выше, то для большинства небольших областных центров и городов областного подчинения такое финансовое бремя неподъемно. И на местный бизнес его переложишь. Хотя, например, в Тернополе еще в 2018-м взяли курс на полный отказ от маршруток. Планировали сделать это за два года. Впрочем, прошлогодний карантин, похоже, скорректировал эти планы. Будем надеяться, реализацию программы отложили ненадолго. И тернопольским опытом воспользуются и в других городах. Львовский горсовет также поддержал петицию о полном отказе от малых автобусов и организации перевозок электротранспортом и удобными крупногабаритными автобусами. Переход планируют осуществить в течение 5 лет. Поэтому есть шансы, что в 2024-м, максимум в 2025-м маршруток на львовских улицах уже не увидишь. Подобные программы принимают и в других городах.

3. Географические и ментальные преграды

Конечно, кроме финансовой, помешать планам "демаршрутизации" могут еще и другие проблемы. К примеру, далеко не везде движение крупногабаритного пассажирского транспорта возможно из-за рельефа и узких дорог. Автор дважды был свидетелем ДТП, когда на одном и том же нерегулируемом перекрестке в Пуще-Водице автобусы на крутом повороте цепляли автомобили, идущие навстречу. То же касается и "полугористой" местности в Корчеватом, вблизи Протасова яра, Батыевой горы и многих холмов и урочищ в Киеве. Такие участки есть и во многих других городах.

"Есть много маршрутов, где транспорт общего пользования не может работать из-за габаритов и другие показатели. Если предусматривать замену маршруток, то только когда мы изменим количество подвижного состава транспорта общего пользования. Если же просто маршрутки "убрать", будет транспортный коллапс", – подтверждает председатель "Ассоциации перевозчиков Киева и Киевской области" Виктор Моисеенко.

Также есть риски значительного ухудшения транспортного обеспечения отдаленных от центра малозаселённых микрорайонов. Ведь далеко не везде правильно пускать большие автобусы на так называемые "выселки". В лучшем случае интервал движения транспорта там придется увеличивать часов до двух. В худшем — жителям придется преодолевать несколько километров до ближайшей остановки. Тогда как маршрутки довозят их чуть ли не до самых дверей. С одной стороны, кто-то скажет: для здоровья пройтись полезно. А если спешишь или если ты — пожилой человек или инвалид? А зимой?.. Безусловно, рискуем «нарваться» на вал петиций противоположного содержания — с требованием пустить "на периферию" маршрутки.

То же касается и пригородных маршрутов.

Словом, тема отказа от маршруток, несмотря на свою "давнесть", все еще требует тщательного изучения. Большинство экспертов считают необходимым отдать инициативу проведения реформы на места. Попытки же, как некоторые призывает, одномоментно, путем принятия закона, разрубить этот "гордиев узел", может только навредить. По крайней мере, пока украинские города и территориальные громады не станут по-настоящему финасовосостоятельны.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ

Exit mobile version