Site icon Полемика

Ценовые тенденции на рынке топлива в Украине: чего ждать

Ценовые тенденции на рынке топлива в Украине: чего ждать

09.04.2021 20:43

Укринформ

Нестабильный рынок нефтепродуктов продолжает пугать украинцев "качелями" на фоне пандемии коронавируса

На фоне всплеска заболеваемости Covid-19 в Украине и усиления карантина в стране обострилась давняя проблема — нестабильный рынок нефтепродуктов, в очередной раз сильно ударил по кошелькам украинцев и заставил власть «зашевелиться». Чтобы попытаться урегулировать ситуацию, Кабинет министров вместе с Нефтегазовой ассоциацией Украины подписали Меморандум, который должен обеспечить ценовую стабильность на рынке.

Действительно ли этот документ позволит владельцами автомобилей платить меньше за бензин, поможет ли он снизить количество нелегальных АЗС и получить в госбюджет дополнительные поступления, Укринформ спросил у экспертов отрасли.

Государство и АЗС: сотрудничество «по-новому»

2 апреля Кабмин и Нефтегазовая Ассоциация Украины подписали Меморандум "о намерениях создания благоприятной среды, развития добросовестной конкуренции на рынке нефтепродуктов Украины и удовлетворения потребностей потребителей на период карантина и ограничений".

По словам министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игоря Петрашко, этот документ должен развить и укрепить партнерские отношения между бизнесом и государством, сделав их максимально прозрачными и честными.


Игорь Петрашко

«За последние несколько недель мы провели много встреч и дискуссий с сетями АЗС. Подписание этого меморандума — свидетельство того, что взаимопонимание между государством и бизнесом есть: компромиссные решения найдены. Совместными усилиями мы должны обеспечить ценовую стабильность на рынке нефтопродуктов», – считает Петрашко.

Согласно Меморандуму, компании-участники Нефтегазовой Ассоциации обязуются продолжать платить налоги в полном объеме, формировать цены на нефтепродукты на условиях свободной конкуренции с учетом конъюнктуры на мировых рынках и ежемесячно подавать правительству информацию об АЗС, работающих незаконно или с нарушением законодательства.

В то же время и правительство должно способствовать созданию условий для свободного ценообразования на рынке нефтепродуктов; активно противодействовать нелегальному производству и обороту горючего; изучить вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс об акцизном налоге на растворители и разбавители на основе метанола или другие аналогичные товары. В последнем пункте "белые" компании топливного сектора очень заинтересованы.

Документ подписали. Что дальше?

Как считает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, подписание Меморандума служит позитивным сигналом для продолжения работы над созданием цивилизованного рынка Украины. Ведь со временем от этого «выигрывают» не только представители бизнеса, но и государство в целом.

«Этот меморандум прежде всего о том, как наконец сделать топливный рынок в стране цивилизованным. Сейчас он тонет в фальсификате и схемах уклонения от уплаты налогов. Страдают все: государство не получает миллиарды гривень налогов, в основном это НДС и акцизы; потребитель заправляет не только некачественное, но и опасное для здоровья и экологии горючее; при такой «конкуренции» страдает добросовестный бизнес. Последний в рамках этого меморандума обязался и в дальнейшем выполнять все свои налоговые обязательства, несмотря на то, что в нынешней экономической ситуации делать это становится все сложнее. А правительство со своей стороны приложит усилия для ликвидации теневого рынка», — говорит эксперт в комментарии Укринформу.


Сергей Сапегин

В то же время директор Центра «Психея», председатель Комитета по вопросам развития экономической конкуренции при ТПП Украины Сергей Сапегин сомневается, что подписание этого документа целесообразно, ведь в Ассоциацию входят только 14 предприятий. А налоги должны платить все, независимо от размера сетей АЗС.

«Меморандум подписан между Кабмином и только одной из ассоциаций, работающих на рынке, в которую входят далеко не все крупные розничные сети. Уже не говорю о том, не охвачены средние сети и, особенно, малые. То есть, украинские производители нефтепродуктов не представлены так, как это было бы логично и целесообразно, но ценовая стабильность невозможна без ресурсной стабильности. Среди подписантов также отсутствует мощный украинский нефтеперерабатывающий завод — Кременчугский», — отметил эксперт в комментарии Укринформу.

Он напомнил, что подобный меморандум уже подписывали в 2018 году. Тогда Нефтегазовая ассоциация вместе с Антимонопольным комитетом заключили аналогичные договоренности. Правда, через некоторое время в АМКУ вынуждены были открыть дела против отдельных членов Ассоциации за якобы нарушение конкуренции на рынке и «тайное» согласования цен.

"В результате против шестерых участников ассоциации было открыто дела о согласовании розничных цен на рынке. Позже АМКУ снова открывал дела о нарушении конкуренции на рынке компаниями, входящими в состав ассоциации. Поэтому у меня возникают сомнения в целесообразности нового меморандума», — пояснил Сергей Сапегин.

Бензин по "30": мечты и реальность

К сожалению, текст меморандума не обнародовали. Но по сообщениям источников Укринформа, один из важных пунктов документа о том, что все 14 предприятий, входящих в Ассоциацию, на период карантина должны уменьшить цену на литр бензина, в частности, чтобы его стоимость не превышала 30 гривень. (С перечнем участников Ассоциации можно ознакомиться здесь).

Однако, как свидетельствуют данные мониторингового проекта «Все АЗС», такие договоренности были соблюдены частично, ведь стоимость горючего уменьшилась лишь на отдельных автозаправках. Если до 5 апреля, когда произошел перерасчет цен, на ОККО и WOG марки бензина А-95 и А-92 стоили по 31,49 и 30,49 грн/л, то уже со следующего дня цена уменьшилась — 29,99 и 29 49 грн/л соответственно. Также примечательно, что обязательство не превышать договорной "потолок" лишь частично касается дорогих марок топлива. Стоимость, например, А-98 на WOG в течение недели была стабильной — 35,49 грн/л, в то время как А-95 + подешевел на 50 коп/л — 31,99 грн/л. На других АЗС ничего не изменилось — стоимость бензина там, по-прежнему не превышала 27-28 грн/л за А-95 и А-92.

Не менее удивительно и то, что азербайджанская компания SOCAR Energy, которая также является членом Нефтегазовой ассоциации, никак не отреагировала на подписанный документ и не уменьшила цены на бензин — в течение 1-7 апреля они были одинаковыми. В частности, на пятницу 9 апреля А-95+ стоил 32,98 грн/л, А-95 — 31,98 грн/л, А-92 — 30,98 грн/л, дизельное топливо — 30,98.

По словам экспертов, подписание меморандума не означает, что цены на рынке бензина сразу же изменятся. Ведь участники Ассоциации, как уже отмечалось ранее, обеспечивают лишь небольшую долю рынка, на котором присутствуют также средние и малые операторы, которые и без меморандума продают топливо значительно дешевле.

«Подписание меморандума ничего не изменит в алгоритмах ценообразования. Мы государство, на 80% зависящее от импорта моторного топлива. Документ просто позволит чиновниками получать из первых уст информацию о состоянии рынка, прогнозы и сделает процесс поставки более понятным и предсказуемым», — уверяет Сергей Куюн.

Между тем на рынке нефтепродуктов в течение недели с 1 по 7 апреля, наблюдалось некоторое снижение цен. По данным портала "Минфин", средняя стоимость бензина марки А-95+ опустилась на 25 коп/л, до 30,13 грн/л, А-95 подешевел на 48 коп/л — 28,58 грн/л соответственно, А 92 подешевел на 33 коп/л и стоил 27,71 грн/л. Немного упала и цена на дизтопливо и газ, правда, только на 2 коп/л — 28,25 грн/л и 15,75 грн/л.

Но радоваться, говорят эксперты, не стоит. Ведь из-за сокращения поставок дизельного топлива и сжиженного газа из России и Беларуси последующего роста стоимости горючего не избежать.


Сергей Куюн

«Нет предпосылок для снижения цен. Наоборот, прогноз ситуации с обеспечением топливом в ближайшие месяц-два очень плохой. И именно это должно стать темой срочного обсуждения между правительством и участниками рынка. По нашим расчетам, из-за резкого сокращения поставок из России и Беларуси прогнозный дефицит дизтоплива в мае составляет почти 50% рынка, сжиженного газа — 25%. Роста цен не избежать, но еще можно успеть совместными усилиями наладить альтернативные источники поставок и попытаться обеспечить страну горючим в разгар сезонного потребления и посевной», — предупреждает Куюн.

Три «слона», на которых держится теневой рынок

По данным «Консалтинговой группы А-95», потери госбюджета от нелегального оборота нефтепродуктов в 2020 году составили около 19 млрд грн, а в 2021 году, по прогнозам, превысят 20 млрд. грн. Среди незаконных схем, которыми чаще всего пользуются представители теневого бизнеса, Сергей Куюн выделяет три главные.

Первая из них — продажа бензина «вне видимости».

«Самая большая «дыра» — так называемые НДС-скрутки. На АЗС не выдают чеки или выдают фиктивные бумажки, образуется неучтенная наличность. Затем деньги и документы направляют в фиктивные фирмы, которые якобы это топливо покупают и потребляют. Как показывают наши исследования, АЗС может продавать полностью легальное топливо, при том без наценки, и получать на продаже документов и наличных в конвертационных центра 12% рентабельности. Сегодня это 3,20 грн на литре — очень хороший, я бы даже сказал желанный показатель для любой легальной сети», — рассказывает эксперт.

И это не предел. Путем продажи фальсификата прибыль можно удвоить. Схема следующая:

В стране работают 30 мини-НПЗ, которые перерабатывают нефть и газовый конденсат, а по документам выпускают не бензин и дизтопливо, а некие растворители. Вся суть в том, что в отличие от нефтепродуктов растворители не облагаются акцизом. А это сейчас 7 гривень в литре! Как правило, эти так называемые «миники» «крышуются» преступниками, имеют сверхтесную связь с местными властями и силовиками, а в некоторых областях даже им и принадлежат.

Третья схема — смешивание (для увеличения объемов) базового топлива с различными компонентами, которые не только часто бывают незаконными, но и могут значительно сократить жизнь автомобиля или вообще повредить здоровью владельца автомобиля.

«Думаю, все автомобилисты знают, что в Украине есть одна большая сеть, которая этим грешит больше всего. На ее станциях продается бензин А-95 производства никому не известных фирм — по адресам расположены мини-НПЗ и нефтебазы. Видим, что туда поступают десятки тысяч тонн различных «топливных» компонентов — стабильного бензина, растворителей, даже запрещенных веществ, как, например, монометиланилины. Спрашиваем: зачем вы это везете, что производите, сколько налогов платите? Ответов нет. На самом деле, такие вопросы должна ставить налоговая служба и другие наши многочисленные силовые органы, но почему-то не делают этого. А между тем таких вопросов на рынке очень много», — говорит Сергей Куюн.

Война с топливными мошенниками: эх, раз и еще раз …

На днях по решению правительства началось очередное наступление на топливных мошенников и принимаются организационные усилия для прекращения нелегального оборота горючего. В каждой области должны проверить 100% действующих там АЗС.


Олексій Чернишов

«Все нелегальные АЗС должны быть закрыты, горючее изъято, оборудование тоже. Эта работа уже начата, и есть некоторые достижения. К концу апреля она должна быть завершена», — об этом накануне сказал министр развития громад и территорий Украины Алексей Чернышев.

По его словам, также будут проанализированы источники происхождения так называемого «серого» топлива, которое продается на некоторых АЗС. И этот вопрос «находится на самом высоком контроле со стороны государства».

Впрочем, как считают специалисты, для того, чтобы отечественный рынок топлива нормально заработал, его нужно очистить не только от незаконных АЗС, но и от производителей и поставщиков неизвестных компонентов. А также создать условия для качественной конкуренции со стороны отечественного производства горючего. Потому что из-за контрафакта демпингового горючего иногда представители добросовестного бизнеса не могут закупать качественный импортный или отечественный продукт.

«Не будет «левых» объемов, возрастет переработка на отечественных НПЗ в Кременчуге и Шебелинке. Заправочные станции начнут бороться за клиента, исчезнет аномальный разрыв в ценах, которого нет в мире и который справедливо вызывает вопросы у потребителей. В частности, стоит определиться с диверсификацией ресурсного обеспечения страны нефтепродуктами. Наша зависимость от России и Беларуси слишком велика — например, до 70% рынка дизтоплива. У нас есть свои НПЗ, свои порты, поэтому можем обеспечить и производство, и логистику», — заключает Куюн.

Итак, можно констатировать, что существенного падения цен на рынке нефтепродуктов ждать не стоит. Меморандум, который должен был стать «островком надежды», мало повлияет на стоимость бензина, ведь несмотря на договоренности Кабмина и Нефтегазовой ассоциации, Украина остается зависимой от импорта топлива, дизельного топлива и сжиженного газа. И этот фактор больше всего влияет на формирование стоимости горючего в стране. Усугубляет ситуацию также и теневой сектор, из-за которого государство недополучает миллиарды гривень, а представители бизнеса не могут качественно конкурировать на рынке. И как раз с последним фактором уже пора бы разобраться…

Валентин Марчук

По материалам: Укринформ

Exit mobile version