Site icon Полемика

Страсти по транзиту: останется ли Украина с газом

Кремль опять напомнил Украине о транзите и поставках газа. В команде Зеленского пока не спешат озвучивать свою позицию, называя вопрос «сложным». Вместе с тем действующий контракт заканчивается через полгода…

Президента РФ Владимир Путин в конце апреля порассуждал о судьбе транзита российского газа через территорию Украины.

«А если транзита не будет? Вы понимаете, что тогда не будет реверса. Ведь реверс — он же виртуальный…  Это такой серьезный вопрос, они валяют дурака, занимаются какими-то политическими дрязгами — вместо того, чтобы подумать о рядовом гражданине Украины, который живет текущими заботами и вынужден платить непомерную цену за все эти политические фокусы», — сказал лидер РФ во время визита в Пекине. 

Эксперты говорят, что «газовая» карта появилась в политической колоде РФ в связи с новым циклом власти в Украине. Она, наряду с выдачей паспортов жителей ОРДЛО, является попыткой навязать диалог новоизбранному Президенту.

В свою очередь глава «Нафтогаза» Андрей Коболев назвал заявление Путина началом переговоров о продлении транзита газа.

Он выразил надежду, что стороны придут к соглашению, которые будет базироваться на европейских правилах.

«Украина внедрила у себя законодательство ЕС, которое устанавливает четкие правила и требования пользования газовой инфраструктурой. Собственно, ни у «Газпрома», ни у «Нафтогаза» значительного поля для маневра нет», — написал в своем Facebook Коболев.

Новые правила, о которых говорит председатель «Нафтогаза», в частности предполагают принципы Третьего энергопакета, а также перенос точки передачи объемов газа для европейских потребителей с западной на восточную границу страны. То есть, в этой ситуации Украина, как член энергетического Сообщества, будет предоставлять транзитные услуги не России, а ЕС.

С этими правилами не согласна российская сторона, которая хочет оставить все как есть. 

Отметим, что после 2019 года заканчивается 10-летний «транзитный» контракт с «Газпромом».  Сегодня украинская ГТС транспортирует до 90 млрд куб. м российского газа в год, зарабатывая на этом около 3 млрд долларов. В РФ дали понять, что объемы перекачки сократятся в связи с запуском газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток-2» в обход Украины. Ожидалось, что РФ до конца декабря текущего года сможет полноценно запустить эти маршруты, но сроки смещаются.  

Эксперты подчеркивают, что падение транзита бьет по самоокупаемости украинской ГТС. Так, при загрузке ниже 30 млрд. куб. м газа в год она обречена на банкротство. При этом в ЕС, включая Германию, которая выступает энергетическим бенефициаром «Северного потока 2», настаивают на сохранении транзита.   

«В Украине есть свои законы, которые несколько корреспондируются с европейскими. Но попытку Коболева апеллировать в споре с «Газпромом», исходя из европейского законодательства, нельзя назвать адекватной. В то же время полноценное прекращение транзита со стороны России маловероятно. При этом крайне низкий уровень транзита станет проблемой для Украины.  Думаю, транзит сократится до 30-40 млрд куб. м, отчего будет довольно трудно обеспечивать необходимый объем реверса», — комментирует сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

По его мнению, после 2019 года, когда закончится текущее соглашение, стоит ждать продолжение транзита без контракта, впрочем, не исключены сбои в транспортировке газа.

В то же время Коболев предупредил об угрозе новой «газовой» войны с РФ.

«Их цель — создать искусственный кризис после 2019 года, начиная с первого января 2020 года, как это было в 2009 году, то есть 10 лет назад, и попробовать создать кризис, который позволит им протолкнуть собственный интерес. Кризис, о котором говорю, который может иметь место в январе 2020 года, можно назвать газовой войной. И я считаю, что ее вероятность очень высока», — сказал Коболев.

Чтобы противостоять «газовой агрессии», Украина должна готовиться по двум направлениям, убежден Коболев.

«Здесь возможны увеличение мощностей получения газа с европейского направления, а также финансирование дополнительного объема газа в подземных хранилищах Украины», — отметил глава правления «Нафтогаза».

«Для Украины хорошо бы сохранить транзит на уровне 30-40 млрд куб. м, чтобы можно было обеспечивать газом Италию, Венгрию, Австрию и наполнять подземные хранилища. Для РФ самый идеальный вариант: передать эти хранилища и магистральные газопроводы в управление оператору, аффилированному с «Газпромом». Так, РФ будет, во-первых, получать газотранспортную логистическую маржу, которую Украина получает каждый год. Во-вторых, ослабит украинскую экономику. В-третьих, через аффилированных лиц получит косвенный контроль над ГТС и хранилищами. И тогда Россия по всем пунктам выигрывает. Выигрывают также европейские страны, как Венгрия, Австрия, Италия, которые получают гарантированный транзит газа и доступ к хранилищам оператора ГТС», — рассуждает финансовый аналитик Алексей Кущ.

Ну а пока транзит показывает положительную динамику.  Как сообщили в госкомпании «Укртрансгаз», в январе-апреле 2019 года транзит увеличился на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 29 млрд куб. м.

Ясность в ситуацию должны внести трехсторонние газовые переговоры ЕС-Украина-РФ, которые успел анонсировать еврокомиссар по энергетическим вопросам Марош Шефчович. Ожидается, что встреча пройдет в мае.

В то же время в команде избранного Президента Владимира Зеленского пока избегают конкретных формировок.

«Мы понимаем, что существует большой риск потери транзита (газа РФ через территорию Украины, – Авт.). Здесь рано сейчас говорить, здесь надо сейчас больше делать, чем мне озвучивать какую-то позицию. Это непростой вопрос. Многое зависит здесь и от позиции американской стороны, позиции относительно «Северного потока-2». Это довольно комплексный вопрос, на который обязательно нам нужно найти решение», — сказал советник Зеленского Александр Данилюк. 

К слову, накануне, посол США в Германии Ричард Гренелл в очередной раз пригрозил санкциями немецким компаниям за участие в строительстве газопровода «Северный поток – 2».

Для США, которые мечтают об экспансии европейского рынка через поставки сжиженного газа, этот газопровод — прямой конкурент.

Ранее Коболев заявлял, что Киев и Вашингтон близки к заключению контракта о поставках в Украину американского газа. 

Хотя это заявление, наверное, стоит расценивать как финт «энергетической» дипломатии накануне непростых дебатов с РФ.

Еще один аргумент, который украинская сторона использует для защиты своих интересов, — это угроза военной интервенции РФ после завершения транзита. Эту идею Киев транслирует европейским партнерам еще с прошлого года.   

Непростым остается вопрос поставок газа. В Пекине Владимир Путин также говорил о выгодности прямых поставок российского газа, указав, что цена газа для Украины при таком формате снизится минимум на 25%.

Украина, напомним, напрямую не покупает российский газ с ноября 2015 года. Газ из РФ в страну поступает по реверсу.

В 2017 году европейские посредники поставили Украине 14 млрд куб. м российского газа, а в 2018 — 10,5 млрд куб м.

В минувшем году Украина покупала «голубое топливо» в среднем по 300 долларов, а в начале 2019 года по 318 долларов.

 

По материалам: Голос

Exit mobile version