Site icon Полемика

Антикорсуд для Зеленского: Не будет ни «перезапуска» системы, ни транша МВФ?

Главу Антикоррупционного суда назначили накануне смены руководства всей антикоррупционной системы, анонсированной командой нового Президента. Но, по экспертному мнению, до парламентских выборов суд все равно не заработает. К тому же смысла в нем немного — статья о незаконном обогащении отменена.

Пообещали к парламентским выборам ради кредита МВФ

Высший антикоррупционный суд (ВАКС) начнет свою работу 5 сентября 2019 года. Соответствующее решение принято на собрании судей ВАКС.

Однако, политолог Руслан Бизяев считает, что полноценная работа суда начнется не в этом году. Дескать, предстоит еще налаживание работы других антикоррупционных органов. «Заработает Антикоррупционный суд полноценно в начале 2020 года», — говорит политолог.

Он отмечает, что в команде избранного Президента Владимира Зеленского анонсируют «перезапуск» антикоррупционных органов и смену их руководителей.

Однако создание антикорсуда является обязательством перед западными партнерами Украины. В частности, они прописано в меморандумах о сотрудничестве с МВФ. Согласно последнему меморандуму, украинская сторона получила около 1,4 млрд. долл. в декабре. В течение года ожидается получение около 2, 6  млрд. долл.

В аналитическом отчете МВФ на 2019 год называлось две даты — 15 мая и 15 ноября, когда страна должна была получить дважды по 1,3 млрд. долл. Но затем оказалось, что визит в Украину оценочной миссии Международного валютного фонда, после которого выделят очередной транш, откладывается. Экономист Виктор Скаршевский констатировал: «Следующий транш откладывается как минимум на месяц. Хотя Украина выполнила почти все структурные маяки».

Сроки выплат Украиной долга при этом не переносятся. Скаршевский подчеркивает, что выплаты заранее прописаны в бюджете на этот год. «Есть так называемая бюджетная роспись, где расходы расписаны по месяцам, а также информация о расходах имеется на сайте Министерства финансов, где расходы указаны поквартально», — уточнил эксперт. В частности, Украина обязана выплатить МВФ 1,8 млрд. долл. в течение 2019 года. Их может покрыть заем у самого МВФ, если его предоставят.

Ранее пауза в предоставлении транша затянулась с апреля 2017 по декабрь 2018 г. Создание антикоррупционного суда было одним из основных требований, но оно буксовало.

Так 7 июня прошлого года Верховная Рада приняла закон «О Высшем антикоррупционном суде». 11 июня его подписал Президент. Тогда Петр Порошенко обещал запуск ВАКС еще в 2018 году.

12 июля 2018  Верховная Рада приняла поправки в закон «О Высшем антикоррупционном суде», которые предусматривают подотчетность этому суду апелляций по коррупционным делам. На внесении этих изменений настаивали в МВФ и Госдепартаменте США. 2 августа закон подписал Президент. После этого стали озвучиваться новые временные рамки – отбор судей запланировали завершить в феврале.  То есть теоретически, запуск мог состоятся до президентских выборов, как настаивали западные партнеры.

Но перед президентскими выборами суд к работе не приступил. По экспертному мнению, правящая в Украине команда опасалась, что независимый судебный орган сможет оказать влияние на формирование власти, привлекая к ответственности высших чиновников перед выборами.

Теперь дата запуска суда предваряет парламентские выборы. Но Руслан Бизяев отмечает: «Судя по процессам, которые идут вокруг антикоррупционных органов, говорить о том, что система будет работать ранее 2020 года не приходится».

 «Неожиданный и неприятный сюрприз»

Высший антикоррупционный суд (ВАКС) должен завершить создание вертикали органов противодействия коррупции, в которую входят Нацагенство по вопросам предупреждения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и  Специализированная антикоррупционная  прокуратура (САП).

НАПК должен выявлять информацию о коррупции, НАБУ – расследовать коррупционные дела, САП – выступать обвинителем, а Высший антикоррупционный суд (ВАКС) – выносить приговоры. Таким образом, антикоррупционные органы смогут  наказывать народных депутатов, министров, глав СБУ, ГПУ, премьера и других высокопоставленных чиновников.

Собрание ВАКС утвердило шесть следственных судей. Срок их полномочий — один год с правом переизбрания на один год. Ранее, 11 апреля к исполнению обязанностей приступили 38 судей Антикоррупционного суда и Апелляционная палата антикорсуда. А  7 мая, избрали главу Антикоррупционного суда. Председателем ВАКС  стала экс-судья райсуда Харьковской области Елена Танасевич.

Руслан Бизяев отмечает: «Елена Танасевич — контраварийная фигура. Но Зеленский собирается перегрузить всю структуру, а не только персональный кадровый состав. Останется ли Тарасевич главой Антикоррупционного суда, станет понятно после того, как Президент Зеленский и новый парламент сформируют свое видение работы антикоррупционных органов».

Проблема, действительно, не только в кадрах. Конституционный суд (КС) отменил статью Уголовного кодекса, которая предусматривала ответственность за незаконное обогащение. 26 февраля 2019 года суд признал ст. 382-2 Уголовного кодекса Украины (незаконное обогащение) не соответствующей Основному закону и отменил ее.

В решении говорится, что она не согласуется с конституционным принципом презумпции невиновности и с конституционным предписанием о недопустимости привлечения лица к ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников (ст. 62 и 63 Конституции).

НАБУ пояснило, что решение Конституционного суда означает, что все уголовные производства в части, касающейся незаконного обогащения этих лиц, будут закрыты. Восстановить соответствующие расследования в дальнейшем будет невозможно.

В бюро считают, что лишение уголовной ответственности за незаконное обогащение открывает чиновникам возможности для злоупотреблений и предоставляет индульгенцию на совершение ими уголовных коррупционных правонарушений.

В парламенте зарегистрирован ряд законопроектов, призванных заменить статью на аналогичную, с другими формулировками. Но до парламентских выборов ее вряд ли примут. МВФ, США и ЕС призвали Раду отложить рассмотрение всех 13  законопроектов из-за их несовершенства.

Кроме того, имеется сопротивление депутатского корпуса. Нардеп  Дмитрий Добродомов отмечает: «Этот состав парламента уже не проголосует закон о криминализации незаконного обогащения. Тут половина — «клиенты» этой статьи».

На этом фоне встает вопрос, удовлетворится ли МВФ обещанием запустить Антикоррупционный суд перед парламентскими выборами. Заместитель главы Национального банка Екатерина Рожкова заявляла, что отмена статьи о незаконном обогащении стала для МВФ «неожиданным и неприятным сюрпризом».

По материалам: Голос

Exit mobile version