Site icon Полемика

Мало времени: почему Брюсселю не удается создать «Единую европейскую армию»

Бывший премьер-министр Бельгии, а ныне – главный кандидат на пост главы Европарламента Ги Верховстадт выступил с поистине историческим заявлением, в котором призвал такие развитые страны, как Франция, Германия, Италия и Испания «поторопиться» с формированием общей оборонной структуры Европейского Союза. По мнению высокопоставленного чиновника, в условиях сегодняшних геополитических вызовов Объединенная Европа крайне нуждается в собственных, независимых от США и альтернативных НАТО вооруженных силах.

Заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы: свой протест по поводу подобных речей выразили Вашингтон и руководство Североатлантического альянса, а президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер ФРГ Ангела Меркель напротив, горячо поддержали инициативу. И все же независимые аналитики считают, что до создания так называемой «Единой европейской армии» (ЕЕА) еще очень далеко.

Справедливости ради стоит отметить, что идея комплектования общих вооруженных сил пресловутой Объединенной Европы принадлежит именно французскому президенту. Еще около полугода назад Макрон обратился к официальному Берлину с предложением (а, скорее – с просьбой) о, если так можно выразиться, слиянии армий Франции и Германии. Дескать, такое объединение позволит в значительной степени повысить обороноспособность двух стран в рамках того же ЕС. Помимо прочего, подчеркивал глава Пятой Республики, новшество смогло бы вывести отдельно взятые государства Евросоюза из-под влияния Пентагона. Несмотря на то, что идея действительно нашла отклик в ФРГ (немцы крайне заинтересованы в расширении своего военного влияния, — Авт.), на уровне руководства Европейского Союза развивать ее не стали. Во-первых, по причине угроз, поступивших из-за океана – президент США Дональд Трамп безапелляционно заявил, что в случае создания ЕЕА Белый Дом введет против Брюсселя жесточайшие экономические и политические санкции. Во-вторых, на тот момент ни Париж, ни Берлин не располагали достаточными финансовыми средствами для указанного объединения.

Существовало, а главное – существует еще и третье обстоятельство, тормозившее подобный процесс, но об этом несколько позже. Именно сегодня, когда бюджет ЕС предусматривает определенные «свободные» средства в размере около миллиарда евро, вопрос о создании ЕЕА вновь стал актуальным. Эта актуальность частично воплотилась в желании Испании и Италии присоединиться к новому внутреннему военному альянсу. «В данном конкретном случае Мадрид и Рим намерены создать силу, способную противостоять не только наплыву нелегальных мигрантов, но и угрозам извне, — сказала в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский политический обозреватель Мари Пьюдеба. – Причем под понятием «угроза» в Европе подразумевают отнюдь не потенциальную агрессию со стороны Российской Федерации». Поясняя свою мысль, эксперт подчеркнула, что Объединенная Европа готова противостоять вторжению на свою территорию любых сил, включая Соединенные Штаты Америки. «Если бы в конце девяностых годов прошлого века у Европы были собственные «силы сдерживания», мир наверняка не столкнулся бы с военной агрессией НАТО против Союзной Республики Югославия, а ЕС не направлял бы свои самолеты на бомбардировку Ирака и Ливии», — заявила, в частности, она.

Интересно, что Североатлантический альянс, который на фоне создания ЕЕА катастрофически теряет свою популярность, готов, что называется, до конца отстаивать собственные интересы. «Армия Европы – это заведомо нереализуемый проект, — заявил Генеральные секретарь НАТО Йенс Столтенберг. – Мы (Альянс, — Авт.) будем лишь наблюдать, как рушатся подобные оптимистические надежды». Кстати, предполагается, что уже в ближайшее время западный военный блок дополнительно выделит 3 миллиарда евро на укрепление сотрудничества и проведение военных учений в рамках своей структуры. Не исключено, что Пентагон выделит не менее 5 миллиардов долларов на создание новых военных баз в Европе.

И все же упомянутая «надежда» на формирование ЕЕА все-таки существует. «Нам необходимо доказать, что Объединенная Европа является самодостаточной структурой, — довольно громко заявил Верховстадт. – И нам это удастся». А вот здесь следует упомянуть о «третьем обстоятельстве», которое может отложить создание европейской оборонительно структуры на неопределенный срок. Дело в том, что и Франция, и Германия одновременно претендуют на лидерство в ЕЕА. Как заявлял Макрон, армия Пятой Республики имеет «все шансы» возглавить Армию Европы, поскольку обладает необходимыми техническими средствами. В свою очередь, Бундесвер парирует наличием у него финансовых средств, которые ФРГ использует для производства новых самолетов и танков. Спор явно затянется.

Изначально предполагалось, что ЕЕА будет окончательно укомплектована к 2024-му году. «У Брюсселя для этого осталось слишком мало времени, — констатировал в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский эксперт Яннис Пападонис. – Учитывая, что в обозримом будущем ЕС, как структуру в целом, ждут кардинальные изменения (речь идет о выборах в высшие органы власти Объединенной Европы, — Авт.), приступать к созданию своей армии Европе нужно уже завтра».

 

По материалам: Голос

Exit mobile version