Site icon Полемика

А. Кава: «Билеты «Укрзализныци» подорожают в три раза, если их сравняют с себестоимостью поездки»

В «Укрзализныце» вновь заговорили о повышении тарифов на перевозку пассажиров. Так, «УЗ» будет просить у правительства разрешения увеличить стоимость билетов до уровня себестоимости перевозок. ГолосUA разбирался, оправдано ли повышение цен и расспросил об этом экс-заместителя Министра инфраструктуры Украины, эксперта по вопросам транспорта Александра Каву.

— В «Укрзализныце» вновь задумались о повышении цен на пассажирские перевозки… Оправдано ли это?

— Да, действительно нынче тарифы гораздо ниже, чем себестоимость. Если говорить о дальних пассажирских перевозках, то тариф сейчас покрывает всего лишь треть расходов. Если говорить о пригородных перевозках, то там ситуация просто критическая уже – тариф покрывает всего лишь 10% расходов. Поэтому объективно, что при нынешних тарифах и при отсутствии государственной поддержки железная дорога не может самостоятельно не то что развивать, даже поддерживать в нынешнем состоянии пассажирские перевозки. Парк пассажирских вагонов из года в год сокращается и если тренд не изменить, то диковинные фото из Индии и Пакистана с пассажирами на крышах могут стать реальностью и в Украине. Уже сейчас можно довольно часто наблюдать пассажиров, которые ездят в часы пик на кабинах городских электропоездов со станции «Троещина-2» в направлении станции «Петровка».

В Европе, например, пассажирские перевозки дотируются за счет государственных бюджетов стран, и, соответственно, государства регулируют тарифы на перевозку. Например, в Германии из федерального бюджета железной дороге выделяется дотация 10 миллиардов евро в год, а в Польше – порядка 3 миллиардов евро.

У нас же получается, что правительство устанавливает тарифы гораздо ниже себестоимости, но при этом абсолютно не решает проблему покрытия убытков от перевозки пассажиров. Это приводит к тому, что железная дорога работает, по сути, на самоуничтожение. То есть, мы видим, сколько в этом году произошло пожаров, сколько горело локомотивов и пригородных поездов. Они горят чуть ли не каждый день. Это все результат недостаточного расхода средств на поддержание подвижного состава.

— Какой тогда будет стоимость билетов, если ее приравняют к себестоимости?

— Если стоимость билетов на поезда приравняют к себестоимости, то стоимость будет повышена в среднем в три раза по сравнению с нынешним уровнем.

— В своем интервью Омелян сказал, что тарифы на грузовые перевозки базируются на справочнике 1970-х годов…

— Грузовые тарифы основаны еще на тарифных книгах Российской империи начала XX века, разработаны они во времена Сергея Витте и Петра Столыпина. Пассажирские же тарифы сейчас устанавливаются решением правительства и фактически не привязаны к расходам на перевозки.

— В связи с этим вопрос: какие главные проблемы «Укрзализныци»?

— Главные две проблемы «Укрзализныци» — это тарифы на перевозку пассажиров и тарифы на перевозку грузов. Если мы говорим о тарифах на перевозку грузов, то у нас действует старая, еще с царских времен, система, которая предполагает, что стоимость перевозки грузов зависит не от себестоимости перевозки, а от стоимости груза. Соответственно, «Укрзализныця» недополучает порядка 45 миллиардов гривен ежегодно из-за того, что действующая система вынуждает перевозить многие товары для украинских олигархов — в первую очередь, это железная руда, уголь, щебень и зерно по тарифам, которые несправедливо занижены и часто ниже, чем себестоимость. В результате олигархи получают сверхприбыли из-за искусственно заниженных транспортных расходов, а государственная «Укрзализныця» не имеет возможности отремонтировать локомотивы, приобрести новые вагоны и содержать в надлежащем состоянии путь.

С другой стороны, проблема – это перевозка пассажиров по тарифам, которые гораздо ниже себестоимости, которые тоже устанавливаются правительством. Из-за этого ситуация такова, что железная дорога не может обновлять пассажирский подвижной состав, в достаточном количестве не может покупать новые вагоны, новые локомотивы, не может тратить достаточно денег на содержание и развитие инфраструктуры.

— Сегодня в политической среде ходят разговоры о запуске частной тяги на «Укрзализныце»… Это будет хорошим ходом?

— Это просто приведет к уничтожению в первую очередь пассажирских пригородных и дальних перевозок, а потом и развалит всю систему грузовых перевозок. Это лоббирование интересов украинских олигархов, которые хотят забрать себе высокорентабельный вид деятельности на железнодорожном транспорте – это локомотивная тяга на маршрутных отправках, а «Укрзализныцю» оставить только с убыточными видами деятельности. Те, кто заявляет о введении частной тяги, – это лоббисты украинских олигархов, которые, по сути, хотят лишить граждан Украины возможности ездить в поездах. Если олигархи получат частную тягу, то «Укрзализныця» не сможет даже поддерживать пассажирские перевозки даже в том виде, в котором они есть.

— Наконец, с повышением тарифов не станет ли выгоднее добираться к месту назначения на самолете?

— Тарифы в авиации и на железной дороге отличаются тем, что железная дорога имеет, по сути, плоскую систему тарифов, которая не особо меняется в зависимости от времени покупки и сезона. В авиации используют динамическое ценообразование, когда есть 20 тарифов эконом-класса и 6 тарифов бизнес-класса. Сложные алгоритмы решают, сколько билетов по какой цене предлагать на тот или иной рейс. При этом стоимость билетов на один и тот же рейс для различных пассажиров может отличаться в разы и даже в десятки раз. Соответственно, те тарифы, которые ниже железнодорожных, – это тарифы, которые значительно ниже, чем себестоимость перелета, и их количество ограничено. Например, в авиации вы можете купить билет на рейс за 20 евро, а рядом будет сидеть человек, который за билет заплатил 400 евро. То есть, по факту он заплатил и за себя, и за вас. Авиакомпания – не благотворительная организация, они не могут возить пассажиров ниже себестоимости перелета. Поэтому здесь вообще проблемы нет, для железной дороги никакой угрозы нет.

По материалам: Голос

Exit mobile version