В минувшую среду, 4 сентября Палата общин британского парламента (ПО) большинством голосов одобрила законопроект, предусматривающий отсрочку выхода Туманного Альбиона из состава Европейского Союза (Brexit) до 31 января 2020-го года. Таким образом, запланированный премьер-министром Соединенного Королевства (СК) Борисом Джонсоном на конец следующего месяца «развод» Лондона и Брюсселя может не состояться. В ответ премьер пообещал депутатам так называемые «ответные санкции», предусматривающие, в том числе, роспуск высшего законодательного органа и проведение досрочных выборов.
По мнению независимых экспертов, в обозримом будущем СК может охватить всеобъемлющий политический кризис, который по масштабам можно сравнить с коллапсом государственной системы в этой стране в восьмидесятых годах прошлого века.
Итак, что же, в сущности, произошло 4 сентября? По удачному выражению представителей британской прессы, парламентарии нанесли Джонсону сразу два «тяжелейших удара». Во-первых, фактически запретили Даунинг-стрит осуществлять «жесткий Brexit», то есть в одностороннем порядке выводить Великобританию из-под юрисдикции Евросоюза. Кстати, не так давно тот же Джонсон клятвенно пообещал, что его страна более не будет принимать никаких условий Брюсселя, и покинет ЕС «без всяческих ненужных процедур». В данном контексте премьерская команда почему-то не учла того факта, что при «жестком Brexit» Соединенное Королевство потеряет не меньше четверти триллиона долларов на разрыве торговых отношений с ЕС и выводе из СК крупных европейских компаний. Во-вторых, ситуацию в британском парламенте стала окончательно контролировать оппозиция, которая намерена противостоять любому предложению премьера относительно даты не только пресловутого «развода с Европой», но и местных выборов. На этом фоне оппозиционный лидер Джереми Корбин фактически получил равные с консерваторами права на проведение соответствующих переговоров с Брюсселем.
По сути, на сегодняшний день в контексте Brexit у Великобритании есть три пути. Несмотря на голосование в Палате общин, премьер Джонсон еще может осуществить указанный «жесткий Brexit»: для этого одобренный ПО законопроект должна «завернуть» высшая палата законодательного органа Королевства – Палата лордов. Учитывая, что и лорд-спикер, и спикер этой структуры являются членами Консервативной партии, не исключено, что премьеру таки удастся разорвать союзные отношения с Брюсселем до 31 октября нынешнего года. «Для Лондона такое положение вещей чревато «эффектом домино», — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский правозащитник Александр Митц. – Воспользовавшись прецедентом, о своем выходе – на сей раз из состава самого Соединенного Королевства – могут заявить Шотландия и Северная Ирландия: совершенно очевидно, что экономика именно этих регионов наибольшим образом пострадает в результате неконтролируемого Brexit».
Вторым возможным вариантом развития событий может стать достижение принципиальной договоренности между Брюсселем и Лондоном. В данном конкретном случае Соединенное Королевство покинет структуры ЕС в следующем году, заплатив Объединенной Европе отступные в размере $45 миллиардов долларов. В свою очередь, ЕС обязуется сохранить основные экономические контакты с Великобританией и даже создать с ней зону свободно торговли. «Это наиболее приемлемый для обеих сторон вариант, — подчеркивает политический обозреватель Мари Пьюдеба. – Никаких существенных изменений в действующие экспертно-импортные связи внесено не будет. СК и Евросоюз лишь увеличат размер соответствующих пошлин. Политические же аспекты станут решаться на уровне совместных комиссий».
И, наконец, третьим вероятным выходом из сложившейся ситуации станет «частичный Brexit», при котором Великобритания получит статус особого партнера с Евросоюзом. «Формально Лондон уже не будет считаться частью Объединённой Европы, но оставит за собой все права и привилегии члена этой структуры, — подчеркивает для ГолосUA эксперт в области международного права Клаус Хофф. – Это избавит Соединенное Королевство от неминуемого экономического кризиса, однако потребует от Туманного Альбиона дополнительных обязательств перед ЕС».
Как ожидается, 17 октября страны-члены ЕС соберутся в Брюсселе на саммите, посвященному проблемам Brexit. Времени на раздумья у британских властей в целом и Даунинг-стрит в частности осталось не так уж и много.
По материалам: Голос