Site icon Полемика

Инвестиции в инфраструктуру: интересна ли Украина частному капиталу

Дороги, аэровокзалы и морские порты должны обновиться. Для этого руководство страны хочет открыть двери для зарубежных инвестиций, создав «безбарьерную» среду для государственно-частного партнерства.

Народные депутаты одобрили в первом чтении законопроект №1046 «О концессии», который, по мнению авторов документа, поспособствует увеличению зарубежных инвестиций в инфраструктурные проекты.

А планы властей в этой сфере наполеоновские. С ними поделился Президент Владимир Зеленский в ходе бизнес-форма в Турции, который проходил в августе. Со слов главы государства, среди первоочередных задач — капитальный ремонт 24 тыс. км дорог в течение следующих четырех лет. Также власти хотят перезапустить 5 морских торговых портов и обеспечить работой 15 аэропортов, превратив их в прибыльные объекты. Стартовый объем финансирования оценили в 20 млрд гривен. Но собственных средств на осуществление всех проектов у государства не хватает. Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак признается, что сегодня силами госбюджета развивать украинскую инфраструктуру можно лишь крайне низкими темпами.

К примеру, только на полное обновление дорожной сети страны, которая изношена на 90%, необходимо около 1 триллиона гривен. 

А концессия, напомним, позволяет передавать в управление частному сектору объекты государственного имущества. На приватные компании возлагаются инвестиционные, социальные, экологические и другие обязательства, при этом государство получает долю доходов от деятельности инвестора в виде оговоренных платежей. В итоге такая форма сотрудничества позволяет модернизировать деградирующие объекты стратегической инфраструктуры.

Надо сказать, что Кабинет министров уже объявил конкурс на концессию государственных портов «Ольвия» и «Херсон».

«Дальше нас ждут концессии дорог, железнодорожных вокзалов и аэропортов», — заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий.  

Отметим, что закон о концессии существует давно, просто новым законопроектом парламентарии хотят обновить существующие правила игры. Но они не были первые. Так, народные депутаты Рады VIII созыва инициировали изменения в концессионное законодательство: весной они поддержали в первом чтении проект закона №8125, но после избрания Рады IX созыва была внесена новая редакция документа. 

Как говорят авторы законопроекта №1046, документ усовершенствует «правовое регулирование концессионной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит возможность эффективного привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику Украины и развитие инфраструктуры».

Законопроект, среди прочего, вводит единую процедуру инициирования ГЧП, внедряет прозрачный механизм выбора концессионера, дает возможность привлекать советников и независимых для подготовки ГЧП, упрощает процедуру выделения земельных участков для концессионных проектов.

Однако главной начинкой законопроекта является обеспечение гарантий защиты инвесторов, которое является фундаментальным требованием для ГЧП.

Законопроект №1046, как говорится в пояснительной записке, подразумевает «имплементацию основных принципов осуществления концессий и ГЧП в соответствии с правом ЕС и четкое регулирование всех аспектов концессионной деятельности».

То есть, реализация концессионных проектов будет соответствовать международной практике.

Документ также предполагает дополнительные гарантии для концессионеров и кредиторов, в частности, возможность предусмотреть концессионным договором права замены концессионера на другого концессионера.

Депутаты надеются, что благодаря новому законодательству, которое вносить более 30 изменений в действующие правила, будут сняты ранее существовавшие для концессионеров барьеры.  

«Украина представляет интерес по логистическим параметрам, поскольку находится на пересечении как северно-южного торгового пути, так и западно-восточного. Наиболее заинтересованы инвестировать в развитие украинской инфраструктуры те страны, которые активно торгуют с Украиной. Это, прежде всего Китай. Также не исключено, что в будущем проявят интерес Канада, Австралия, Япония и Южная Корея. То есть, дальние страны, для которых мы не являемся географическими конкурентами, но для которых мы представляем плацдарм для работы на европейском рынке», — считает Новак.  

«Для того, чтобы в Украине возникали концессии, нужно создавать исходные предпосылки. То есть, на государственном уровне провести достаточно сложные переговоры, чтобы встроиться в мощную логистическую систему. Как, к примеру, Беларусь стала частью Нового шелкового пути КНР. И китайские инвестиции в экономику Беларуси не уступают российским. На данный момент Украина превратилась из транспортного хаба в тупик. И для того, чтобы изменить ситуацию, нужно стать участником крупного логистического проекта. Украине также ничего не мешает подписать с КНР пакет документов о развитии Шелкового пути. Или же, в крайнем случае, реанимировать логистический маршрут из Прибалтики к Черному морю», — рассуждает финансовый аналитик Алексей Кущ.

Инвестиции от концессионеров должны, наряду с открытием рынка земли, прокачать украинскую экономику. По крайней мере на это рассчитывают в правительстве. Премьер Алексей Гончарук верит в ежегодный рост ВВП на уровне 5-7%, начиная с 2020 года.

Эксперты говорят, что для такого рывка нужны инвестиции на уровне 7 млрд долларов ежегодно. Пока же дела идут не очень хорошо: объем прямых иностранных инвестиций на 1 июля составил 33,7 млрд гривен (1,3 млрд долларов).

Сегодня характер экономики определяют заробитчане, перечислявшие в прошлом году около 14 млрд долларов, и аграрный экспорт.

 

По материалам: Голос

Exit mobile version