Не секрет, что в Украине за годы независимости сформировался клан людей, которые решили, что закон для них не писан. Если наконец-то не будет определен четкий правопорядок по отношению к людям, которые живут вне закона, наша страна будет оставаться ужасом аварий и насилия, считают эксперты. Наглое поведение богатых мальчиков и девочек на украинских дорогах уже стало притчей во языцех. Дети олигархов получили у своих родителей право безнаказанно убивать людей, въезжать на огромной скорости в остановки с людьми, сбивать детей на «зебре»… О причинах беспредельного поведения «мажоров» на дорогах Украины и роли правоохранителей в их безнаказанности корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт общественной компании «ЕвроПатруль» Вячеслав Коновалов.
— Вячеслав, почему «мажоры», устраивающие ужасные аварии, всегда выходят «сухими из воды»?
— Очень большой фактор уклонения мажоров, совершивших страшные ДТП, от наказания — поведение самой полиции.
Принципиальный вопрос в том, как полиция относится к мажорам, как она оформляет ДТП с участием мажоров. Полиция «переобувается в воздухе», когда оформляет ДТП с участием людей с большими деньгами. У водителя вдруг припадок эпилепсии происходит, или, когда он летит на красный свет со скоростью 100 км в час – полицейские могут просто не оформлять ДТП. Классический пример с Зайцевой в Харькове — тянут, тянут и потом выпустят на свободу.
Напротив, при «обыкновенных» ДТП полиция ведет себя по-другому — все они честные «на белом коне с шашкой в зубах», но при ДТП с мажорами — они сразу «переобуваются в воздухе». Например, остановили персонажа, который ехал по тротуару, «руки — ноги» у пострадавшего целые, значит, ДТП не было. Полиция сама же поощряет всех этих мажоров, и полиция также сама подает наглядные примеры поощрения водителей-мажоров.
— Как можно остановить беспредел на дорогах, который устраивают неуязвимые «мажоры»?
— Сейчас «мажоры» просто ничего не боятся, их же никто не наказывает. Если бы в Украине была видеофиксация на дорогах в автоматическом режиме, чтобы приходили водителям штрафы – и за парковки, и за нарушения правил дорожного движения, был бы хоть какой-то порядок. Но еще в 2017 году из-за тендеров на установку системы видеокамер на дорогах был скандал. Разборки были в Антимонопольном комитете, кто заберет этот тендер, глава АМКУ Юрий Терентьев тогда проводил целую коллегию. Из 10 тысяч камер купили тогда только 1700 и то, не тех, что надо, программное обеспечение не то, неправильное. Хотя на самом деле всё то. Я открою небольшой секрет – еще в советские времена была система видеофиксации. Но и сегодня у нас эта система не работает. Опять же говорят, что надо принять какой-то закон. Не надо ничего принимать, надо, чтобы просто система запустилась и работала.
— Полиция сама игнорирует правила дорожного движения…
— Безусловно. Полиция сама нарушает ПДД. Более того, только они видят, что человек, который спровоцировал аварию, какой-то непростой, они автоматически «переобуваются в воздухе» и очень часто просто не оформляют ДТП, либо оформляют ДТП, но с явными нарушениями. Кстати, у них такое правило – полиция по судам практически не ходит. Они оформляют протокол, а потом, если там какой-то «косяк» в этом протоколе, по судам они не ходят. Пишут, что хотят, а потом в суд не являются, мотивируя тем, что «у меня, мол, служебные обязанности, я сильно занят, я больной» и т.п.
— Плохой пример заразителен… Когда мажоры летают на скорости 200 км в час и им за это ничего не грозит, другие водители повторяют их поведение на дорогах…
— Причина в том же, что нет контроля на дорогах. Я много раз говорил, что не надо повышать штрафы, просто нужна система видеофиксации на дорогах. И самое главное здесь — чтобы была неотвратимость наказания.
— Почему полиция массово «бьет» в ДТП новые машины?
— Правила дорожного движения сама полиция игнорирует. При новой власти были закуплены для полиции сотни новых автомобилей — тойоты, мицубиси. Они уже побывали в ДТП, и треть их них не подлежит восстановлению. Сама полиция ведет себя так же, как эти мажоры на дорогах. У полицейских нет правильной подготовки. Дело в том, что года два назад замглавы Киевского отделения «Общества содействия армии, авиации и флоту» («Добровільне Товариство Сприяння Армії, Авіації і флоту» (ДТСААФ), бывший ДОСААФ) Бабаян предложил бесплатное обучение водителей-полицейских. Это общество занимается подготовкой водителей, у них сеть автошкола еще с советских времен. Они тогда выступали с инициативой введения обязательного бесплатного курса для полицейского вождения, для водителей полиции, чтобы повысить их компетентность, чтобы они могли более-менее нормально управлять машиной. В полиции отказались от этого предложения, потому что бесплатно, потому что украсть нечего. Когда бесплатно, не на чем украсть. Бесплатно учиться отказались.
— Сколько автомобилей правоохранители успели разбить?
— Сегодня полицейские водители подготовлены очень слабо, плохо, из рук вон. Сколько было ДТП с участием полицейских, уже не сосчитать. Из сотен, если не тысяч новых автомобилей, поставленных полиции, почти половина уже разбита. Даже больше – 60 или 70%. Часть восстановили, часть не восстановили, но треть автомобилей точно не подлежит восстановлению.
— На ваш взгляд, может ли с приходом новой власти ситуация на дорогах измениться к лучшему?
— Каким-то образом что-то улучшилось процентов на 15-20, но системно, принципиально проблема не решена. В этом вопросе для меня основной маркер, показатель, прежде всего, такой, что главой транспортного комитета будет Владислав Криклий (министр инфраструктуры Украины, бывший руководитель Главного сервисного центра МВД Украины, – Ред.). Этот человек – один из тех, кто отказался от бесплатных курсов вождения для полицейских. При нем, вроде, создали прозрачные сервисные центры в Министерстве внутренних дел, и в то время восстановили систему «решал». Налицо якобы прозрачные очереди, по номерам… Они создали красивую картинку, которая прикрывает все те же старые коррупционные схемы.
По материалам: Голос