Site icon Полемика

Закон о перезагрузке власти: начнется ли «негласная люстрация» госслужащих

Закон о перезагрузке власти облегчает увольнение государственных чиновников, отмечают эксперты. Они считают, что речь идет о предпосылках к очищению госаппарата от кадров прошлой власти.

«Давление на бюрократию, сформированную при Порошенко»

Верховная Рада поддержала во втором чтении и в целом законопроект (№ 1066) о перезагрузке власти, который позволит нанимать государственных служащих по контракту.

«Количество таких людей будет ограничено 7% от всей госслужбы. То есть, мы около 14 тысяч сможем принимать на контракт», — заявил первый заместитель главы фракции «Слуга народа» Александр Корниенко. Он уточнил, что речь идет о том, чтобы нанимать по контракту людей на год-два для работы над конкретными проектами – например, по реформированию таможни, диджитализации и пр. Но не пояснил, для чего таким «контрактным людям», как он выразился, требуется статус госслужащего.

Таким образом, под предлогом приема на временную работу 14 тысяч специалистов запущена реформа государственной службы, которая коснется 260 тысяч чиновников. Законопроектом предлагается внести изменения в закон «О государственной службе», «О Кабинете министров» и «О центральных органах исполнительной власти». Реформа прямо коснется 19 министерств, 24 служб, 24 госагентств, 4 инспекциЙ, 7 центральных органов исполнительной власти, а также всех местных государственных администраций.

При этом СМИ отмечают, что для самих служащих по контракту условия предусмотрены весьма льготные. Дескать, в проекте содержится норма о том, что условия работы госслужащих-контрактников должны быть конфиденциальными, а это дает «немалые лазейки для коррупции». Осталась ли эта норма в окончательном варианте закона, будет ясно после его публикации.

Следует отметить, что госслужбу недавно уже реформировали. Новый закон о государственной службе был принят в конце 2015 года и вступил в силу с 1 мая 2016-го.

Тогда должности госслужбы были разделены на 3 категории: «А», «Б» и «В». От категории, к которой отнесена должность госслужбы, зависит ранг, который может быть присвоен госслужащему. Было введено 9 рангов (вместо 15 рангов, как это было ранее). Категория А — высший корпус государственной службы. Категория Б — руководители подразделений. Категория В — другие должности государственной службы

При этом с мая 2016 года под закон о госслужбе не подпадают Президент, его советники, премьер-министр, министры, заместители министров и ряд других должностей, которые стали считаться политическими. А в ноябре 2017 года от конкурсного отбора избавили губернаторов. С тех пор действие Закона «О государственной службе» больше не распространяется на председателей местных государственных администраций, их первых заместителей и заместителей.

В настоящее время к категории «А» относятся госсекретари министерств, руководители аппаратов госорганов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины.

Теперь Рада расширила основания для увольнения чиновников категории «А». Их, например, можно будет увольнять в период отпуска или временной нетрудоспособности. То есть, пока чиновник находится на больничном.

«При этом гарантировали им «золотой парашют» — они полгода будут получать свою зарплату. И в течение полугода смогут рассчитывать на должность такого же уровня», —пояснил Александр Корниенко.

Политолог Руслан Бортник считает, что, по сути, стартует негласная люстрация чиновников.

«В данном случае мы имеем дело с продолжением истории закона о люстрации, о котором новая власть еще недавно говорила и предлагала принять. Планировалось расширить действие люстрации на чиновников времен Петра Порошенко. Но не сложилось. А теперь мы имеем дело с попыткой оказать информационное и моральное давление на бюрократию, которая сформировалась во времена Порошенко и сидит на всех уровнях власти».

«Обеспечить условия массового увольнения»

Руслан Бортник считает, что госслужащие теперь оказываются «на крючке» под страхом увольнения. «То есть, пытаются добиться лояльности таким образом или действительно обеспечить условия, при которых можно будет массово уволить», — сказал он.

Эксперты отмечают, что закон упрощает процедуру увольнения чиновника. Так, председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко в комментарии «Слову и делу» отметил, что «очень сильно упрощается дисциплинарная ответственность».

Кроме того, предлагается ввести оценивание госслужащих. В случае негативного оценивания чиновника будут увольнять, положительного — выдавать премию. Это также упрощает возможность уволить служащего.

Как известно, прием на госслужбу осуществляется путем назначения на должность госслужбы по результатам конкурса. Причем действующим законом прямо запрещается принимать граждан Украины на должности госслужбы без проведения конкурса.

Увольнение происходит по КЗоТу, и Руслан Бортник отмечает: «Уволить чиновника непросто, а возможности вернуться на свое место по суду – достаточно велики».

По новому закону не будет критериев, по которым Кабмином будет определяться победитель конкурса, и упрощаются возможности для увольнения чиновников, а это дает основания для злоупотребления, говорится и в экспертном выводе Главного юридического управления Верховной Рады.

Например, срок предупреждения об изменении условий труда сокращается с 60 дней до 30. Парламентские юристы отметили, что это «является дискриминационными условиями по отношению к отдельной категории работников, снижает уровень защищенности государственных служащих при осуществлении ими своей профессиональной деятельности в интересах государства».

Кроме всего прочего, по новому закону изменится и порядок начисления зарплаты госслужащим. Если ранее должностные оклады госслужащих зависели от группы ранга и должности, то теперь размер оклада будет зависеть от уровня государственного органа, в котором они работают с учетом «социально-экономических, демографических, климатических, экологических» и прочих особенностей места нахождения органа власти.

Кроме того, после вступления в силу закона о перезагрузке власти, помимо категорий, в госслужбе появятся подкатегории, которые определит Кабинет министров. Но при этом ликвидируются ранги.

Должности государственной службы будут подразделяться на категории и подкатегории в зависимости, например, от «содержания работы и ее влияния на принятие окончательного решения». Соответственно, ликвидируются надбавки за ранг государственного служащего.

В случае увольнения ликвидируется промежуточное рассмотрение жалобы о нарушенном праве на государственную службу. При наличии такой жалобы руководитель обязан не позднее 20 календарных дней со дня получения жалобы предоставить госслужащему письменный ответ.

Специальные требования к кандидатам в госслужащие также могут определяться субъектом назначения в контракте, но порядок определит Кабмин. Правительство утвердит и типовые контракты о прохождении государственной службы.

Андрей Кислов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По материалам: Голос

Exit mobile version