Разгораются страсти вокруг принятия в Украине нового Трудового кодекса. Власть развернула масштабную работу по изменению трудового законодательства страны. По сути, эта реформа в корне изменит систему взаимоотношений наемного работника и работодателя. Эксперты уверяют, что, согласно общемировой практике трудового законодательства, КЗоТ в интерпретации украинских реформаторов может стать одним из самых враждебных и дискриминационных в отношении наемных работников. О том, какой Трудовой кодекс хотят навязать гражданам Украины и почему нельзя относиться к людям, как к расходному материалу, корреспонденту ГолосUA рассказал профессор, доктор политических наук Валентин Якушик.
– Валентин Михайлович, от Зеленского ждут решения социальных вопросов. Как вы считаете, будет ли он влиять на социальную политику государства?
– Вопрос многогранный, многоуровневый. На уровне своих духовных и интеллектуальных установок Президент хочет это сделать. Но та концепция, которая сейчас ему предложена, не позволит ему это сделать в позитивном для социального баланса и социальной справедливости направлении. Например, ему его команда предлагает заменить советский Трудовой кодекс новым. И он восхищается этой задачей. Но он не разбирается в деталях, а в эту задачу его соратниками фактически вкладывается введение трудового рабства, которое хотят нам навязать в интересах транснациональных корпораций («международных инвесторов») и определенного сегмента национального капитала. Им не нужны социальные гарантии для наемных работников. Понятно, мы немного «разболтались», есть социальные права, которыми злоупотребляют нерадивые работники. Об этом нужно говорить. Да, некоторые злоупотребляют своим правом, например, в части того, что взял фиктивную медицинскую справку о болезни и гуляешь. Так лучше контролируйте, болен конкретный человек или нет. Коррумпирован врач или честен. Лучше ли будет, если трудящимся предложат вообще болеть за свой счет?!
— Какой Трудовой кодекс хотят принять в Украине?
— Нам хотят навязать такой Трудовой кодекс, что реально мы будем находиться в современном рабстве – работать по краткосрочным, перезаключаемым трудовым договорам, на жестких условиях работодателя. Уволить работника будет очень легко. Конечно же, сократят продолжительность гарантируемого ежегодного отпуска. И это в условиях, когда в стране нет механизмов социального партнерства по линии: государство – организации предпринимателей – профсоюзы. Поговорите со специалистами, работающими с профсоюзами, в трудовых коллективах – они могут пояснить, в чем суть нового Трудового кодекса и каких прав лишатся трудящиеся. По сути, в Украине будут утрачены социальные завоевания международного рабочего демократического движения ХХ века. Даже правонационалистически настроенные слои будут против принятия этого кодекса. Тут во многом будет единство между левыми интернационалистами и правыми националистами. Они будут подчеркивать, что нельзя относиться к людям как к расходному материалу.
— Президент видит сбалансированные подходы к решению социальных проблем?
— Сложно ему, как и обществу в целом. Так, Президент вряд ли ориентируется и в деталях той медицинской реформы, которую, как специфический социально-экономический эксперимент, нам предложили некоторые политические деятели – в том числе ради того, чтобы транснациональные фармацевтические компании смогли оттеснить соответствующие украинские компании. Да, у нас существует диктатура фармацевтической промышленности. Об этом тоже нужно комплексно говорить. Что касается здравоохранения, то в том числе и традиционная (альтернативная) медицина должна у нас быть, как, например, на массовой основе, поддерживаемой и государством, она есть в Китае. Самое главное – превентивная медицина. А если человек работает до изнеможения и из него все соки выжимают? И особо принципиальный момент: если что не нравится в постсоветской организации медицины, как подсистеме социального государства, то нужно не просто разрушать ее устаревшие компоненты, а создавать рядом с ними новаторские, и уже после этого заменять ими те, что устарели, проявили свою неэффективность. Так давайте же это обсуждать. Президент способен к этому подойти, но, видимо, чуть-чуть позже, также как и к проблемам из других важнейших сфер. Он перегружен сейчас текущими политическими проблемами. Он постепенно успешно концентрирует огромную власть, огромную силу. Но, по моему ощущению, многие хотят этому воспрепятствовать.
— Разумеется, многим это не нравится…
— Безусловно. Его толкают на то, чтобы постепенно разные социальные слои превращались в его оппонентов. Утверждая, что мы, мол, можем все сделать сами, не обращают внимание на очень деликатную проблематику – жизненно необходимые социально-политические альянсы. Думаю, что это прежде всего делается специально, чтобы Президента ослабить, а не по недомыслию. Не думаю, что это делают такие-то тупые, примитивные люди. Довольно многим из элитарных отечественных и зарубежных слоев нужно, чтобы в Украине был слабый Президент, и все пять лет можно было этим пользоваться. Но у Президента есть потенциал, чтобы быть в хорошем смысле популистом, народником – слушать и слышать народ. В этом плане должны быть некоторые меры по контролю над транснациональными корпорациями, над бизнесом. Сегодня же из Президента хотят сделать прислужника определенной части транснациональных корпораций, прежде всего финансового капитала, и некоторых сегментов украинского капитала. Не получится так, верю в это. Не для того он был послан нам, этот Президент. Это все не случайно, там есть и мистический момент. Все будет идти поэтапно. Первый этап – пришли хипстеры, неопытная молодежь, «дети Сороса» и представители транснационального финансового (не производственного) капитала. Постепенно каждую часть из этого «конгломерата» будут отсевать, освобождаться от них, и действительно народные силы смогут действовать вместе с Президентом. Это не только левоцентристские народные силы, но и многие из нынешних правых и центристов-прагматиков, технократов. Нам нечего друг с другом враждовать. Мы можем совместно заниматься строительством нормального, ориентирующегося на социальную гармонизацию государства и общества, где каждому найдется достойное место.
— На ваш взгляд, обратит ли Президент внимание на решение гуманитарных вопросов?
— По моему ощущению Президент понимает суть нынешнего момента, когда он не может активно отстаивать свои собственные цивилизационные и общедемократические позиции. Сегодня есть динамика и инерция прежних времен. Нужно некоторое время, чтобы поостыли страсти. У нас же создавали одноязычное, этноцентристское государство, если смотреть с теоретической точки зрения. И вернуться к европейской плюралистической модели государства и общества сложно в одночасье. Должно пройти некоторое время, вначале решим другие неотложные принципиальные вопросы. Люди у нас терпеливые, подождут. На предыдущих этапах многие политики и обслуживающие их эксперты утверждали, что вопросы языка в системе приоритетов наших граждан находятся примерно на 20-ом месте. Конечно, в душе человека такие вопросы занимают одно из первых мест, но для терпеливых людей они могут временно побыть и на 25-ом месте.
— Президент все-таки подойдет к этому вопросу?
— Обязательно, чуть позже, если Президент сохранит свою власть. Сейчас его активно «шатают», делают так, чтобы он и на поддержку малого и микро-бизнеса не мог особенно рассчитывать, и создают острые конфликты с крупным бизнесом. Так, предлагают ввести необдуманно высокие рентные платежи для ГОКов, это грубейшая ошибка законодателей. Автор законопроекта №1210 Даниил Гетманцев как будто бы понял это, заявив, что его законопроект должен быть процентов на 50-70 переработан, но кто знает, что будет в условиях продолжения законодательного «турборежима»? А уже, к слову, начались протесты со стороны трудовых коллективов горно-обогатительных комбинатов, ибо подрываются основы для их нормальной жизнедеятельности. Аналогичные порочные подходы в сфере налогообложения заготовили законодатели и в отношении металлургических предприятий и предприятий табачной промышленности. Необходимы действенные механизмы экспертного обсуждения и социального партнерства.
Сложно пока с выработкой механизма национального согласия и применительно к различным культурно-политическим силам. Нет никакой реакции на ожидания цивилизационных консерваторов, недовольны также националисты, радикальные патриоты. Президента «шатают», поэтому делаю вывод, что нужно потерпеть, мы потерпим. Первое, что надо сделать, это чтобы право на жизнь было гарантировано. Войну прекратить, разбой прекратить. Люди также ожидают юридической и социальной справедливости. Еще Ющенко говорил: бандитам – тюрьмы. Этого люди ждут, и Президент это пообещал. Важно сейчас, чтобы Президент реализовал свои и наши общедемократические ожидания в сфере мира, в сфере правопорядка, демократических прав и свобод, в том числе свободы слова, и чтобы всюду было ощущение безопасности – нам нужен не только мир на востоке страны, но и на наших улицах, на производстве, чтобы туда не врывались всякие рейдеры. Да, есть опасность, что у Президента это не в полной мере получится, но ведь есть и наша задача – помогать Президенту, критиковать тех, кто рядом с ним находится, и всякие бредовые вещи ему предлагает. Надежда есть. И для ее реализации нужно разумно действовать, а не просто ждать.
По материалам: Голос