Site icon Полемика

«Нормандский формат» по Зеленскому: Не станет ли встреча последней

Менять отечественное законодательство в соответствии с Минскими соглашениями власть не спешит – отмечают эксперты. Они прогнозируют, что на «нормандской встрече» Президент Зеленский сконцентрируется лишь на обмене пленниками.  А то, что не приносит политических дивидендов, выполняться не будет.

 «Саммит с целью имплементации минских договоренностей»

Президент Франции Эмманюэль Макрон уверен, что проведение 9 декабря в Париже встречи лидеров стран «нормандского формата» будет посвящено имплементации Минских соглашений. 

«Мы работаем над этим с канцлером Меркель. Мы проведем «нормандский саммит» с целью имплементации минских договоренностей», — заявил Макрона.

Единственное государство, которое упоминается в тексте минских соглашений – это Украина. Однако украинские власти выдвигают условия. Так, секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов рассказал, как недавно провел встречу с послом Франции в Украине Этьенном де Понсеном о местных выборах на неподконтрольной территории.

«Посол говорил, что надо срочно проводить выборы… Выборы должны проходить только по украинскому законодательству. Выборы должны проходить при участии украинских партий. Выборы должны проходить на избирательном участке, где должен быть флаг Украины», — рассказал Данилов о своих возражениях. Он подчеркнул, что это — принципиальная позиция.

Эксперты напоминают, что предпосылкой нормандской встречи стало согласование Украиной так называемой «Формулы Штайнмайера». А она предусматривает проведение выборов на Донбассе под контролем ОБСЕ и вступление в силу т.н. закона об «особом статусе» Донбасса. Этот закон предусматривает гарантии использования русского языка, отряды «народной милиции», которые должны действовать по украинскому закону, назначение прокуроров и судей с согласия местных властей и т.д.

При этом Минское соглашение предусматривает, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после «всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа)».

«Формула Штайнмаера», названная в честь бывшего министра иностранных дел, а теперь президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, предлагает считать выборы состоявшими, если ОБСЕ сочтет их соответствующими демократическим стандартам и украинскому законодательству.

Украинская сторона, согласовав формулу, все равно считает выборы невозможными.

«Мы должны говорить о возможности проведения местных выборов после того, как там не будет никаких незаконных военных формирований», — заявил Президент Владимир Зеленский.

А по словам секретаря СНБО, на встрече лидеров «нормандской четверки» будет поднят вопрос российско-украинской границы.

«До тех пор, пока не будет возвращена украинская граница, до тех пор, пока там не будут стоять украинские военные, — очень многие процессы будет проходить крайне сложно, я бы сказал, почти невозможно», — пояснил позицию Алексей Данилов.

Напомним, что 31 декабря истекает Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (т.н. «закон об особом статусе»). Он был принят еще 16 сентября 2014 года сроком на 3 года. 6 октября 2017 года Верховная Рада продлила его на год, а 4 октября 2018 его продлили еще раз до 31 декабря 2019 года.

Теперь заговорили о новом законе, но нет ни законопроекта, ни рабочей группы по его созданию. Нет ни закона о проведении местных выборах на Донбассе, ни закона об амнистии участников вооруженного противостояния. Закон с таким названием был принят 16 сентября 2014 года. Он предусматривал освобождение от ответственности тех, кто не совершил преступлений, участвуя в противостоянии.  Однако спикер Верховной Рады Александр Турчинов отказался подписать закон об амнистии и не передал его на подпись тогдашнему Президенту Петру Порошенко.

Политолог Руслан Бортник не исключает отрицательных итогов нынешней встречи в Париже

«Негативный сценарий – сторонам вообще ни о чем не удастся договориться, тогда эта встреча «нормандской четверки» может для Зеленского стать первой и последней», — сказал он.

Эксперт считает, что если стороны вообще ни о чем не договорятся, то тогда возможет кризис самого формата встречи и следующим шагом может стать смена переговорного формата и поиск других форматов урегулирования.

«Что это будет за документ и будет ли он подписным»

Эксперты сомневаются в том, что украинская сторона поспешит имплементировать Минские соглашения в национальное законодательство. Руслан Бортник констатирует: «Президент Украины не демонстрирует готовность идти на непопулярные для части общества решения. Думаю, что какое-то стратегическое решение может быть принято, но вряд ли оно будет имплементировано в Украине».

Отметим, что в рамках имплементации «Минска» нужно принимать изменения Конституции в части децентрализации, а это может повлечь протесты, как уже было в 2015 году. Чреваты акциями протестов и законы по особому порядку самоуправления Донбасса, по вопросу амнистии и по многим другим вопросам, которые последуют после местных выборов на Донбассе, вроде функционирования прокуратуры, трансграничного сотрудничества с РФ и пр.

Политолог Владимир Воля считает, что Президент на «нормандском» саммите решит сконцентрироваться только на обмене пленными.

«Президент прямо заявил, зачем ему нужна «нормандская встреча». Для обмена пленными», — напомнил он.

Владимир Воля считает, что Глава государства ориентируется на такие шаги, которые гарантированно приносят популярность, и не вызывают протестов со стороны политических оппонентов. 

«Обмен — это то, что приносит дивиденды. А то, что не приносит дивидендов и несет риски, он переадресовывает к общественности и парламенту. Он фактически снимает с себя ответственность за урегулирование конфликта», — рассудил политолог.

В пользу такого суждения свидетельствует заявления главы МИД Вадима Пристайко, который сообщил, что Украина может выйти из Минских соглашений, и есть несколько вариантов. 

«У нас есть папка с вариантом №2, на случай если вариант №1 не работает. В ней написано, что, если минский процесс не реализуется, надо иметь другое направление действий», – сказал он, намекнув, что речь может идти о введении миротворцев.

«Это может быть операция по поддержанию мира. Минским процессом она вообще не предусмотрена», — пояснил министр.

Он предвидел вероятность того, что введение миротворцев будет заблокировано в Совете безопасности ООН российской стороной, обладающей правом вето.  

«Тогда, очевидно, дипломатическая система достает третий вариант. И у нас в запасе есть еще несколько вариантов, которые обрисовывались уже Президенту в общих чертах», – сказал глава МИД.

Позже Пристайко заверил в приверженности Минским соглашениям, и заявил, что на сегодняшний момент альтернативы этим соглашениям не готовятся. А «адаптация» соглашений, по его словам, должна касаться сроков их выполнения, которые уже пропущены.

Как бы то ни было, к саммиту «нормандского формата» готовится некий итоговый документ. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил: «Можно ожидать, что будет согласовываться какой-то текст. Что это будет за документ и будет ли он подписным, пока говорить преждевременно».

Он пояснил, что процедура подписания зависит от того будет документ декларативным или обязывающим. Документы, которые носят обязывающий характер, чаще подписываются, а декларации — нет.

Напомним, что декларация президентов Путина, Меркель, Олланда и Порошенко от 12 февраля 2015 года подписана не была. А план действий по реализации Минских соглашений подписали посол РФ Михаил Зурабов, посол ОБСЕ Хайди Тальявини, экс-президент Украины Леонид Кучма, руководители самопровозглашённых республик (без указания должностей): Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.

Затем, 17 февраля 2015 года резолюцию в поддержку соглашений принял Совет Безопасности ООН.

 

 

По материалам: Голос

Exit mobile version