Site icon Полемика

«Нормандские» итоги Зеленского: Аваков решил, что «измены нет»

Стратегических договоренностей в Париже не достигли, команда Зеленского «приняла на себя и роль команды Порошенко» — констатируют эксперты. Они прогнозируют потерю авторитета Главы государства в глазах его избирателей, и возвышение министра внутренних дел.

«И кричал: «мы так не договаривались»

В Париже 9 декабря прошла встреча «нормандской четверки» — лидеров Украины, РФ, Франции и Германии — Владимира Зеленского, Владимира Путина, Эммануэля Макрона и Ангелы Меркель. Целью было достижение договоренностей о мире на Донбассе и выполнении минских соглашений. Пока договорились о новой встрече через четыре месяца.

Но Эксперты сходятся во мнении, что до решения стратегических задач далеко. «Встреча в Париже, ожидаемо, закончилась ничем. Стороны обменялись общими, ничем не обязывающими заявлениями – договорились договариваться, а Зеленский пообещал имплементировать «формулу Штайнмайера», хотя по самой формуле нет компромисса, что превращает его обещание в профанацию», — отмечает эксперт Андрей Головачев.

Политолог Валентин Гайдай считает, что следующая встреча под большим сомнением: «Ситуация в целом тупиковая. Прорывных соглашений не достигнуто. А значит, мотивации для следующих встреч нет». Он считает, что Зеленский потеряет значительную часть своих избирателей, которые всерьез надеялись, что в Париже будет достигнут некий консенсус по миру на Донбассе.

Политтехнолог Сергей Слободчук обратил внимание на слова Владимира Зеленского, сказанные на пресс-конференции после переговоров: «Хотелось бы не просто переговоров, хотелось бы решения проблем».

Политтехнолог иронизирует: «Обратите внимание, как Меркель себя выдала — развернулась и недоуменно на него посмотрела в этот момент. Т.е. парень просто не понимает, что по идее он и приехал в Париж, чтобы решать проблемы, а переговоры — это и есть инструмент для решения проблем. А Зеленский почему-то думает, что это два разных процесса. Если у него спросить, он, наверное, скажет, что в Париж приехал, чтобы на пресс-конференции выступать».

Эксперты отмечают, что были достигнуты лишь тактические цели. О таких ранее договаривались по телефону: обязательство о полном прекращении огня, обмен удерживаемыми лицами, разведение сил на трех новых участках, установление новых пунктов пропуска на линии разграничения, расширение миссии ОБСЕ.

Эксперты и ранее отмечали, что Владимир Зеленский, на самом деле добивается лишь обмена пленными, поскольку тот приносит политические дивиденды и не вызывает критики со стороны политических оппонентов. Теперь политолог Руслан Бортник констатирует, что в целом позиция украинской стороны не поменялась, несмотря на смену Президента, парламента, правительства.

Дескать, в стратегическом плане на «нормандском» саммите новое руководство страны подтвердило действие Минских соглашений и «необходимость их реализации при отсутствии готовности реализовывать». Добиться пересмотра соглашений не смогли, и команда Зеленского «приняла на себя и роль команды Порошенко», — считает политолог.

Отметим, что в ходе пресс-конференции Президент Владимир Зеленский очертил «красные линии», которые накануне объявили участники митингов, организованные партиями «Европейская солидарность» Петра Порошенко, «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Голос» Святослава Вакарчука.

В частности, Владимир Зеленский подчеркнул «невозможность федерализации», «невозможность для кого бы то ни было совершать какое-либо влияние на вектор движения и развития Украины» и т. д.

Перечисленные Главой государства пункты вообще не являлись предметом переговоров. Но на Банковой, возле Офиса Президента дежурили митингующие, которые выдвигали эти лозунги. В частности, лидер «Нацкорпуса» Андрей Билецкий пояснял СМИ, что акция носит предупредительный характер. Отметим, что Билецкий — подполковник МВД.

А глава МВД Арсен Аваков был в составе украинской делегации в Париже и комментировал поведение Президента: «Президент Зеленский – молодец, очень жестко и правильно держит позицию, измены нет».

Позже пресс-служба МВД со ссылкой на министра внутренних дел Арсена Авакова сообщила, что в ходе обсуждений в Париже у помощника российского президента Владислава Суркова сдали нервы. «У господина Суркова сдали нервы, он там бумаги бросил на стол и кричал: «мы так не договаривались». Они предложили разводить и дальше войска. Куда разводить?»,— рассказал Аваков, подчеркнув, что не согласился на отвод в Марьинке и Широкино.

«Последний с участием Зеленского»

Министр внутренних дел сделал неоднозначное заявление в контексте перемирия, о котором договорились в Париже. «Наша позиция очень простая — сначала безопасность, возвращение военнопленных, а затем выборы и все остальное. Компромисс может быть — мы не за месяц возьмем границу, а за два дня. У нас есть 480 километров границы захваченной Россией, и мы будем потихоньку, ежедневно возвращать контроль над ней», — цитирует министра пресс-служба.

Формально глава МВД был представлен в делегации как куратор Нацгвардии. Но появились слухи о том, что Арсен Аваков метит на пост главы правительства, и визит в Париж был «смотринами». Злые языки судачили, что Аваков предлагал создавать отряды, в состав которых войдут представители ОРДЛО и позиционирует свой будущий кабмин как «правительство народного примирения».

Наутро Аваков заявил, что украинские правоохранители готовы патрулировать освобожденные от боевиков территории Донбасса совместно с представителями территориальных общин. Но это станет возможно в перспективе, когда будет получен контроль над границей.

Отметим, что именно вопрос контроля над границей стал камнем преткновения на переговорах. Российская сторона призывала придерживаться Минских соглашений, где указано, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны Украины во всей зоне конфликта «должно начаться в первый день после местных выборов в ОРДЛО и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа)».

Украинская делегация настаивала на том, что выборы на Донбассе возможны только после восстановления контроля над границей. Зеленский даже отметил, что выборы и граница – самые сложные вопросы, «которые сегодня были».

При этом он утвердил итоговый документ саммита т.н. «согласованные выводы». В п. 2 этого документа указано обязательство инкорпорировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство.

Как известно, эта формула названная в честь бывшего министра иностранных дел, а теперь президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, предусматривает проведение выборов на Донбассе до установления контроля над границей. По «формуле Штайнмайера» выборы считаются состоявшими, если ОБСЕ сочтет их соответствующими демократическим стандартам и украинскому законодательству.

Предусматривается вступление в силу т.н. закона об «особом статусе» Донбасса. Этот закон предусматривает гарантии использования русского языка, отряды «народной милиции», которые должны действовать по украинскому закону, назначение прокуроров и судей с согласия местных властей и т.д.

Владимир Зеленский сообщил, что закон об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донбасса планируется продлить на год, после чего в Верховной Раде будет утверждена формула Штайнмайера.

Андрей Головачев считает, что выполнять их украинская власть все равно не намерена. Но и другие участники переговоров преследуют собственные меркантильные цели.  

«Проведя саммит в Париже, все стороны дали себе временную передышку еще на один год, в течение которого все будут декларировать свою преданность неработающим Минскими соглашениям и формуле Штайнмайера. Цинизм? Конечно! Но вся международная дипломатия построена на цинизме и лицемерии. Таковы правила игры. Через год масштабные боевые действия на Донбассе возобновятся», — рассудил эксперт.

Он считает, что больше «нормандской четверке» собираться незачем: «нынешний нормандский саммит был первым и последним с участием Зеленского».

Руслан Бортник считает, что саммит возвращает ситуацию в период сопоставимый с сентябрем 2014 года — между первыми и вторыми Минскими соглашениями. «Двусторонние вопросы между Украиной и РФ не решены — энергетика, торговля, судебные процессы», — констатировал он.

По материалам: Голос

Exit mobile version