Site icon Полемика

А. Якубин: «Министры, повышая себе зарплаты, обворовывают украинцев»

Появилась информация, что нардепам повысили оклад до 100 тысяч гривен, а Кабинет министров Украины выписал себе 200% премии. ГолоcUA решил разузнать, изменились ли принципы оплаты труда для топ-чиновников, и расспросил об этом политолога Алексея Якубина.

— Алексей, оправдано ли повышение окладов нардепам до 100 тысяч гривен?

— На самом деле зарплаты нардепам увеличили на 3000 тысячи гривен. Есть такой нюанс, как депутатские средства, которые они получают для работы на своем округе. То есть для выполнения своих полномочий. Сумма доходить до 100 тысяч гривен. Народные депутаты решают, как эти деньги перераспределять. В том числе в контексте работы со своими помощниками.

Если говорить о Кабмине, то действительно произошел большой скандал. Все министры и замминистры под елочку получили премии на сотни тысяч гривен и в несколько раз увеличили себе оклад. Возможно, в правительстве рассчитывали, что об этом никто не узнает. В итоге в правительстве произошел репетиционный кризис. Объяснение о том, что профессионал должен получать высокую зарплату в этом случае не уместно. Возникает вопрос, кто из них профессионал. Общество не оценило «пир во время чумы».

— Сколько должны получать чиновники?

— Большие зарплаты — это хорошо, но есть нюансы, связанные с тем, что доходы украинцев и ВВП не выросли в два или три раза. Ни о какой эффективной работе министров и нардепов не может идти речь. Одним росчерком пера по согласованию с премьером Гончаруком были увеличены выплаты ТОП- чиновникам. Это вызывало абсолютно справедливую негативную реакцию внутри страны. Такой политики не должно быть в нашей стране, так как мы самое бедное государство в Европе. В большинстве европейских стран есть привязка зарплаты и депутатов и министров к средним доходам граждан в стране. Поэтому оклад чиновников не может быть выше в несколько раз, чем средний оклад в государстве. Когда есть привязка зарплат ключевых чиновников, к средним зарплатам в стране, то есть некая мотивация. В Украине же руководитель госкомпании «Укрпочта» за год может получить около 24 миллионов гривен, что больше, чем годовая зарплата президента США.

Те, кто принимал решение о повышении зарплаты чиновникам, абсолютно потеряли ощущение реальности. Если говорить в целом о зарплатообразовании в государственном секторе, то зарплата топовых чиновников в десятки раз выше, чем у их подчиненных.

—  Правда ли, что министрам увеличили премии на 200%?

— Думаю, что да. На заседании Кабмина пытались гасить пожар, который произошел. Если говорить о разных министерствах, то должны быть разные критерии оценки их работы. У экономических – привязка должна быть к ВВП и уменьшению госдолга и увеличению золотовалютных резервов. В гуманитарном – к открытию новых учебных учреждений и развитию существующих. Общество не видит сейчас успехов в работе украинских чиновников. В различных областях есть проблемы с оплатой коммунальных услуг в библиотеках и с выплатой зарплат, но вместо того, чтобы погасить долги, Минкультуры выписывает себе миллионные премии на бюджетные деньги. Зарплатный вопрос, это мина замедленного действия.

— Насколько экономически обосновано такое повышение, в контексте роста минималки на 500 гривен?

— Это решение экономически не обосновано. Однопартийное большинство должно на уровне парламента вызвать представителей Кабмина и понять, что происходит с зарплатым фондом. Это показатель того, что эта сфера требует нормирования. Должны быть четкие привязки оплаты труда министров и их замов к результатам труда. Должна быть привязка с средней зарплате по стране. Если сравнивать зарплаты наших министров с зарплатами их польских коллег, где экономика в несколько раз выше, то у нас они сопоставимы. У нас же просто происходит обворовывание украинцев. 

— Поможет ли рост зарплат и миллионные премии побороть коррупцию?

— Это одна из попыток легализовать чиновникам свой образ жизни. Такая зарплата им позволяет это объяснить. То есть объяснить происхождение домов, автомобилей и другой частной собственности. По сути мы заканчивали год с недобором бюджета до 70 миллиардов гривен. Но именно под елочку происходили колоссальные выплаты премий чиновникам. В других странах высокая зарплата государственного служащего не является гарантией от коррупции. Гарантия от коррупции – это хорошая работа правоохранительных органов. В том числе антикоррупционных, которых мы содержим с 2014 года на миллиарды гривен. В европейских странах работа в госсекторе менее оплачиваемая, чем в рыночном секторе. Однако у них будет высокая пенсия, которую гарантирует государство.

По материалам: Голос

Exit mobile version