Site icon Полемика

Как выбрать университет: что вы знаете об обучении в зарубежных вузах?

Если почитать соцсети, публикации в украинских СМИ, то выпускники иностранных вузов считаются более успешными. Эта успешность выражается в более престижных должностях, в более высокой зарплате и значительном соцпакете… Корреспондент ГолосUA выяснял, почему украинские вузы к концу 2019 года чаще не могут обеспечить такое образование студентам, чтобы те получили хотя бы похожие возможности после получения диплома.

Рейтинг вуза – определяющий фактор

Пожалуй, рассуждения на эту довольно сложную тему стоит начинать с истории украинки Елены, которая поступала в университет в Великобритании. Она поделилась своими наблюдениями с ГолосUA.

«Я общалась со студентами из Германии и Великобритании. У них система высшего образования выстроена так, что абитуриенты, а потом студенты, и вузы борются за свои рейтинги. В документах, которые выпускники в иностранных вузах получают вместе с дипломом, есть данные о том, в какой стране мира можно будет трудоустроиться. А работа за рубежом для иностранных студентов открывает очень большие возможности. Это не только высокая зарплата, соцпакет и гарантированная пенсия, это еще возможность заниматься исследовательской работой, научной. Если украинские студенты идут за дипломом или под нажимом родителей, или просто потому, что это модно, то в Британии, например, немного другие цели – одна из них это расширить свой опыт, дополнить этим опытом обычную ежедневную работу, которая начинается после получения диплома вуза и трудоустройства.

С другой стороны, чем большее количество стран признает диплом университета, тем больше выбор есть у выпускников после диплома: кто-то мечтал еще на стадии поступления в вуз работать в определенной отрасли, делать научные открытия – скажем, в Японии, — и человек получает возможность сделать это только после высоких баллов в дипломе.

Но и сами вузы борются за студентов, которые не просто хотят «отбыть» лекции, а которые стремятся к чему-то большем. Вы, наверное, слышали, что абитуриенты пишут эссе и мотивационное письмо при поступлении? Эссе —  это, по сути, план действий выпускника вуза, мотивационное письмо, его мечты – он пишет, о чем мечтает, чем бы хотел заниматься и какие проекты развивать, каких научных открытий добиться. Представьте, что этот студент с хорошими баллами завершил обучение в вузе, нашел соратников в интересующих проектах или направлениях, создал несколько проектов, развил их, совершил научные открытия и тем самым сам стал известным специалистом и также сделал еще более известным и рейтинговым вуз, где обучался. Поэтому за рубежом вузы борются за то, чтобы к ним пришли талантливые молодые люди, а абитуриенты хотят найти вуз, который дает новые возможности», — рассказала она.

В ходе исследования темы выяснилось, что есть 2 главных отличия украинского высшего образования от зарубежного. И это своеобразный камень преткновения, причина, из-за которой украинские абитуриенты, скорее всего, предпочтут зарубежные вузы украинским.

Украинские вузы vs зарубежные университеты

Как говорят эксперты, с одной стороны, в украинских вузах много теории и мало практики. С другой стороны, рынок труда не функционирует так, чтобы работой была обеспечена большая часть выпускников. Эти два фактора нивелируют ценность украинских институтов и университетов.

Как сообщила ГолосUA директор Украинского аграрного лицея Елена Ярошинская, по ее мнению, украинские вузы обеспечивают студентам много теории, но не могут показать практическую ценность этих знаний.

«Современная система профессионального высшего образования в Украине идет вразрез с потребностями бизнеса. Все хотят видеть на рабочем месте образованного специалиста с практическими навыками, но большинство вузов предоставляют только теоретические знания. В то время, когда Украина — прежде всего аграрная страна, студенты продолжают изучать сельскохозяйственную технику на картинке или на примерах устаревших моделей. В Европе и мире учебные программы высших учебных заведений предусматривают сочетание теории с практикой. Преподаватели — это ученые, которые непосредственно работают в определенной области и обладают самыми актуальными знаниями. А полученный опыт студенты сразу применяют в реальной жизни», — сказала она.

В то же время политолог Алексей Якубин сообщил ГолосUA свое мнение относительно качества работы украинских вузов.

«Если оценивать университеты с точки зрения оценки общественных благ, то на самом деле у нас, в Украине университеты в этом плане очень успешны. Они создали не одно поколение людей, которые смогли использовать эти знания, чтобы преуспеть в жизни, быть конкурентными в Украине и за ее пределами; я говорю даже о странах ЕС и других. Потому что многие украинцы-выпускники вузов, а до того выпускники советских институтов совершили значимые научные открытия, стали известны за рубежом и признаны мировым научным сообществом как специалисты. Именно университеты создают те отрасли, которые, скажем так, становятся доминирующими для рынка труда. К примеру, если бы не университеты с обучением программистов, если бы не было этих университетов, могла бы сейчас Украина экспортировать IT-услуги? Нет. Потому что именно университеты сами создали эту нишу на рынке, а не рынок труда», — сказал он.

По мнению эксперта, сам факт того, что на украинском рынке труда часто нет работы для украинских студентов, не может говорить о низком качестве высшего образования – скорее, это вопрос о том, как рынок труда реагирует на ситуацию с потенциальными работниками.

«Университеты ни в Украине, ни за рубежом не могут работать так, чтобы исключительно все студенты работали по специальности. Допустим, во Франции после университетов около 20% выпускников остаются безработными, это факт. И как тогда это воспринимать – как негативную оценку работы французских университетов? Или же нужно говорить не о качестве образования, а о плохой французской экономике, где нет рабочих мест?» — говорит он.

Но если предположить, что в Украине количество рабочих мест значительно меньше количества дипломированных специалистов, тогда выпускники украинских вузов должны обладать высокой конкурентоспособностью, чтобы претендовать на перспективные вакансии. По мнению Е. Ярошинской, которая специализируется на вопросах методологии в сфере образования, конкурентоспособность выпускников украинских вузов прямо зависит от того, чему их обучают и как их обучают.

«Для Украины идеальным форматом профессионального высшего образования было бы 3 года сочетания теории с практикой, а четвертый — работа в той области, которую студент изучает. Ведь мир очень быстро меняется, а с ним меняются и знания. Получить актуальные знания в определенной сфере можно, только работая в ней. Профессиональное отделения Украинского аграрного лицея активно сотрудничает с ведущими отраслевыми ассоциациями, которые объединяют большую часть аграриев, а это — 60% участников рынка, и ведущими сельскохозяйственными компаниями. Мы проанализировали их потребности и, переняв опыт Эстонии, Германии и США, работаем над созданием собственного учреждения высшего образования аграрного профиля. Это будет заведение, которое будет готовить специалистов, отвечающих современным запросам агросектора, и владеют современными технологиями выращивания, обработки, переработки в сфере растениеводства и животноводства. Разработаны учебные планы и образовательные программы по трем специальностям, которые содержат элементы дуального образования. Реализовывать эти программы в будущем будут специалисты, которые, получив научные степени, работают в этой отрасли и знают ее изнутри», — рассказала ГолосUA она.

Как получить диплом зарубежного вуза в Украине

Надо полагать, среди украинских абитуриентов есть не только те, кто хотел бы обеспечить себе с помощью диплома стабильное финансовое будущее, – есть и те, кто хочет заниматься наукой, открытиями, развитием новых направлений. Вероятно, именно на развитие научных направлений ориентированы украинские абитуриенты, которые выбирают возможность обучаться по методике зарубежных вузов. Некоторые такие молодые люди пользуются возможностями не выезжать из Украины, а обучаться по программам зарубежных вузов и получать так называемый двойной диплом – диплом, который признан в Украине и в той стране, где расположен зарубежный университет. Среди таких вузов в Украине – КПИ, Могилянская Академия, Университет им. Т.Шевченко, Киевский национальный экономический университет, педагогический университет имени Драгоманова, Национальный авиационный университет… Подробную информацию об этих программах можно найти на веб-сайтах этих вузов.

Студенты, которые успешно сдали вступительные экзамены, часто получают стипендию зарубежного вуза и на один семестр в год выезжают обучаться в тот зарубежный вуз, который участвует в такой образовательной программе.

Не все абитуриенты могут претендовать на диплом зарубежного вуза

Как стало известно ГолосUA, для успешного поступления либо в зарубежный вуз, либо в украинский вуз по программе двойного диплома абитуриенты не только должны обладать большим массивом знаний, но и мыслить несколько иначе, чем учат в школе.

Во время образовательного фестиваля «Освітня кухня-2019» эксперт по вопросам образования Украинского института будущего, основатель платформы Next Generation Business School Николай Скиба сообщил, что на данный момент главная задача педагогов во всем мире научить своих воспитанников учиться и работать в условиях определенности и иррациональности.

«Мир, общество теперь меняются чаще, чем лет 20 назад, экономика меняется очень динамично. Качества предметов и устройств меняются, подстраиваясь под человека. Те компании, где работают люди, способные уловить малейшие изменения на рынке, становятся лидерами. Поэтому у большинства родителей задача – помочь детям найти способ получения образования, который подготовит их к переменчивым условиям, разовьет в них адаптивность к этим переменам», — сказал он.

Как рассказала ГолосUA во время фестиваля «Освітня кухня-2019» сертифицированный тьютор Ольга Казакова, подростков-лицеистов очень стимулирует к изучению нового материала то, что они видят, как теорию можно применить на практике: «Если они могут применить на практике знания, если они могут увидеть, какая практическая польза от этого, это стимулирует. На уроках, где я помогаю им освоить навыки работы в проектном менеджменте, очень хорошо видно: ребята могут придумать проект и начать его развивать, но если видят, что этот проект не дал ожидаемого результата, это их демотивирует. В то же время, когда они получили реальный заказ на разработку проекта, а оплату им предложили в виде похода в кино или получения вознаграждения – мороженого, — им это очень понравилось».

Как рассказала ГолосUA лицеистка Анна Степанюк, к поступлению в университет и к началу карьеры подростков можно хорошо подготовить, если кроме уроков в рамках школьной программы проводить уроки в формате кейсов.

«Кейсы – это метод ситуационного анализа. Ученикам предлагают условную ситуацию, с деталями, требованиями, и ученики должны выполнить упражнение или заказ. Кейс — это сборник определенных требований для выполнения тех или других задач. Хотелось бы, чтобы ученики получали кейсы и от учителей, и от сотрудников частных компаний, которые будут сотрудничать с ними.

Нам было интересно разобраться, какие кейсы есть: мы даже мониторили интернет на предмет конкурсов от компаний в виде кейсов. Нашли, например, заказ сделать постер на определенную тематику, выполняя определенные требования. По сути, это уже и есть кейс: есть заказчик, есть ожидаемый продукт, есть дедлайны, и ученикам нужно это задание выполнить, не нарушая требований, максимально креативно выполняя задание», — сказала она.

И на уровне школ детей тоже можно подготовить к тому, что им не только нужно скомпоновать свой массив знаний, но и уметь быстро оперировать данными, принимать нестандартные решения, рассказала во время доклада на «Освітній кухні-2019» учитель-инноватор в начальной школе г.Киева №157 Виктория Лавренчук.

«Я преподаю математику, и когда дети просят разнообразить уроки математики знаниями из смежных областей, я стараюсь это организовать. Например, они просят рассказать о работе адронного коллайдера… Мой муж работает инженером, а отец – преподает. Я прошу их помочь собрать мне информацию, которая бы позволяла изучать математику на примере адронного коллайдера и готовлю, к примеру, один такой урок в месяц. Это не мешает выполнять учебные планы и является так называемым «интегрированным уроком», — рассказала она.

На вопрос журналиста ГолосUA, не возникнут ли вопросы этического характера к вашим идеям об интегрированных уроках и как к этому отнесутся другие учителя, В. Лавренчук ответила: «Сегодня законодательство позволяет украинским учителям в обычных школах формировать план урока так, чтобы дети проходили и обязательную учебную программу, утвержденную Минобразования, и могли получать интересующие их профильные знания. Я имею право, как учитель, проводить уроки, где дети узнают то, что им интересно, и то, что позволяет познавать мир чуть лучше, чем это предусмотрено школьной программой».

Таким образом, планируя «штурмовать» зарубежный вуз, помните: в цивилизованном современном мире ценятся дипломированные выпускники вузов не только потому, что они обладают набором ценных для работодателя навыков, но и в силу личных побуждений способны совершить маленькое открытие в отрасли, которую сделали своей профессией.

 

По материалам: Голос

Exit mobile version