Пока шел карантин, вступил в силу очередной этап медреформы, изменилось финансирование, и в Минздраве теперь заявляют, что пациенты с легкой формой COVID-19 могут лечиться дома. Там говорят о смягчении карантина, но медики бьют тревогу.
«Пик заболеваемости ожидается…»
Кабинет министров продлил действие ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса до 11 мая.
По словам главы Минздрава Максима Степанова, новые решения Кабмина о карантинных мерах, принятые на заседании 22 апреля, предлагают разрешить перевозку в городском транспорте лиц, изъявивших желание быть донорами крови, поскольку «в стране сложилась напряженная ситуация с запасами крови».
Кроме того, позволят привлекать к работе отдельные категории работников без прохождения обязательного медицинского осмотра.
Также утвержден порядок проведения противоэпидемических мероприятий, связанных с самоизоляцией людей – в частности, с помощью приложения «Дия». Помимо этого, Кабмин продлил запрет на авиаперевозки до 11 мая.
Вместе с тем пик заболеваемости Украина еще не прошла. Сначала он прогнозировался с 14 по 17 апреля, а потом после Пасхи. Затем в Национальной академии наук завили, что он придется на 2-5 мая 2020 года, причем пик летальных случаев ожидается 3-8 мая.
Наряду с этим главный санврач Виктор Ляшко заявлял, что эпидемия в Украине может вообще быть без пика. Дескать, она может длиться дольше, чем в Италии и Испании, но без пиковой нагрузки.
Пока же в украинских больницах первой волны заболевшие коронавирусом занимают только 20% мест, заявил министр Степанов. По данным на 23 апреля, в 242 больницах было свободно около 43 тысячи свободных мест.
«При этом, число аппаратов искусственной вентиляции легких, которые свободны и готовы к работе — 1877 из 2 071 аппарата ИВЛ. Эти цифры говорят, что заполненность наших медучреждений на уровне до 15-20% в зависимости от региона», — заявил Степанов.
Но ждут ли пациентов в больницах? В начале эпидемии Минздрав сообщал, что пациенты в медицинских заведениях коммунальной и государственной собственности получают лечение бесплатно.
Однако в начале апреля министр Степанов анонсировал, что за государственный счет будут лечить только трудные случаи.
«Вопрос лечения, особенно средней тяжести и тяжелых больных — это то, что должно выполнять государство. И мы сейчас в срочном порядке пересматриваем это. Просматриваем пакеты медицинских услуг и медицинских гарантий», — заявил глава Минздрава, добавив, что в этих случаях используются дорогие лекарственные средства, которые государство «будет брать на себя».
Глава Национальной медицинской палаты Украины (НМПУ) Сергей Кравченко считает такую позицию нарушением международных медико-санитарных норм.
Но в Минздраве от своих слов не отказываются. Недавно замминистра Ирина Микичак заявила, что только 20-30% пациентов требуют интенсивной терапии. При этом диапазон цен на лечение велик: от 300 до 10 тысяч гривен в день идет на лечение одного пациента в разных больницах. Микичак сообщила, что лечение за апрель будет профинансировано соответствующим пакетом программы медицинских гарантий.
«Без сомнения, к этому добавляются и местные бюджеты, благотворительные фонды, меценаты», — сказала чиновница.
«Ежедневно слышим все новые заявления»
По словам замминистра, до «80% пациентов, которые заболели коронавирусом, не нуждаются в стационарном лечении».
Глава НМПУ Сергей Кравченко не согласен с подобной оценкой. Он указывает, что в других странах для больных в легкой форме проводят медикаментозную и аппаратную терапию и обеспечивают всеми необходимыми препаратами.
Он напомнил, что и Китай и страны ЕС развернули резервные госпитальные базы в спортзалах, выставочных центрах, стадионах.
«Заявление о лечении в домашних условиях больных с легкими формами COVID-19 за счет самих больных, — это государственное преступление по ч.1 ст. ст.325 Уголовного кодекса. Если же такие заявления приведут к летальному исходу больных граждан, то в таком случае нужно привлекать к уголовной ответственности по ч.2 ст.325 УК предусматривающей лишение свободы на срок до 8 лет», — заявляет Кравченко.
Отметим, что статья Уголовного кодекса, на которую указывает глава НМПУ называется «Нарушение санитарных правил и норм по предотвращению инфекционных заболеваний и массовых отравлений». В комментарии к этой статье говорится, что субъектом преступления могут быть только должностные лица. А объективная сторона преступления характеризуется действиями или бездействием.
На недавнем совещании у Президента Владимир Зеленский обсуждалось дальнейшее обеспечение страны средствами защиты. Координационный совет по противодействию распространению COVID-19 организовал закупки средств, которых хватит на следующие три недели. В дальнейшем поставки будет обеспечивать Минздрав, который уже организовывает закупки по упрощенной процедуре. Тем временем медики бьют тревогу.
«Фиксируются новые смертельные случаи заболевания коронавирусом, но ни в аптеках, ни в больницах нет в достаточном количестве необходимых защитных средств для медработников», — говорит глава Свободного профсоюза медицинских работников Олег Панасенко.
Среди медицинских работников же более 1 500 заболевших.
«Мы ежедневно слышим все новые заявления Президента, но медики до сих пор остаются без средств индивидуальной защиты, что в итоге ведет к ежедневному росту заболеваемости среди них», — сетует Панасенко.
Он рассказал, что несмотря на распоряжение Кабинета Министров о надбавке в 300% для медработников, участвующих в борьбе с коронавирусом, за работу медикам доплачивают поминутно.
«Так что вместо 300% надбавок медики максимум получат 10% к своей заработной плате», — подчеркнул глава профсоюза.
По его словам, со стороны власти «наблюдается последовательная работа по сокращению медицинских учреждений и медицинских работников».
Следует отметить, что с 1 апреля стартовал новый этап медицинской реформы, предусматривающий сокращение медицинской субвенции и оплату лечения отдельных пациентов по тарифам программы медицинских гарантий.
По материалам: Голос