Site icon Полемика

О. Вергелис: «Никакой онлайн не сможет полноценно заменить собой живой театр»

Жизнь плавно перешла в параллельную реальность. Даже искусство театра, которые эти реальности предполагает, сегодня пытается адаптироваться в онлайн-режиме: бесконечные онлайн-показы спектаклей, мастер-классов, других форматов. Насколько это успешно и убедительно, своими суждениями, с корреспондентом ГолосUA поделился культовый театральным критик Олег Вергелис, который отсматривает очень много онлайн-постановок.

Олег, вы действительно смотрите много постановок в онлайн-режиме…

— Во всяком случае, немало. Более того, еще до карантина и до тренда на онлайн-показы я старался не пропускать интересные спектакли, которые появлялись в сети, на разных пабликах. Таким образом, я посмотрел немало интересных работ известнейших режиссеров современности – Роберта Уилсона, Томаса Остермейера, нашего Андрея Жолдака, который много ставил в России и в Европе. Поэтому нынешнее повальное увлечение онлайн-просмотрами для меня исключительно знак времени.

Вообще, онлайн-просмотры — это прекрасно, с точки зрения познания и сбора информации, однако никакой онлайн не сможет полноценно заменить собой театр, поскольку особенность искусства театра в том, что оно живое, импульсивное, незастывшее…

— Чем вы руководствуетесь при выборе онлайн-проекта для просмотра?

— При выборе онлайн-проекта для просмотра главный критерий для меня — имя. Если это Варликовский, Жолдак, Туминас, то иногда можно стерпеть специфику съемки, шифруя режиссерский ребус. А если это, простите, спектакль мужа Ксюши Собчак, то я его даже за большие деньги и по приговору суда не смотрел бы. Просто не мое это искусство, да и к тому же искусство ли это вообще — вопрос дискуссионный.

Тот, кому интересно искусство театра, найдет интересующий его спектакль и в карантин, и в мирное время. Был бы доступ, и было бы нормальное качество.

В этом смысле хотелось бы говорить о спектаклях новых, которые появляются на сценах в последнее время. Есть смысл говорить и о спектаклях архивных, которые составляют коллекцию украинского и мирового театра. Некоторые есть на YouTube в открытом доступе. Но, увы, очень многие великие спектакли в свое время не сняли на кинопленку, и после них осталась только легенда.

— Какие спектакли вы имеете в виду?

— Список мог бы быть длинным. Я назову только то, что в голову пришло. Из украинского репертуара в частности это спектакли на сцене Театра Ивана Франка — «Король Лир», «Без вины виноватые», «Вишневый сад», «Визит старой дамы». К сожалению, вовремя не засняли легендарную постановку «Варшавской мелодии» с Адой Роговцевой в Театре Леси Украинки, хотя этот спектакль выдержал около 700 показов. Но, к счастью, в том же театре сделали киноверсию легендарного спектакля «Насмешливое мое счастье» с той же Роговцевой и Ларисой Кадочниковой – и время не властно в этой постановке над чеховской темой и над осмысленными актерскими работами. В этом смысле, кстати, я согласен с Виталием Малаховым, который считает очень важным качество записи спектакля, чтобы зрителя не отпугнуть от театра. Поэтому я и стараюсь смотреть всевозможные видео или онлайн-версии постановок не хаотично, а довольно избирательно.

— Какие последние по времени показы в этом смысле вызвали у вас добрые чувства?

— Меня восхищает уровень профессионализма и мастерства, когда британцы осуществляют кино- или телеверсии своих шекспировских постановок. Это произведения искусства. Можно принимать или не принимать «Гамлета» с Бенедиктом Камбербэтчем. Лично я его не принял. Но качество съемки и масштаб этого проекта кинематографистам удалось передать отлично. А есть же масса записей любительских, небрежных, деформирующих представление о спектакле. К такому отношусь осторожно.

— Из украинских проектов что бы вы отметили в этой нише?

— Как известно, этот год юбилейный для киевского театра имени Ивана Франко. Театру 100 лет. И театр осуществляет онлайн-показы как своих старых постановок (с участием Ступки, Ужвий, Бучмы), так и относительно новых, в которых заняты Наталья Сумская, Анатолий Хостикоев, Богдан Бенюк. У этих разных спектаклей есть своя огромная аудитория. Потому что сегодня интерес к искусству театра – огромен.

Из недавних онлайн-трансляций хотел бы выделить спектакль театра «Актер» под названием «Мегеры» по пьесе Дона Нигро в постановке Ольги Гаврилюк. В этом спектакле заняты два актера — Артем Емцов и Алексей Вертинский. Так вот, каждый из них, находясь дома, в режиме прямого эфира играл свою роль, и возникал как бы онлайн-контакт между персонажами. Мне эта форма очень понравилась, она довольно оригинальна, хотя и технически сложна. К тому же это вывело спектакль в иной формат – то есть, его теперь можно играть сугубо на крупных планах, даже на камерной сцене.

Большая аудитория была накануне Дня театра и у спектакля «Тени забытых предков» в постановке Ивана Урывского (Одесский украинский театр). На этот спектакль настроилось около 5 тыс. пользователей из разных регионов Украины. Но больше всего меня потрясли отзывы в соцсетях. Люди не только благодарили за онлайн-версию знаменитой постановки, но писали, что хотели бы пересмотреть ее еще раз в оригинальном живом формате. И в этом, пожалуй, состоит главная миссия всех этих онлайн- и видеопроектов – увлечь зрителя, сделать его своим театральным союзником. Это миссия имиджевая и в хорошем смысле пропагандистская. Должна же пропаганда работать и на что-то хорошее, полезное, духовное.

— Как вы думаете, подобные проекты будут продолжаться в ближайшее время?

— А куда деваться. В настоящее время готовит интересный многовекторный онлайн-проект Ивано-Франковский Национальный театр. Проект просветительский, актуальный. А недавно я разговаривал с друзьями, которые делают фестиваль народных театров под названием «День театра». Так вот и они проводят фактически онлайн-фестиваль. Более того, предполагают одно из направлений фестиваля посвятить аудиопостановкам. В это время аудиотеатр, кстати, тоже должен и может возродиться. В старые времена, которые многие сейчас ругают, радиотеатр в Украине был недосягаемым видом искусства. На радиопостановках лучших театров и лучших актеров воспитывались целые поколения. Занималась этим направлением когда-то Нина Мироновна Новоселицкая, светлая ей память. К сожалению, не знаю, удалось ли сберечь после всех наших реформ и погромов уникальный аудиоархив тех старинных легендарных украинских постановок. У нас же привыкли уничтожать все на корню, если прошлое как-то не вписывается в галлюцинации настоящего…

— Вы обмолвились, что общаетесь с руководителями театров и фестивалей… Какие у них настроения относительно текущего карантина и какие прогнозы на будущее?

— По-моему, прогнозы не могут дать ни Трамп, ни китайские коммунисты, ни королева Великобритании. Поэтому настроение у многих рабочее, хотя есть и растерянность, волнение. Волнение понять можно. Ведь украинский театр за период карантина теряет миллионы гривен. Если государство еще хотя бы покрывает зарплату работникам театров, то пока неизвестно, что делать большим театрам с коммунальными услугами, за которые они платили сами, исходя из своих кассовых сборов. Так что проблем много, и не только у гостеатров. Более, чем другим, сложнее театрам независимым, авангардным, которые существовали на самоокупаемости. И поскольку период весны-лета поставлен на паузу, не представляю, как они выживут и многие ли из них уцелеют.

— Но ведь многие театры пытаются работать во время карантина?

— Решением правительства подобная работа запрещена и финансово наказуема, поэтому особо никто не рискует нарываться на неприятности. Возможны репетиции дистанционно. Но это то же самое, что дистанционно кушать мороженое. На мой взгляд, в этих условиях реально делать моноспектакли или спектакли-дуэты, не нарушая строгих правил карантина. И ведь мы в этом разговоре коснулись только фрагмента проблемы – театров драматических. А если говорить о музыкальных театрах (опера — балет), где огромные бюджеты, то ситуация будет еще сложнее. Кстати, а как там поживают люди и животные в наших цирках? Им, небось, тоже невесело в период рокового антракта…

По материалам: Голос

Exit mobile version