Во время разгара пандемии коронавируса в Украине были ограничены размеры зарплаты чиновникам разного порядка. Это вызвало возмущения в разных ветвях власти. Была попытка отменить норму, которая действует до конца карантина, но ее остановили в самый последний момент. Сейчас недовольство утихло: вероятно, чиновники сумели приспособиться к ограничению и успешно его обходить.
Страдания одного процента
Ограничение зарплат чиновников и членов наблюдательных советов государственных компаний произошло в апреле. Такие решения приняла Верховная Рада и Кабмин в ходе перераспределения средств бюджета. Граничная сумма зарплат для государственных служащих составила 10 минимальных зарплат, то есть чуть больше 47 тысяч гривен. Кроме того, под ограничение оплаты труда, по словам президента Зеленского, также попали судьи, народные депутаты, прокуроры, сотрудники НБУ, ЦИК и другие. Словом, все бюджетники кроме тех, кто непосредственно борется с COVID-19. «Миллионные зарплаты и премии ушли в прошлое», – говорил президент.
Реакция на такой демарш была незамедлительной. Высший совет правосудия немедленно собрался на внеочередное заседание, где осудил ограничение зарплат судьям, у которых только минимальный «голый» оклад составляет 30 тысяч гривен.
«ВСП считает, что предложенные изменения не отвечают определенному Конституцией Украины принципу верховенства права… ВРУ, принимая законы, не имеет права допускать несоответствий по любым положениям, прямо закрепленным в Конституции Украины», – говорилось в итоговом заявлении органа. Также там посчитали, что ограничение зарплат и судейского вознаграждения «нарушает конституционные гарантии как независимости судей, так и судебной ветви власти в целом».
Не так давно мы писали, что именно огромные судейские зарплаты считаются гарантией независимости судей, их объективности и честности. Очевидно, судьи решили быть честными до конца, поэтому пленум Верховного Суда обратился в Конституционный Суд с представлением о конституционности установленных во время карантина ограничений, в том числе размера заработной платы. Вряд ли бы они настолько безотлагательно и оперативно пеклись о заработке обыкновенного работяги. Суд тщательно посчитал, что ограничение коснется только 1 % фактически работающих госслужащих, а большинство бюджетников не испытает негативных последствий в материальном обеспечении. Наверное, зарплаты остальных 99 % совсем безнадежны, чтобы достигнуть уровня заветных 47 тысяч гривен.
Не достигает этого уровня и зарплата депутатов. Небезызвестная глава парламентского комитета по вопросам социальной политики Галина Третьякова рассказала в интервью изданию «Громадське», что в среднем депутатам начисляют 43 тысячи гривен, а после вычета налогов получается 32-35 тысяч, чего не хватает на полноценную организацию деятельности народного избранника.
То, что непомерный уровень зарплат позволяет устранить коррупционную составляющую, в июле заявляла ныне первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова: «Теперь же с учетом введенного ограничения госкомпаниям, да и Нацбанку, будет крайне трудно удерживать высококлассных спецов на своих местах», – говорила банкирша в интервью «Интерфакс-Украина».
Зарплата в 47 тысяч гривен – это на сегодняшний день около 1730 долларов США. По мнению экономиста Всеволода Степанюка, такой ежемесячной оплаты труда должно хватить и для чиновника, и для члена Набсовета:
«Для Украины зарплата в почти 2000 долларов – это вполне приличная зарплата за то, чтобы не работать, – говорит эксперт. – Потому что функции Набсовета – это они работают реально 3-4 дня в месяц. За это получать в четыре раза выше зарплату, чем в среднем по стране, я считаю, не нормально. Почему депутаты возмутились? Они получают меньше зарплату, чем на госпредприятиях, поэтому они логично считают, почему они должны получать больше зарплату, чем чиновник с рангом номер один, которым являются депутаты и министры. Действительно, как-то странно, когда работник госпредприятия получает больше, чем министр, причем в разы больше. Так быть не должно, и тут депутатов понять можно. Я считаю, что для Украины это вполне достаточная зарплата для обычного чиновника и даже для того же министра».
«Мы так не договаривались»
Волнения по поводу лимитов зарплат не ограничились обыкновенной критикой. Решение украинского парламента и правительства не понравилось Евросоюзу. Была уязвлена фактически главная для наших западных партнеров категория – члены наблюдательных советов украинских госкомпаний. 23 июля в Брюсселе премьер-министр Украины Шмыгаль и вице-президент Еврокомиссии Домбровскис подписали меморандум о предоставлении Украине кредита на 1,2 миллиарда евро.
Среди условий, которые должен выполнить Кабмин Украины, фигурирует «соблюдение законодательства о корпоративном управлении для государственных предприятий в соответствии с принципами Организации экономического сотрудничества и развития». Речь идет о том, что оплата труда членов совета предприятий должна быть мотивирующей и рыночной, чтобы удерживать таких высококлассных специалистов. Особенно это касается 15 крупнейших украинских госкомпаний. Такую цифру указал Евросоюз. Из этого следует, что ограничения по зарплате членов Набсоветов Украина обязалась снять. Вмешательство Евросоюза понятно: большинство этих членов являются их гражданами.
«То, что ЕС ставит возвращение своим агентам государственного финансирования за счет Украины, как условия получения кредита, реально показывает, на кого работают эти люди. Эти люди работают против интересов государства Украина и при этом получают сумасшедшие деньги в качестве вознаграждения. Налицо внешнее управление страной», – говорит Всеволод Степанюк.
Действительно, зарплаты у них такие, что ни в какие ограничения не лезут. В начале июля народный депутат от «Слуги народа», член комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политике Ольга Василевская-Смаглюк обнародовала зарплаты членов совета «Укрзализныци».
Согласно опубликованной информации, заработная плата главы набсовета «УЗ» Шевки Аджунера за период с 1 сентября 2018 года по 30 апреля 2020 года составила 13,833 миллионов гривен. За тот же период зарплата его коллег Андерса Ослунда, Кристиана Куна, Андреаса Матье составила чуть меньше – по 11,733 миллионов гривен. Несложно подсчитать, что в среднем уровень ежемесячной заработной платы у главы набсовета составил 690 тысяч гривен, а у других членов набсовета – по 585 тысяч гривен. Оплату труда поскромнее получили еще три члена набсовета «УЗ». Адомас Аудицкас с 1 сентября 2019 года по 30 апреля текущего года заработал 3,093 миллионов гривен. Зарплата Олега Журавлева и Сергея Лещенко в период с 3 января по 30 апреля 2020 года составила по 1,406 миллионов гривен (в среднем – по 350 тысяч).
Сергей Лещенко жаловался, что им не платят с марта, правда, свое рабочее место он не оставил: «Сейчас эти выплаты сокращены – как и во всех компаниях госсектора. Не знаю, как в других госкомпаниях, но в “УЗ” члены наблюдательного совета уже три месяца не получают никакого вознаграждения. Нам сейчас вообще ничего не платят с марта», – говорил Лещенко в начале июля. Также он подчеркнул, что лично готов работать в условиях сокращенной зарплаты, лишь бы параллельно дали заниматься еще какой-то другой прибыльной деятельностью.
«Большинство членов Набсоветов – это просто агенты влияния других стран, транснациональных корпораций и так далее, – рассказывает Всеволод Степанюк. – Когда они ехали в Украину, им обещали зарплаты выше, чем в странах их гражданства, то есть Европа, Литва, Польша, Англия. Ни для кого не секрет, что у нас зарплаты иностранцам в государственных корпорациях часто выше, чем зарплаты топ-менеджеров в той же Великобритании. Это плата за то, что они поехали в Украину продвигать интересы своих реальных работодателей, которые находятся, естественно, не в Украине. В данном случае ограничением зарплат до 47 тысяч – это история из разряда “а мы так не договаривались, нам обещали зарплаты больше”. Эти разговоры, что им могут доплачивать из фондов типа Сороса, ярко показывают, на кого они реально работают и чьи они люди. Хотя, конечно же, любая доплата из других источников, кроме бюджетных, человеку, который имеет контракт с государством, – это коррупция. Они работают не на Украину, поэтому естественно требуют свои деньги, как любой контрактник. Характерно, что именно возмутились иностранцы, а наших это вроде как почти устраивает».
«В бюджетной сфере нет суперзарплат»
Зарплата чиновников и руководителей госкомпаний – больная тема для Украины. При Зеленском она обострилась в январе этого года, когда после новогодних праздников страна узнала о невероятных зарплатах чиновников за декабрь. Тогда неприличные аппетиты развил Кабмин Гончарука.
Так глава МИД Вадим Пристайко получил в декабре 234 тысячи гривен, министр юстиции Денис Малюська – 226 тысяч, министр экономики Тимофей Милованов – 222 тысячи, министр социальной политики Юлия Соколовская – 217 тысяч. Остальным министрам начислили менее 200 тысяч, но тоже неплохо: министр по делам ветеранов Оксана Коляда получила 159 тысяч гривен, министр культуры Владимир Бородянский – 113 тысяч гривен, а его зам Анатолий Максимчук в разы больше – 405 тысяч. Самыми скромными оказались сам премьер Гончарук (76 тысяч гривен), вице-премьер Дмитрий Кулеба (87 тысяч) и министр Кабмина Дмитрий Дубилет (17 тысяч).
Скандал дополнился заявлением экс-министра социальной политики Павла Розенко, что зарплаты чиновников при новой власти выросли в 3,5-5 раз. Зеленский призвал Гончарука разработать новую концепцию начисления зарплат чиновникам. В итоге бывший премьер заявил, что зарплаты привязали к средней зарплате по стране.
«Зарплата министров и их заместителей в диапазоне от трех до пяти средних заработных плат. И нужно прекращать выплаты по 200-400 % премий – максимальная премия будет не более чем один оклад», – заявлял Гончарук ровно за месяц до своей отставки. Он уже в прошлом, а развиваемые зимой зарплатные концепции дошли до зарплатных лимитов во время карантина.
«То правительство – 100 % были люди Джорджа Сороса, – говорит Всеволод Степанюк. – Они привыкли так получать от Сороса. Когда они пошли на другую работу, по заданию того же Сороса, они шли как минимум с сохранением своей зарплаты. Это по поводу того, сколько получают так называемые активисты, которые сидят на грантах США и Европы. Это явно видно по тем зарплатам. Поэтому ограничение зарплат вполне логично, потому что не во всех странах даже в странах с явной рыночной экономикой действует тарифная сетка. Человек должен получать в зависимости от должности, стажа работы, от квалификации и так далее. Он не может получать какую-то энную сумму. Что сделали западные кураторы: они решили, зачем им платить со своих фондов зарплату, если нашим же людям можно платить из бюджета Украины».
Заведующая сектором исследований уровня жизни Института демографии и социальных исследований НАН Украины Людмила Черенько считает, что за максимальную зарплату в 47 тысяч гривен уникальные менеджеры работать не будет:
«Они все-таки найдут себе более высокую зарплату и на такие должности не придут, если это будет 40 тысяч. Это “грязными” 47 тысяч, на руки бы они получили гораздо меньше. Поэтому за такие деньги, конечно, талантливые менеджеры не придут, но тут проблема в том, чтобы гарантировать, что действительно талантливый менеджер придет на эту должность. Тогда ему и не жалко 200-300 тысяч, как озвучивали. Но если он придет, если он действительно такого уровня, что может что-то сделать, целесообразно все-таки подходить в этой ситуации к отработке каких-то методик оценки деятельности. Если этот человек действительно на каком-то этапе дает положительные сигналы, что у него что-то выходит, тогда можно говорить о других доходах. Либо его предыдущий опыт свидетельствует, что он достиг прорывных успехов. Но всем подряд, когда неизвестно кого назначили на должность и сразу рисуют 300 тысяч, конечно, это абсолютная глупость», – говорит эксперт.
Действительно, часто о баснословных зарплатах будь-то министров или членов Набсоветов говорят без учета их квалификации и оценки положительных результатов, которые приносит человек за такую оплату труда. Как будто все они высококлассные специалисты, доказавшие свою неоспоримую пользу в конкретной работе, о которой большинство населения почему-то не знает, продолжая трудиться на свою минимальную или среднюю зарплату. Часто эта квалификация оказывается очень и очень сомнительной. Более того, разрывы между зарплатами указанных лиц и минимальной зарплатой в 20, 50, 75, 135 раз – явно неевропейская практика.
«В Европе за этим очень следят, – говорит Людмила Черенько. – И там если есть определенные существенные разрывы между руководителями разных звеньев, это уже является негативным. У нас принято, что, если это коммерческий банк, в отделении девушки сидят чуть ли не на минимальную зарплату, а какой-то начальник отдела в офисе получает уже сто минимальных. Такой разрыв является неправильным в цивилизованной экономике. Если, например, страна решила, что она может чиновников сделать элитой и много им платить, то, конечно, зарплата должна, как по ступенькам, расти постепенно. И должна быть престижной как низовая должность в министерстве, так и каждое звено. Понятно, что министры и заместители имеют более высокие зарплаты, и люди туда должны стремиться. Но в целом, если брать цивилизованные страны, в бюджетной сфере никогда нет суперзарплат. У них так не принято, а если ты хочешь очень много зарабатывать, нужно идти в бизнес».
«Доплаты по выдуманным статьям»
В конце третьей сессии Верховной Рады была попытка отменить ограничения зарплат госслужащим. Соответствующий законопроект № 3708 подавала группа народных депутатов «Слуги народа». Предполагалось внести коррективы в соответствующую статью 29 апрельских изменений бюджета, которая как раз вводила резонансное ограничение. Законодатель решил изменить сроки его действия не до окончания карантина, а на период трех месяцев со времени применения этого ограничения. Этот срок как раз истекал в июле. В пояснительной записке к своему документу депутаты писали, что, оказывается, органы госвласти, судебная власть, правоохранители, прокуроры работают «в сложных условиях пандемии, в условиях чрезмерной нагрузки и рисков», а судьи так вообще «непосредственно задействованы в государственных мероприятиях, направленных на предотвращение распространения вспышек, эпидемий и пандемий COVID-19». Авантюрно указывалось, что реализация законопроекта не требует дополнительных бюджетных расходов, но поспособствует эффективной работе законодательной, судебной власти и правоохранительной системы. В итоге всю эту поэзию оборвал президент Зеленский, 13 июля отозвав законопроект, когда он уже находился в повестке дня Верховной Рады.
«Объективно — это явно не инициатива самого Зеленского, – говорит политолог Кирилл Молчанов. – Это начали лоббировать все эти члены Набсоветов, чтобы им разрешили их огромные зарплаты. В бюджете на них заложено порядка миллиарда гривен. Скорей всего, это лоббировали Лещенки и компания, которые сидят на жирном финансировании, но потом, когда законопроект попал в парламент, наверное, кто у них там отвечает за принимаемые решения, за линию, посмотрели, что этим можно пробить очередное электоральное дно, если сейчас принять, когда в условиях карантина люди на всем экономят, многие сидят без работы, доедают последнее, что у них осталось, а чиновникам надо всем вернуть зарплаты. Это при том, что согласно этого же постановления правительства Шмыгаля, они автоматически вернутся, когда будет снят карантин. Для этого не нужно принимать никаких законов. Для этого нужно подождать, сколько будет длиться карантин».
Эксперт подчеркивает, что конец эпохи бедности наступил для отдельной категории чиновников, фамилии которых всем известны, а ограничение зарплат не будут отменять до местных выборов. Это же мнение разделяет Всеволод Степанюк:
«Зеленскому это очевидно нужно было только для того, чтобы хоть как-то понравиться избирателю. Сейчас Евросоюз и МВФ очень жестко недовольны, что их людям ограничили зарплаты, о которых договаривались. До выборов осталось меньше трех месяцев, я думаю, что до выборов трудно будет уломать Верховную Раду, чтобы они сняли это ограничение. Или отменят карантин, в чем сомневаюсь», – отмечает экономист.
То, что отзыв законопроекта, снимающего ограничения с зарплат, был спокойно встречен чиновниками, говорит о том, что они не обижены и могут получать и больше 47 тысяч, ведь в указанном максимальном размере не учитываются суммы пособия по временной нетрудоспособности, пособия для оздоровления, материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и оплата ежегодного отпуска.
«Обходят эту норму по ограничению максимальных зарплат в 10 минимальных зарплат с помощью доплат, разных льгот, выполнения дополнительных работ, работы во вредных условиях, работы в сложных условиях, – говорит глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. – То есть насчитывают по выдуманным статьям дополнительные доплаты к официальной зарплате. Поэтому ограничение должно касаться не только самой зарплаты, но и всех видов социальных доходов, которые получает государственный служащий. Тогда это будет действенный механизм, потому что кроме зарплаты можно насчитать еще 20 дополнительных доплат за разные работы по разным причинам, и в результате человек получит не 47 тысяч максимум, а 470. Мы видели доходы отдельных должностных лиц в госкомпаниях даже по миллиону с лишним гривен в месяц. Если даже ограничения по зарплате отменят, то это вообще означает откат всех социальных инициатив».
А пока максимальная официальная зарплата чиновника составляет 47 тысяч гривен. Это в 4 раза больше средней зарплаты в Украине, которая в июне, по данным Госстата, составила 11 579 гривен. Официальный прожиточный минимум в Украине составляет 2118 гривен, фактический – 4557. Минимальная зарплата – 4723 гривны, которую президент Зеленский собирается поднять с 1 сентября на 277 гривен. Мы уже анализировали, к чему это приведет. Пока социальные стандарты в Украине оставляют желать лучшего, чиновники нормально себя чувствуют в условиях и кризиса, и ограниченной зарплаты.
По материалам: Голос