Украинские родители — не единственные, кто нервничает перед первым сентября. Некоторые страны также в подвешенном состоянии, а некоторые уже обнародовал план действий. Пока получается, что большинство школьников мира таки выйдут на учебу в сентябре. Родители, пережившие «ужасы» дистанционного обучения детей этой весной, больше всего боятся пережить их снова. В родительских чатах и соцсетях ширится огромное количество мифов вокруг нового карантина, накал эмоций растет. Всем хочется разобраться в «красно-желто-зеленой» карантинной схеме и понять, чего ждать от начала нового учебного года 1 сентября. О ситуации в сфере образования Украины на сегодняшний день корреспонденту ГолосUA рассказал глава Свободного профсоюза образования и науки Украины Владимир Фундовный.
— Владимир, перед наступлением 1 сентября нервничают родители, как начнется новый учебный год… Что вы можете сказать по этому поводу?
— Это так. Перед стартом нового учебного года нервничают и родители, и школьники, и учителя. Дело в том, что никто не знает, как начнется учебный год, потому что всё зависит не от учащихся, не от профсоюза, а всё зависит от президентской администрации. Как они захотят, как учебный год и начнется. Я так думаю, если они захотят, чтобы ученики пошли в школу, они пойдут в школу. Если в окружении Президента не захотят, чтобы дети пошли в школу, чтобы обучение проводилось дистанционно, то начнется в очередной раз то, что было весной, то, что было в июне, «колотнеча» (суматоха): учитель садится в 6 или 8 утра за компьютер и встает из-за него в 12 часов ночи. Если нашим чиновникам такое нравится, тогда так и будет, и те учителя, которые смогут так работать, они будут работать, а те, кто не сможет, просто пойдут на заслуженный отдых или рассчитаются и поедут в Польшу. Другого быть не может, поскольку так работать учителям нельзя. Я это говорю, как глава Свободного профсоюза образования и науки Украины и потому, что моя жена — преподаватель математики в старших классах. Так вот, она садилась за компьютер в 6, 7 или 8 часов утра, когда кто-то из учеников в ней обращался, и ложилась спать в начале первого ночи. Представьте себе, целый день человек за компьютером. Она провела общение с учениками, потом каждый ученик звонит, у него возникают вопросы по задачам, каждому ученику надо сделать анализ его ошибок. То есть, тот человек, который предлагает дистанционное обучение, просто не понимает, что это значит, в частности, для учителя. Это очень трудно.
— Между тем образовательное сообщество категорически выступает за «живое» обучение…
— Конечно. Если собрать анализ экзаменов, то только по доброй воле учителей оценки были выставлены более-менее позитивные. Но сами экзамены показали, что знания учеников намного более низкие, чем при нормальном обучении в классах. Я думаю, что окончательно решение о том, как будет проходить учебный процесс в школах Украины, будет давать администрация Президента. Правительство на сегодняшний день ничего не решает: если раньше были министры, которые что-то из себя представляли, но сейчас, начиная с Квита и Новосад, это не министры, это люди, случайно попавшие в министерство для того, чтобы руководить всем образованием в Украине. Кто такой Квит? Он пришел из Киево-Могилянки, это человек очень далекий от образования. Была его заместитель Анна, она что-то понимала в образовании? Только «хи-хи, ха-ха». Сегодня в Верховной Раде она показывает, какая она заботливая и как она во всем разбирается. Надо было показывать тогда, когда вы были заместителем министра образования. А бывший премьер-министр Гончарук поставил на должность министра образования дивчину, у которой нет высшего образования…
— На данный момент ни Минобразования, ни Минздрав на 100% не могут сказать, как начнется новый учебный год…
— Да. Более того, на сегодняшний день они приняли закон, в котором директором школы, дошкольного учреждения и т.д. может быть человек без педагогического образования, мол, директор — это не просто учитель, а директор — это менеджер. Люди, если менеджер не имеет педагогического образования и не понимает, что такое воспитание учащихся, то какой это будет директор?! Я всегда привожу в этом отношение пример советских времен. Тогда, чтобы стать министром, нужно было пройти путь — директор завода, директор школы, начальник отдела образования — городского хотя бы, если не областного, и т.д. Сегодня мы ставим на должности министров — друзей и подруг Зеленского. Люди, вы, что, смеётесь над Украиной?
— Владимир, ходят слухи, что очного обучения в школах не будет в «красных» зонах…
— Вы понимаете, если, например, вчера красных зон было пять, то на сегодня уже восемь, а завтра будет еще больше… Если заболевших COVID-2019 на позавчерашний день было, допустим, 800 c лишним, то вчерашний день было уже 1860 и т.д. Если они выставят, что на сегодняшний день, например, заболело 2 с половиной тысяч человек, то снова закроют школы. Я считаю и не только я, большинство людей так считает, что это искусственный анализ коронавируса. Как когда-то правильно заметил городской голова Черкасс, что у него от сердечного приступа умерло 3 тыс. человек, от рака — 2 тыс. человек, а от коронавируса — 16 человек. Что страшнее — это риторический вопрос.
— Если в «зеленых» зонах детям разрешат посещать школы, ученики должны будут в масках сидеть на уроках?
— Я считаю, что детям нужно в масках ходить, главное — нужно закрывать рот, чтобы нельзя было выдыхать свои микробы. Если все учащиеся будут дышать носом, то мы все знаем из биологии, все ее учили, что большая часть микробов не выходит, а задерживается в волосяной части носа. То есть, обязательно детям нужно надевать маски, но нос можно оставлять свободным. Юмористы как-то показывали: «Какие дырочки ты видел в марлевой маске? А какие микробы ты сможешь увидеть? Нет». То есть, в принципе, можно понимать, что маска никого ни от чего не защищает. Я с этим не совсем согласен. Маска все-таки защищает, поэтому в маске нужно ходить, хотя бы ротовую часть лица, откуда выходят бактерии, следует закрывать.
— В европейских странах будут проводить занятия в школах на открытом воздухе… Как вы к этому относитесь?
— Я согласен с этим, однако дело идет к зиме, во-первых, в холода мы не сможет это делать. Во-вторых, это очень накладно. Если в европейских учреждениях образования это возможно, если взять Западную Европу, Финляндию или Норвегию, то там это возможно, там для этого есть все условия. В Украине на сегодняшний день таких условий вообще нет. У нас все учреждения образования построены в советское время, классы рассчитаны на 25-28 учеников, а мы в них садим по 35 человек. Если на сегодняшний день, согласно указанию Министерства образования, мы будем дублировать учебные процессы и садить по полкласса, то как раз полкласса у нас и сядет по одному ученику за парту. Учителю нужно будет проводить два раза в день один урок, а кто будет осуществлять оплату учителям за сверхурочную работу?
— Учителям надо повышать оплату труда в таких случаях…
— Безусловно, проблем у нас очень много. Кто на них будет отвечать, пока неясно. Когда они делают себе зарплаты по 300-400-600 тысяч гривен, они не думают, где взять деньги. А когда поднимается вопрос поднять заработную плату работнику медицины за то, что он ежедневно находится возле больных коронавирусом, рискуя заразиться, или школьному учителю за то, что он будет дублировать уроки, проводя обучение, то денег в Украине нет. В то же время Верховная Рада проголосовала за открытие игровых заведений, и на 4 года Зеленский освободил их от налогов. Такая вот «забота» про Украину, за поступления в бюджет. То есть, школы, медицина финансовых средств не имеет, а игровые заведения пускай себе будут богатеть. Это говорит об отношении власти в целом к Украине. Однако изменить ситуацию в целом может Администрация Президента, если там будут переживать за Украину, а не мы, простые смертные.
По материалам: Голос