Путь к рынку земли размечен: Кабмин представил рамочный законопроект
Аналитика
26.09.2019 21:09
Укринформ
Согласно документу, иностранцы не смогут покупать украинские черноземы. На практике же все будет зависеть от механизмов контроля, которых пока нет
Законопроект, вокруг вероятного содержания которого в Украине в последнее время ходило больше всего дискуссий — о рынке земли (№2178 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения") зарегистрирован в парламенте. Его изучают члены профильного (по вопросам аграрной и земельной политики) и других "заинтересованных" комитетов Верховной Рады. Широкая же общественность может ознакомиться с текстом на сайте парламента. Документ небольшой по объему (4 страницы). Поэтому, понятно, что он не регулирует весь комплекс "земельных" вопросов (например, связанных с инвентаризацией сельскохозяйственных угодий, организацией торгов, юридическим оформлением операций, формированием земельных банков, контролем за целевым использованием земли и т.д.). А таких "ключевых вопросов" — сотни. И каждый из них требует нормирования посредством принятия новых законодательных и нормативных актов или внесения изменений в уже действующие (а именно, Земельный кодекс Украины, Закони “О землеустройстве”, “Об оценке земель” и др.).
Завершить формирование законодательной базы, а также принять практические меры, которые должны предшествовать началу рынка земли, надо не позднее чем за год — до 1 октября 2020 года, когда, по расчетам власти, и начнется «новая эра» в жизни украинского села. Задача же законопроекта №2178 — определить основные параметры будущего земельного рынка, в том числе и закрепив "красные линии", от захода за которые предостерегает общество.
Украинские черноземы — украинцам, а не иностранцам
1. Одна из самых принципиальных оговорок касается запрета продажи украинских земель иностранным предприятиям и гражданам. И уже первый абзац документа развенчивает "страшилки" о том, что наш земельный ресурс отдадут на растерзание транснациональным компаниям, которые не только сосредоточат землю в своих руках, но и чуть ли не примутся вывозить знаменитые украинские черноземы эшелонами, сухогрузами и баржами за пределы страны. Согласно первому пункту законопроекта, приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут только граждане Украины, юридические лица, образованные согласно отечественному законодательству, территориальные громады и государство. Иностранцы и лица без гражданства могут, как исключение, получить временное право собственности на землю, полученную по наследству. При этом пользоваться сельскохозяйственным наделом они смогут не больше года. Поскольку закон обяжет их в течение этого срока продать или подарить землю тем, чьи права на владение ею не ограничены.
Завершить формирование законодательной базы, а также принять практические меры, которые должны предшествовать началу рынка земли, надо не позднее чем за год — до 1 октября 2020 года, когда, по расчетам власти, и начнется «новая эра» в жизни украинского села. Задача же законопроекта №2178 — определить основные параметры будущего земельного рынка, в том числе и закрепив "красные линии", от захода за которые предостерегает общество.
Украинские черноземы — украинцам, а не иностранцам
1. Одна из самых принципиальных оговорок касается запрета продажи украинских земель иностранным предприятиям и гражданам. И уже первый абзац документа развенчивает "страшилки" о том, что наш земельный ресурс отдадут на растерзание транснациональным компаниям, которые не только сосредоточат землю в своих руках, но и чуть ли не примутся вывозить знаменитые украинские черноземы эшелонами, сухогрузами и баржами за пределы страны. Согласно первому пункту законопроекта, приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут только граждане Украины, юридические лица, образованные согласно отечественному законодательству, территориальные громады и государство. Иностранцы и лица без гражданства могут, как исключение, получить временное право собственности на землю, полученную по наследству. При этом пользоваться сельскохозяйственным наделом они смогут не больше года. Поскольку закон обяжет их в течение этого срока продать или подарить землю тем, чьи права на владение ею не ограничены.
2. В законопроекте сохранена заявленная ранее норма, согласно которой совокупная площадь земельных участков сельхозназначения в собственности любого пользователя (физического или юридического лица) с учетом связанных лиц не должна превышать 15% земель в пределах одной области, а также 0, 5% земель сельхозназначения — в масштабах страны. При превышении лимита "лишние" гектары будут отчуждать принудительно.
3. Еще одно из важных ограничений касается гарантий преимущественного права на покупку земельного участка его арендатору. При этом запрещены любые "маневры" с ценой (намеренное завышение, чтобы "отбить желание" пользователя купить надел, или наоборот — занижение под давлением влиятельного арендатора). Напомним также, что правительство анонсировало программу компенсации фермерам части кредитных выплат (в размере ставки рефинансирования НБУ) при покупке сельхознаделов для хозяйственной деятельности.
4. Фермеры и владельцы индивидуальных крестьянских хозяйств также будут иметь первоочередное право на приобретение государственных и коммунальных земель, которыми они (на законных основаниях) пользуются. То есть, украинцы, которым принадлежит право постоянного пользования или право пожизненного наследуемого владения такими земельными участками, смогут выкупить их в собственность с рассрочкой платежа до 5 лет — по цене, равной нормативной денежной оценке земли, без проведения земельных торгов.
5. Документом также уточнен порядок ведения и использования госреестров — в частности, Государственного реестра прав, Государственного земельного кадастра и Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.
“Земельный” законопроект: первые оценки
Денис Марчук
В экспертной среде, в основном, приветствуют попытки власти сдвинуть с места законсервированный 18 лет назад процесс формирования земельного рынка. Однако правительственный законопроект считают во многом декларативным. Ведь авторы документа, например, только констатируют: "иностранцы не имеют права на приобретение украинской земли". Но реальных механизмов проконтролировать это — в частности, определив бенефициарных владельцев (лиц или группу лиц, которые прямо или косвенно владеют компанией или существенно влияют на принятие ею решений) зарегистрированных в Украине юридических лиц — нет. "Больше всего беспокоит, что конечными владельцами нашей земли могут стать граждане или фирмы государства-агрессора, — говорит заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук, — а слова о том, что этот вопрос будет контролировать Совет национальной безопасности и обороны, не успокаивает. А как он это будет делать, не имея соответствующего инструментария, никто не объясняет".
Алексей Кущ
А экономист Алексей Кущ предостерегает, что владельцами украинской земли могут стать не просто иностранцы, а международные финансовые спекулянты (в частности, и "доморощенные"), которые сейчас активно зарабатывают на украинских ценных бумагах. Причем, по сути счет нашего госбюджета. "С учетом ревальвации гривни и реинвестиций дохода от коротких бумаг (3-6 месяцев), минимальная доходность в долларовом эквиваленте гривневых ОВГЗ составит 25-40%. Если такая же ситуация сохранится и в следующем году, миллиард долларов портфельных инвестиций может принести столько же налогонеоблагаемой прибыли. Если эти деньги завести на рынок земли, получится, что 50% земельного банка "нерезиденты" купят "на шару". Точнее — за счет бюджетных средств, предусмотренных на погашение ОВГЗ. Поэтому государство в конце следующего года рискует остаться и без денег, и без земли (во всяком случае, без нескольких миллионов гектаров, находящихся в госсобственности), — прогнозирует экономист.
Также многих экспертов и представителей отраслевых ассоциаций возмутило, что перед подачей в парламент законопроект №2178 не прошел полноценного общенационального общественного и профессионального обсуждения. Лишь 20 сентября документ обнародовали на сайте Минэкономразвития, сообщив, что предложения и замечания к нему будут принимать в течение месяца. Но уже через 5 дней документ подали в парламент — причем, как правительственный, требующий первоочередного рассмотрения.
Путь к рынку. Что дальше?
Александр Краснолуцкий
Между тем в Государственной службе Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра сообщили о важном шаге в реформировании земельных отношений. Ведомство планирует завершить инвентаризацию сельскохозяйственных земель до начала работы рынка земли. В этом на совещании под председательством премьер-министра Алексея Гончарука заверил заместитель руководителя Госгеокадастра Александр Краснолуцкий. Государственные земли сельскохозяйственного назначения он пообещал учесть еще до конца нынешнего года.
Впрочем, Денис Марчук считает, что качественно выполнить эту задачу в такие сжатые сроки невозможно. По его расчетам, для того, чтобы навести порядок в нашем "реестровом королевстве", в частности, создать единую интеграционную систему государственных кадастров (соответствующее поручение чиновникам дал в четверг Алексей Гончарук), нужно несколько лет.
Поэтому эксперт призывает "не гнать лошадей" и проводить земельную реформу в Украине поэтапно.
"Первый этап — ликвидация технических проблем, в том числе и тех, о которых говорили сегодня на совещании у премьера. Речь идет, скажем, о наполнении Реестра вещевых прав (надо знать, кто владелец того или иного пая и кто его арендует), о решении вопросов финансовой состоятельности и создании реальных механизмов поддержки малого фермерства.
Второй этап — предоставление права собственности на сельскохозяйственные земли в Украине только нашим соотечественникам — физическим лицам. При этом — с ограничением "в одни руки" в 300-400, максимум до 500 гектаров (сейчас этот вопрос обсуждается).
И только на третьем этапе, если страна убедится, что реформа идет в правильном направлении, что малые и средние потенциальные землевладельцы, имеют возможность на равных конкурировать с крупными компаниями, можно постепенно допускать на рынок юридических лиц (но только тех, конечными владельцами которых являются украинцы). При этом земельный банк такого юридического лица следует ограничить 5 тысячами гектаров, а не 200 тысячами, как предусматривает законопроект №2178), — заключает Денис Марчук.
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ