Как не продешевить » src=»https://polemika.com.ua/wp-content/uploads/2019/10/97a22f5aecc5805945c9325a9db92c19.jpg» alt=»800 госпредприятий готовят к продаже "с молотка". Как не продешевить» width=»100%» />
800 госпредприятий готовят к продаже "с молотка". Как не продешевить
Аналитика
04.10.2019 18:54
Укринформ
В зависимости от избранной стратегии новый этап большой приватизации или станет великим делом, или "изрядным пшиком"
Одним из самых резонансных решений, принятых на этой неделе парламентом, была отмена утвержденного ровно 20 лет назад Закона "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации" .Таким образом, Верховная Рада разблокировала процесс большой приватизации в Украине. Потенциально на продажу могут выставить более тысячи государственных объектов. Перечень первых восьми сотен из них уже готовят, — сообщили в Минэкономразвития. При этом там заверили: о передаче в частные руки стратегических для страны предприятий речь не идет.
Что будут продавать в первую очередь. И на каких условиях
Как утверждают авторы законодательной инициативы, 90% разблокированного списка — объекты малой приватизации. Остальные — крупные, но не стратегические. поскольку установленные Законом Украины "О приватизации государственного и коммунального имущества" критерии объектов, не подлежащих приватизации, никто не менял. Поэтому ни украинские дороги, ни отечественная газотранспортная система, ни другие объекты трубопроводного транспорта, ни железнодорожные пути, ни метрополитен в частные руки не попадут. Более того, перечень таких стратегических объектов даже расширят — за счет предприятий по изготовлению и ремонту всех видов оружия, находящегося на вооружении украинских Вооруженных сил (полный список запрещенных к разгосударствлению стратегических госпредприятий Правительство составить за три месяца). Запрещена приватизация любых государственных объектов, расположенных на временно оккупированных территориях Украины. Также парламент запретил забирать предприятия, приватизация которых разблокируют, за долги. "Закон внедряет трехлетний мораторий на возбуждение процедуры банкротства в отношении всех объектов, входящих в перечень", — рассказала автор нового законодательного акта, нардеп от “Слуги народа” Роксолана Пидласа.
По теме: За 5 месяцев работы рынка газа лишь 3% потребителей изменили поставщика - АМКУ
Большинство пользователей, которые прокомментировали это сообщение на Фейсбук-странице министра, приветствовали решение о разблокировании большой приватизации. В то же время люди предостерегают от ошибок, допущенных в 90-е и в начале 2000-х годов, когда самые прибыльные объекты за бесценок (а то и бесплатно) попали в руки ограниченного круга приближенных к власти лиц. Зато обычных граждан "прокатили"… Поэтому комментаторы отмечают необходимость по-настоящему прозрачной и конкурентной продажи. Соответствующий контроль должен быть на всех этапах — начиная с подготовки объектов к разгосударствлению, чтобы условия приватизационных конкурсов, как это часто бывает, не выписывались "под конкретные структуры или лиц". Также важно при подготовке должным образом оформить имущественные документы, в частности, касающиеся права собственности или пользования земельными участками, на которых расположены или которыми пользуются в своей производственной деятельности госпредприятия.
Люди просят ужесточить требования к потенциальным инвесторам о сохранении профиля важных для страны производств, поскольку многие высказывают опасения, что на месте заводов и фабрик у нас появятся новые торгово-развлекательные центры. Тимофей Милованов заверил, что государство будет контролировать эти процессы.
По теме: У Зеленского подтвердили встречу с Макроном
В таких условиях, чтобы реально выставить на продажу то или иное предприятие, нужно было преодолевать сопротивление людей, контролирующих денежные потоки вокруг "кандидатов" на приватизацию. И в новейшей истории Украины правительству это удалось по сути лишь раз — при продаже «Криворожстали», да и то не с первой попытки. За предприятие выручили $4,8 миллиарда, что в 2,4 раза выше стартовой цены и почти в шесть раз — суммы, полученной по итогам первого аукциона.
В то же время эксперты критикуют Фонд госимущества за ошибки в определении стоимости объектов приватизации. Многие конкурсы сорвались из-за того, что начальная цена не заинтересовала ни одного инвестора. Ведь оценочная стоимость выставленных на продажу объектов не учитывала ни мировой конъюнктуры, ни объема капиталовложений, которые инвестору придется потратить для восстановления или обновления производства. Такие ценовые прихоти государства всегда пытались объяснить намерением заработать для бюджета побольше. На самом деле, по мнению Владимира Дубровского, за этим можно разглядеть и усилия тех же "контролеров" финпотоков, которые пытались как угодно сохранить свою "кормушку".