Чем грозит Украине дешевый газ из кремлевской "мышеловки"
Аналитика
17.11.2019 13:26
Укринформ
В далекой Бразилии Путин снова обещал нам "газовый рай" в обмен на отказ от миллиардов долларов, отсуженных у "Газпрома" в международных судах
"Россия готова заключить с Украиной новое соглашение по газовому транзиту. И даже может продавать Киеву "голубое топливо" со значительными скидками (в 20-25%)"… В этом хозяин Кремля Владимир Путин уверял журналистов на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в Бразилии. Но такая "шуба с барского плеча" "светит" нам только в случае отказа от финансовых претензий к российскому газовому монополисту — компании "Газпром". Зато неуступчивость Украины и НАК "Нафтогаз", по словам Путина, существенно повышает риски прекращения транзита через украинскую территорию. Особенно возмутил московского властителя последний иск, инициированный компанией "Нафтогаз" (требование пересмотра необоснованного тарифа на транзит и выплаты $11,8 миллиардов компенсации). Это, мол, только обостряет ситуацию. А "покладистый" "Газпром" и "добрый" Кремль, как заверил российский президент, "готовы к заключению контракта на любых условиях — хоть по украинскому законодательству, хоть по европейскому". При этом ни слова о том, что новый иск стал ответом (встречной претензией) "Нафтогаза" на судебное разбирательство "тарифного вопроса", инициированное в 2018 году российской стороной ("Газпромом"). И ни намека на ответ на вопрос: почему Москва до сих пор не отреагировала на конкретное предложение по условиям контракта, обнародованное недавно еврокомиссаром по вопросам энергетики Марошем Шефчовичем…
Что у Путина "на языке" — слышим, что "на уме" — догадываемся…
Итак, снова "в теории" "Газпром" к продолжению транзита топлива через украинскую территорию готов. О чем публично заявляют все официальные и большинство неофициальных представителей РФ — от думских "шавок" и газпромовских менеджеров до самого «царя». Но как только дискуссия переходит в практическую плоскость и звучат конкретные предложения, цифры и сроки, россияне снова "словно воды в рот набирают". Но через некоторое время снова начинают "теоретизировать". И так по кругу.
Марош Шефчович
Свежий пример – "ноль реакции" Москвы на обнародованные в сентябре Марошем Шефчовичем предложения о параметрах будущего транзитного контракта, свидетельствующие о готовности Украины и Евросоюза пойти на существенные уступки России. В частности, еврокомиссар сообщил о необходимости предусмотреть в контракте минимальные объемы ежегодного транзита газа в пределах от 40 до 60 миллиардов кубометров (тогда как в ходе предыдущего раунда переговоров, в январе, речь шла лишь "о не менее 60 миллиардах "кубов") с возможностью гибкого бронирования дополнительных 22-30 миллиардов кубометров — а не "минимум 30 миллиардах", как раньше. Предложенный срок контракта — не менее десяти лет. При этом — еще одна уступка Москве! — хотят предусмотреть возможность прекращения исполнения контракта уже через пять лет, если "существенно изменятся обстоятельства". Украина поддержала такой подход. Россия же продолжает тянуть время, выдвигая все новые и новые условия. Это еще раз подтверждает, что в "газовом вопросе" Кремль преследует не столько экономический, сколько политический интерес. И новые заявления Путина — тому подтверждение.
Хотя "Нафтогаз Украины" никогда не отказывался покупать у "Газпрома" топливо по справедливым рыночным ценам. Сам же российский монополист отказывается выполнять обязательства по действующему контракту”, – так на слова Путина отреагировал в Фейсбук председатель правления НАК “Нафтогаз” Андрей Коболев. Он напомнил, что сейчас Украина физически импортирует газ, принадлежащий европейским поставщикам, с территории трех государств ЕС — Словакии, Польши и Венгрии. Компании, с которыми Киев имеет контракты на поставку топлива, сами закупают его на европейском рынке, где доля "Газпрома" не превышает 32%.
Андрей Коболев
"То есть, называть весь газ на рынке ЕС российским точно некорректно", — подчеркнул Коболев, комментируя утверждение Путина о том, что наша страна, мол, закупает в Европе именно российский газ, но дороже. Поэтому — говорит Путин — "зачем платить больше?". При этом, как бы он ни умалчивал истинных причин своей "заботы об украинском народе", в этом сразу же замечаем комплекс российских интересов:
1. Политический: усилить энергетическую зависимость Европы от Кремля и снова посадить на "газовую иглу" Украину. Чтобы потом манипулировать, шантажировать, "играя заслонками" (перекрывая прокачку газа через нашу ГТС), как это было в 2006-м и 2009 годах.
2. Один из экономических интересов: "опустить до плинтуса" стоимость транзита топлива через украинскую территорию. Мол, сохраняя транзит — если в итоге Путин все же согласится на это, — "мы и так оказываем вам большую услугу".
3. Еще очевидна заинтересованность: уберечься от многомиллиардных штрафов и судебных санкций и ареста зарубежного имущества (что уже — хотя и медленно — и происходит) своего газового монополиста. Не зря же Путин требует "понять и простить" «Газпром», отказавшись от судебных претензий к нему. А это — минимум $22 миллиарда. Большинство экспертов соглашаются: полностью "прощать" этот долг — даже в обмен на обещанные Кремлем "золотые горы» — нельзя. Ведь тем самым Киев не только покажет свою слабость, во вред собственным экономическим и геополитическим интересам, но и проявит пренебрежение к международному праву, международной юриспруденции и ведущим судебным инстанциям.
"Российские чиновники не раз подчеркивали, что считают назначенные Стокгольмским арбитражем штрафные санкции несправедливыми. Хотя, по всем международным правилам и нормам, они должны выполнять это решение. Ведь в "транзитной" части контракта от 2009 года обе стороны признали арбитраж третейской инстанцией, решения которой обязательны", — напоминает председатель Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергей Дяченко.
Для нас должно быть аксиомой: решение Стокгольмского арбитража принято. И оно должно выполняться. Точка. Что касается тех судебных исков, которые еще не рассматривались, то — при определенных обстоятельствах — объем претензий можно уменьшить. Но несущественно. И то в обмен на полный отказ российской стороной от своих претензий.
"Газпрому" простить — себя не уважать. Как отстоять украинский интерес
По словам Андрея Коболева, главный наш интерес и основная задача украинской делегации на переговорах — сохранить транзит российского газа и заключить контракты, выполнение которых бы гарантировалось европейским правом. При этом согласованные объемы транзита (не говоря уже о его стоимости) должны быть максимально выгодны для нас. Ведь и сейчас мощности украинской ГТС используются лишь частично. К примеру, в минувшем году объемы транзита сократились на 7,2% по сравнению с 2017-м и составили 86,8 миллиарда кубометров (при пропускной способности нашей "трубы" в 142 миллиарда "кубов"). Понятно, что после введения в эксплуатацию газопроводов "Северный поток-2" (рассчитан на 55 миллиардов кубометров) и "Турецкий поток" (31,5 миллиарда), потребность в таких объемах поставок через Украину не сохранится. Даже с учетом того, что первая нить турецкого газопровода не является "экспортной" и рассчитана только на внутренние нужды Турции, а прокладка СП2 затягивается. При таких обстоятельствах, по выводам экспертов, есть вероятность, что Путин может с "барского плеча" предложить Киеву ежегодный транзит в 10-20 миллиардов "кубов". Но тогда работа украинской ГТС будет убыточной. Окупится, по расчетам специалистов, только транзит объемом 40 (а еще лучше — 50-60) миллиардов кубометров. Что Киев и Брюссель и предлагают предусмотреть в новом контракте.
Сергей Дяченко
"Дело в том, что кроме транзита, украинская газотранспортная система участвует в процессе обеспечения "голубым топливом" внутренних потребителей, — объясняет Сергей Дяченко. — И, несмотря на то, что основной рабочий режим нашей "трубы" — прокачка газа с востока на запад, зимой возникают проблемы, связанные с отсутствием возможностей поставки топлива в обратном направлении, для обеспечения восточных регионов страны. При нынешних объемах транзита этот вопрос решается путем "замещения" газа — часть его, зайдя из России на украинскую территорию, распределяется для нужд восточных областей. А такое же количество топлива поднимают из наших подземных хранилищ, расположенных, в основном, вблизи западных границ, и подают европейским потребителям. При объемах поставок меньше 40 миллиардов "кубов" эта схема работать не может. Поэтому для обеспечения газом всех регионов страны Киев будет вынужден использовать свою ГТС в реверсном режиме, что исключает любые, даже минимальные поставки топлива в Европу", — констатирует эксперт.
Кроме сохранения хотя бы на минимально приемлемом для нас уровне объемов транзита, Украина, как убежден Сергей Дяченко, должна настаивать на безусловном выполнении Третьего энергетического пакета ЕС, согласно которому "Газпром" не может оказывать транзитных услуг. То есть, мы должны получать газ от него на восточной границе с Россией и самостоятельно транспортировать топливо в Европу. Это позволит увеличить доходы от транзита, а также избежать провокаций со стороны РФ, которая время от времени использует нынешнюю схему поставок топлива для провоцирования форс-мажоров и обвинений в адрес нашей страны. Поэтому — напоминают эксперты — наше важное "внутреннее" задача привести систему управления украинской "трубой" в соответствие с требованиями Третьего энергопакета Евросоюза.
Ключевой шаг — завершение анбандлингу НАК "Нафтогаз Украины" (разграничение добычи, транспортировки и поставки газа). В пятницу, кстати, Верховная Рада устранила несогласованности с европейскими нормами и разблокировала подписания закона об отделении ГТС Украины от "Нафтогаза". За соответствующие решения проголосовали 292 народных депутата — представители "Слуги народа", "Европейской солидарности" и "Голоса". А уже через несколько часов президент Владимир Зеленский подписал этот закон.
Напомним, в парламенте был зарегистрирован проект постановления об отмене результатов голосования за закон "о анбандлинг". Это мешало готовить документ на подпись президенту. И, соответственно, тормозило воплощение его положений на практике. Что для Путина еще одним поводом притормозить трехсторонние газовые переговоры: мол, "с нашей стороны все и все готовы, а вот Киев — затягивает" … Хотя мы прекрасно понимаем, что все это — элементарные "отмазки". Кремль всячески медлит с заключением контракта — возможно, надеясь на чудо, что ПП2 к новому году таки заработает.
И о намерении "Газпрома" (читай — Путина) в очередной раз "проучить" неуступчивую Украины и беззубую Европу свидетельствуют не только торможение переговоров (по прогнозам, безрезультатным может оказаться и их очередной раунд, назначенный на 19 ноября), но и некоторые практические шаги. В частности, отказ допустить представителей "Укртрансгаза", который обеспечивает техническое исполнение действующего транзитного контракта, на самую газоизмерительную станцию "Суджа" на границе с Сумской областью. Хотя взаимные инспекции — неотъемлемая часть мировой практики, признан международными и двусторонними договорами.
И все это в комплексе приводит к почти однозначного — хотя, вероятно, и непонятного для значительной части наших соотечественников, — заключения …
"Дешевый" российский газ обойдется Украине очень дорого
Интересно, что еще несколько недель назад российская сторона называла восстановления прямого импорта Киевом своего газа одной из основных условий сохранения транзита. Теперь же Путин представляет это "как благо" для украинского народа. При этом, как пишет в Фейсбук исполнительный директор НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко, “газ из России (и без таких “подачек”. – Ред.) должен быть на 20-25% дешевле, чем топливо из Европы. Ведь "Газпром" при прямых поставках не платит за его транспортировку. Причем, поскольку газ в Европу идет в именно через Украину, то при прямых поставках "Газпром" будет подавать меньше транзитного топлива, соответственно меньше платить Киеву за транзит. То есть, 20-25% — это не скидка, а "нормальная" цена, следствием которой, к тому же, может быть снижение наших доходов от транзита", — пояснил Витренко.
Юрий Витренко
По его словам, Украина имеет несколько возможностей получить для себя такую стоимость топлива и без "кремлевских щедрот". Это, в частности:
1. Заключение европейского Антимонопольного органа о прекращении злоупотребления "Газпромом" доминирующим положением на европейском рынке. И, соответственно, — разблокирование для других компаний возможности получать газ на российской границе.
2. Реализация (наконец) внутреннего потенциала по увеличению добычи газа.
К тому же, скидка в 20-25%, учитывая вероятные будущие объемы импорта газа, не сможет компенсировать Украине отказ от $3 миллиардов, которые "Газпром" уже сейчас должен уплатить по решению Стокгольмского арбитража. Не говоря уже об упомянутых $22 миллиардах. Или $15-20 миллиардов, если исковые требования "Нафтогаза" будут удовлетворены лишь частично.
"Заставлять нас отказаться от получения компенсации за невыполнение "Газпромом" контрактных обязательств в обмен на новый контракт означает освободить "Газпром" от каких-либо обязательств, как по текущим контрактам, так и по новым. Какие тогда гарантии того, что мы получим то, о чем договорились?", — спрашивает Юрий Витренко.
Эксперты же в этой связи напоминают, что, несмотря на договоренности, Россия уже не раз "кидала" Украину в газовом вопросе. Сначала нам предлагали дешевое топливо, а затем "повышали ставки", шантажировали, пытались дискредитировать в глазах европейских партнеров. Потому, несмотря на то, что европейский газовый рынок сейчас перенасыщен (о чем говорят и минимальные за последние 10 лет цены на топливо), Россия заинтересована ежегодно "втюхивать" нам по несколько десятков миллиардов "кубов". Ведь "Газпром" уже и так существенно потерял (даже если оставить за скобками судебные санкции) на торговле с Украиной. К примеру, в период высоких цен в 2011-2012-м "Нафтогаз" ежегодно платил "Газпрому" по $12-14 миллиардов. В прошлом же году Украина потратила на закупку импортного газа меньше $3 миллиардов. Причем напрямую деньги РФ мы не платили. Поэтому в результате "Газпром" получил только часть этих средств. Остальные — доля европейских партнеров. Зато за транзит топлива российский монополист уплатил Украине минимум $3 миллиарда. То есть в торговом балансе — "минус". Понятно, что при таких обстоятельствах "Газпром" заинтересован изменить ситуацию и хотя бы "отбивать" свое. Добавим еще и упомянутый комплекс политических и геополитических интересов Кремля… На месте Путина можно было и 50% скидку пообещать…
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ