Дорогая гривня: интересы национального производителя еще кого-то волнуют?

Аналитика

28.11.2019 22:33

Укринформ

Когда многие страны в трудные времена пытаются ослабить свои валюты ради стимулирования экспорта, то Украина делает все наоборот

Гривня укрепилась до 23,98 грн / доллар, установив четырехлетний рекорд и опровергнув все пессимистические прогнозы. Иностранцы все больше интересуются украинским облигациям внутреннего государственного займа (ОВГЗ), украинские заробитчане — привозят больше валюты из-за рубежа, а цены на газ, металл и зерно на мировых рынках — благоприятны для Украины. Но на что рассчитывают государственные финансисты, когда поток иностранного спекулятивного капитала, вкладываемого в гривневые ОВГЗ, вдруг кончится (а это рано или поздно произойдет), или же внезапно изменится конъюнктура? Кто тогда обеспечит достаточный приток валюты на межбанковский рынок и каким будет курс? Все эти вопросы остро стоят с каждым новым объявлением об "успешном" укреплении гривни, ведь на фоне растущего торгового дефицита это слишком тревожный знак. Ответа на них Нацбанк пока не дает. А тем временем экспортеры плачут горькими слезами — их бизнес терпит убытки, а товары становятся все менее конкурентоспособными на мировых рынках. Значит, на алтарь борьбы с инфляцией мы положили способность национального производителя зарабатывать валюту для страны. Оправданно ли?

А как вы думаете: почему промышленное производство сократилось на 5%?

За 9 месяцев текущего года гривня укрепилась по отношению к доллару на 13%. В большей мере укрепления вызвано притоком валюты со стороны иностранных инвесторов, в течение года активно скупающих гривневые гособлигации Украины. Никакого производственного эффекта эти деньги не несут — они не создают прибавочной стоимости, не стимулируют производство, занятость, экспорт — просто финансируется дефицит бюджета. То есть, чисто экономических предпосылок для такой крепкой гривни у нас по-прежнему нет. Конечно, укрепление гривни играет на руку политикам и приятно радует людей, которые могут чуть дешевле купить путевки на заграничный отдых. Но в долгосрочной перспективе ситуация грозит обернуться болезненным ударом.

Дело в том, что сегодня Украина получает валюты от экспорта меньше, чем тратит на импорт. Внешнеторговый дефицит за первое полугодие 2019, по данным Госстата, превысил $2 млрд, и крепкая гривня до конца года еще ухудшит эти показатели. Прогноз дефицита текущего счета платежного баланса на этот год, по данным НБУ — $3,6 млрд. Риск в том, что когда на рынке по каким-то причинам возникнет дефицит валюты, то дополнительных ее источников (кроме золотовалютных резервов НБУ) в стране не окажется.

По теме:  Украинка попала в рейтинг Forbes

За то, что регулятор допустил настолько сильное укрепление гривни, его критиковал даже главный эмитент ОВГЗ — Минфин. По словам главы ведомства Оксаны Маркаровой, из-за несогласованности действий между финансовыми ведомствами страна с укреплением курса получает не только проблемы с наполнением бюджета, но и делает уязвимыми экспортеров. Зарабатывая доходы в валюте, украинские экспортеры заинтересованы в плавной девальвации национальной валюты — так они получают больше гривни, а значит потратят на производство (большая часть расходов — в гривне) меньшую долю доходов. Сейчас ситуация складывается не в их пользу.

Например, владелец "Молочного альянса" Александр Деркач в одном из своих FB-комментариев отметил, что курс 24 грн / доллар по сути убивает национального производителя.

Дорогая гривня: интересы национального производителя еще кого-то волнуют?

Дескать, валютная выручка с апреля за счет курса уменьшилась на 12-13%, а расходы в гривне остались стабильными. И сегодня экспортеры, в частности, в пищевой промышленности, фактически подходят к грани нулевой рентабельности.

"Все эти игры в "дочки-матери" с гривневым ОВГЗ для нерезидентов, по которым они в этом году имеют почти 20% годовых в валюте только на курсе, добром не закончатся. Падение доллара на 10-12% — при растущем торговом дефиците — не только создает перекосы в государственных финансах и ухудшает торговый баланс страны. Оно подрывает экспорт и разрушает экономику национального производителя", – объяснил Александр Деркач.

Дорогая гривня: интересы национального производителя еще кого-то волнуют?
Леонид Козаченко. Фото: Павел Багмут

Президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко также заметил, что проблемы с курсом наделали вреда аграриям. По его словам, курс валюты и логистика — это две основные причины ухудшения положения в отрасли. "Изменение курса гривни (ее укрепление) негативно повлияло на состояние украинского АПК. У нас отрасль преимущественно экспортоориентированная, поэтому когда компания конвертирует валютную выручку, при уменьшении курса доллара, гривневая выручка уменьшается. К тому же, это происходит на фоне падения стоимости украинской продукции. В некоторых случаях она уменьшилась на 30%. <…> В итоге, этот год может оказаться очень убыточным. Например, в прошлом году почти 90% субъектов имели прибыль и только 10-12% — убытки, а в этом году 30-40% субъектов хозяйствования в аграрной сфере понесут убытки — и это очень много», – прокомментировал состояние отрасли Леонид Козаченко.

По теме:  Андорра стала 190-м членом МВФ

Наш парадокс: импорт дешевеет – цены не только не падают, а еще и растут

От крепкой гривни страдает и сам Нацбанк. Как показывает промежуточная финансовая отчетность регулятора за 9 месяцев 2019 года, в январе-сентябре т.г. НБУ получил 12,3 млрд грн убытков вследствие укрепления курса гривни за этот период.

"Укрепление курса гривни к иностранным валютам (13% против начала года) оказало негативное влияние на общий финансовый результат Национального банка за 9 месяцев 2019 года, который составляет 12,3 млрд грн ущерба (потери от переоценки финансовых инструментов в иностранной валюте и монетарном золоте). Отмечается, что в результате по состоянию на конец сентября 2019 года прибыль к распределению составляет около 30 млрд грн. В то же время Законом о Государственном бюджете Украины на 2020 год предусмотрено перечисление НБУ в Государственный бюджет Украины средств в сумме 40,7 млрд грн.

Дорогая гривня: интересы национального производителя еще кого-то волнуют?
Владимир Дубровский

"Нацбанк напрасно позволяет гривне так укрепляться, если только это укрепление не связано со структурными изменениями в экономике, – заметил старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимир Дубровский. – Ведь курс в долгосрочной перспективе, среди прочего, определяется еще и конкурентоспособностью национальной экономики на фоне зарубежных. То есть, если складывается ситуация, при которой курс укрепляется, импорт (в частности, энергоресурсы) не растет, а экспорт продолжает расти, то это означает, что экономика выдерживает такой курс, потому что наши товары остаются конкурентоспособны, они стали лучше, дешевле и качественнее, и это, безусловно, хороший знак. Совсем другое дело, если укрепление курса — временная тенденция, вызванная "навесом" спекулятивных денег. Вот это плохой знак".

По теме:  Нові норми "мовного закону" вступили в силу: що це означає

Интересно, что в Совете НБУ понимают шаткость ситуации, но предпочитают не вмешиваться. Это становится понятно, в частности, из комментариев главы Совета НБУ Богдана Данилишина сотрудникам Минфина. Он утверждает, что Совет НБУ не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность правления, мол, придет время — тогда Совет и даст оценку его действиям. Честно говоря, чтобы не было поздно …

Дорогая гривня: интересы национального производителя еще кого-то волнуют?

По мнению главного эксперта Совета НБУ Виталия Шапрана, основной минус от ревальвации — это рост потребление импортных товаров, что ведет к увеличению отрицательного сальдо торгового баланса по итогам 2019 года выше запланированного объема — до 13-14 млрд долларов.

Дорогая гривня: интересы национального производителя еще кого-то волнуют?
Виталий Шапран

Некоторым разочарованием стал тот факт, что несмотря на укрепление курса гривни в Украине так и не снизились цены, за исключением некоторых импортных товаров вроде природного газа. Но, по данным Госстата, к августу потребительские цены выросли на 2,7% относительно декабря 2018 года.

"Одна из причин, почему гривня укрепляется, а цены не падают, — инерционность. Предприниматели, импортируя товар, закладывали значительно повышенный курс. Поэтому они не переносят эффект на потребителей сразу", — говорит заместитель председателя НБУ Дмитрий Сологуб. В качестве примера, в НБУ приводят цены на бензин: автозаправки начинают снижать цену только тогда, когда видят устойчивую тенденцию, однако их маржа сейчас очень растет, и они от нее не собираются добровольно отказываться.

Дорогая гривня: интересы национального производителя еще кого-то волнуют?
Дмитрий Сологуб / Фото: Елизавета Сергиенко, пресс-центр НБУ

Итак, на фоне значительной ревальвации гривни, дискриминирующей национального товаропроизводителя и украинский экспорт и "подпитывающей" чужие экономики путем роста импорта, возникает вопрос о целевой миссии Национального банка. Понятно, что укрепление гривни помогает сегодня НБУ таргетировать инфляцию (управлять ею. — Авт.). Но разве интересы национального товаропроизводителя никого не волнуют? Рабочие места, зарплаты, налоговые поступления… Разве экспорт украинских товаров должен обеспечивать баланс торгового счета и стабильность валютного рынка? Бросив все ресурсы на подавление инфляции, государство забыло, кто создает базу для недопущения ее раскрутки, обеспечивая макроэкономическую стабильность.

Марина Нечипоренко, Киев

По материалам: Укринформ