Сворачивание возобновляемой энергетики: выход ли это из энергетического кризиса?

15.05.2020 19:38

Укринформ

Какими же будут последствия сворачивания возобновляемой энергетики для Украины

В Украине продолжает разворачиваться энергетический кризис: украинская энергосистема оказалась не готова к стремительному росту «зеленой» энергетики, а остановка многих производств вследствие эпидемии коронавируса и, соответственно, уменьшение потребления электроэнергии ускорили и углубили его. Для преодоления кризисных явлений Министерство энергетики и защиты окружающей среды предложило новый Прогнозный энергетический баланс производства и потребления электроэнергии в энергосистеме Украины на 2020 г., который предусматривает пропорциональное снижение объемов производства электроэнергии атомной, гидро- и тепловой генерацией. В то же время сегодня, 15 мая, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус заявил, что готовит обращение в СБУ и СНБО из-за «искусственной остановки» атомных блоков «Энергоатома».

О проблемах с балансировкой объединенной энергосистемы Украины и о «зелено-угольном парадоксе» Укринформ говорил с медиа-директором ассоциации "Украинский ядерный форум" Ольгой Кошарной и с доктором экономических наук, доцентом кафедры экономической кибернетики экономического факультета Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко Андреем Ставицким. Сегодня мы даем другую точку зрения — о невозможности свертывания возобновляемой энергетики, если мы думаем о нашем будущем.

Последние заявления чиновников единогласно винят возобновляемую энергетику (ВИЭ, “зеленая” энергетика) в энергетическом кризисе, накоплении долгов перед участниками рынка электроэнергии и сложных финансовых дилеммах в этой сфере. Это разворот нынешним правительством на 180 градусов от «зеленого курса», декларируемого командой Гончарука. Какими же будут последствия сворачивания возобновляемой энергетики для Украины?

Сворачивание возобновляемой энергетики: выход ли это из энергетического кризиса?

История болезни: в чем виновата “зеленка”

Предыдущее правительство четко декларировало ориентацию на «зеленый энергетический переход», что было изложено в презентованной в январе 2020 года концепции зеленого перехода до 2050 года. В ней акцент делался на едином векторе движения вместе с Европейским Союзом, который официально провозгласил соблюдение Нового Зеленого курса для преодоления глобального климатического кризиса. Следующим шагом к реализации Концепции на ближайшее десятилетие должен стать Интегрированный план по борьбе с изменением климата и развитию энергетики до 2030 года.

«Украине вполне под силу и экономически целесообразно до 2050 года достичь 70% доли ВИЭ в производстве электроэнергии. Причем значительную часть (до 15%) должно составлять производство электроэнергии за счет крышных солнечных электростанций в домохозяйствах и бизнесе» — провозглашали в документе.

Однако, несмотря на это, неоднократно поднимались обсуждения относительно «неконтролируемого роста ВИЭ» и что обязательства государства по «зеленому тарифу» становятся обузой для экономики. Эта дискуссия длится почти с 2009 года, как “зеленый тариф” был введен. Попытки приостановить темпы роста возобновляемой энергетики (приостановить! В условиях, когда она в перспективе должна давать 70% всей электроэнергии!) появлялись раз за разом. Например, год назад была внесена поправка №24 в закон 8449-д, которая обнуляла все «зеленые» тарифы домашних наземных СЭС мощностью до 30 кВт и предусматривала запрет строительства новых. Поправку в конечном счете отклонили, но осадок остался.

И вот к теме вернулись. Сначала в феврале министерство представило предложения относительно изменений законодательства в аспекте альтернативной энергетики. Там прогнозировали, что возобновляемая энергетика будет давать 12,3 млрд кВтч в 2020 году, и что это неизбежно повлечет за собой задолженность перед производителями. План предусматривал увеличение ответственности производителей «зеленой» энергетики за небалансы, рост требований к новым СЭС и сокращение сроков ввода новых СЭС в эксплуатацию.

Назначение нового главы Министерства энергетики и защиты окружающей среды Ольги Буславец запустило ряд заявлений о том, что возобновляемая энергетика – это проблема для украинской экономики и энергетики, и она требует немедленного решения.

По теме:  Кения готова стать вратами на Восток и Юг Африки для Украины

«Высокий «зеленый» тариф создает значительную финансовую нагрузку на рынок электрической энергии. Кроме того, это негарантированное производство, которое очень трудно регулировать системе», — отметила и.о. Министра Ольга Буславец на заседании новосозданного Антикризисного энергетического штаба.

По данным регулятора (Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг — НКРЭКУ), доля «зеленых» электростанций в производстве электроэнергии в Украине составляет 8%, а на расчеты с этими электростанциями тратят 26% всех средств.

ГП «Гарантированный покупатель» в апреле заявило о 12,1 млрд грн общего долга государственной компании перед генерацией, из них — перед возобновляемыми источниками энергии — 7,17 млрд грн.

Чиновницу также встревожил быстрый рост темпов развития возобновляемой энергетики. Она подчеркнула, что за последние полтора года объемы генерации выросли втрое. Такая ситуация была вызвана тем, что 2019 год был последним годом наивысшего “зеленого тарифа”, и все инвесторы хотели успеть его получить. Это и вызвало такую быструю динамику.

Национальный регулятор сразу предложил два пути решения проблемы. Первый предусматривает запрет строительства новых "зеленых" электростанций до момента строительства в Украине дополнительных маневренных мощностей, снижение "зеленого" тарифа до 8-9 евроцентов, 100% ответственность за небалансы и ограничение без компенсаций 20% их производства. Второе предложение – мягче — "зеленый" тариф для СЭС уменьшить на 30%, а для ВЭС — на 15%, и те сами ответственны за небалансы и бесплатное ограничение производства.

Сворачивание возобновляемой энергетики: выход ли это из энергетического кризиса?

Возобновляемая энергетика как климатическая и экономическая необходимость

С новой политикой Министерства выразили свое несогласие как стейкхолдеры рынка возобновляемой энергетики, которых этот вопрос коснется экономически, так и эко-сообщество, которое неприятно удивил разворот от «зеленого курса» и направления на климатически нейтральное государство к “развитию угольной отрасли” (по слов О. Буславец). К слову, зеленый курс Украина задекларировала и на международном дипломатическом уровне.

«Вместо того, чтобы говорить о Зеленом курсе, сейчас уничтожаются достижения последних 5 лет в климатической и энергетической политике Украины. Ради призрачного экономического эффекта уничтожается шанс на энергонезависимость и безопасность в уже ближайшем будущем. Многие люди в течение последних 5 лет вкладывали усилия в то, чтобы в украинскую энергетику начали инвестировать, особенно сами украинцы. Атомная и угольная энергетика, на которую так надеются политики и часть украинцев под их влиянием, в ужасном состоянии. Большинство блоков на этих электростанциях должны быть закрыты в ближайшие 5-10 лет. Поэтому, если мы сейчас не ускоримся с переходом на ВИЭ, то уже через 5-7 лет будем покупать большинство электроэнергии у России и ЕС. Особенно пострадают города и села, оставленные один на один со своими энергетическими проблемами, которые станут социальными», — говорит Юлия Мельник (Пашковская), кампейнер международной климатической организации 350.org.

Кроме климатических преимуществ, аргументами становятся и экономические моменты.

Согласно исследованию Стэнфордского университета, при переходе 139 стран мира на 100% возобновляемых источников энергии будет создано почти вдвое больше рабочих мест (52 млн), чем сокращено в угольной и нефтегазодобывающей сферах (27,7 млн).

Владимир Шматько, городской председатель Черткова, громады, которая декларирует переход на 100% ВИЭ до 2050 года, убежден в экологическом и экономическом эффекте от развития ВИЭ.

«Кроме экологического видения ситуации, переход на ВИЭ – это налоги, рабочие места, безопасность и здоровое общество, это инвестиции и самозанятость населения. В конце концов, когда люди вкладывают деньги в свое дело, они становятся неравнодушными к касательным вопросам. Поэтому ожидаем, что развитие ВИЭ будет способствовать экологическому мышлению и развитию гражданского общества», — говорит Владимир Шматько.

По теме:  Грозит ли "просрочка" вакцине Covishield: в Минздраве дали ответ

Сворачивание возобновляемой энергетики: выход ли это из энергетического кризиса?

Удар по инвесторам. Договоримся ли?

Однако наиболее важный, пожалуй, аспект, на который повлияет сворачивание развития возобновляемой энергетики – это инвестиции и доверие к государству. Собственно, послы Бельгии, Великобритании, Канады, Норвегии, Германии, Франции, Швеции и Южной Кореи в Украине в письме к руководству страны призвали не допустить невозврата инвестиций в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) страны. Они подчеркнули, что иностранные компании вложили уже более $2 млрд инвестиций в развитие сектора возобновляемой энергетики Украины, что свидетельствует о доверии к выполнению страной своих регуляторных и законодательных обязательств. Поэтому предостерегли от решений, которые могут подорвать доверие инвесторов и иметь краткосрочную выгоду, но негативные долгосрочные последствия для электроэнергетического сектора и для инвестиционного климата в целом.

Министерство же подготовило проект рамочного меморандума с производителями электроэнергии из возобновляемых источников относительно добровольного пересмотра существующей модели "зеленого" тарифа и заявляет, что переговоры с инвесторами продолжаются и высказывает ожидания, что инвесторы согласятся на все условия. Если добровольно договориться не удастся и государство изменит договоренности в одностороннем порядке, то следует ожидать международных арбитражей и требований компенсаций.

«Эти правительственные решения могут иметь следствием сворачивание внешних и внутренних инвестиций. Реакция не всегда заметна будет на первых порах. Но экономика базируется на доверии. В конечном итоге, это решение отразится на всей экономике. И в том, что иностранные инвесторы теперь будут осторожнее вкладывать деньги в наше нестабильное государство. И во внутренних инвестициях. В украинских банках на несколько миллиардов есть кредитов на объекты ВИЭ. Изменения правил игры потянут потенциальные проблемы с кредитами и их невыплатой. Следовательно, проблемы для всей банковской системы», говорит Андрей Зинченко, председатель и соучредитель энергетического кооператива «Солнечный Город», соучредитель ОО «Союз Активных Потребителей и Прозьюмеров.

Пострадает малая генерация

Эко-сообщество подчеркивает, что проблема с «зеленым тарифом» в том, что правительство сейчас не делает разницы между промышленными ВИЭ-производителями и прозьюмерами. «Реструктуризация» тарифа для гигантов вроде ДТЭКа и сохранение условий для объектов небольшой генерации — одно из предлагаемых решений.

«Энергетический переход должен быть справедливым. Когда энергетики говорят о разбалансировке системы, то они говорят прежде всего о крупных электростанциях. А мы, активисты, говорим о том, что Украине нужны десятки тысяч малых солнечных электростанций, которые будут обеспечивать потребности своих хозяев и не будут создавать небаланс. Мы требуем у Правительства поддержать доступ к возобновляемой энергетике для простых украинцев, а не олигархов. Такими механизмами поддержки может быть не только «зеленый тариф», но и доступные кредитные линии, налоговые льготы и тому подобное. Ситуация, которая сегодня складывается с энергетикой, в очередной раз показывает, что украинские политики не являются слугами народа и интересов государства, они являются слугами монополий и крупных бизнесов», — говорит Юлия Мельник (Пашковская).

По данным Госэнергоэффективности, в Украине на сегодня действуют 24 тысячи домашних СЭС мощностью до 30 кВт. Их суммарная мощность 618 мегаватт. В них люди инвестировали около полумиллиарда долларов, и они ожидают получить возврат своих инвестиций. В первом квартале 2020 года домохозяйства установили более 2100 СЭС общей мощностью 65 мегаватт. Это в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года. Больше всего солнечных электростанций установили семьи в Днепропетровской (3200), Тернопольской (более 2200), Киевской (почти 2000), Ивано-Франковской (более 1800) и Закарпатской (более 1400) областях.

Сворачивание возобновляемой энергетики: выход ли это из энергетического кризиса?
Николай Матвеев вложил в строительство двух СЭС в Хмельницкой области 730 тысяч гривен

Владелец СЭС из Хмельницкой области Николай Матвеев в 2018 году взял 730 тысяч гривен в кредит на строительство двух СЭС мощностью по 30 кВт в Дунаевцах Хмельницкой области. Мужчина рассчитывал вернуть свои инвестиции за 5 лет. На данный момент он хотел продать 40 000 кВт ежегодно по действующему тарифу 0.18 €/кВт.

По теме:  Меркель намерена присоединиться к переговорам Зеленского с Макроном

Господин Матвеев готов к переговорам с государством относительно снижения стоимости «зеленого тарифа», однако его кредит на строительство СЭС еще не выплачен. И, хотя в связи с пандемией банк разрешил заключить дополнительное соглашение и перенести кредитные платежи, однако выплачивать еще до 2023 года.

Сворачивание возобновляемой энергетики: выход ли это из энергетического кризиса?

«Когда говорят о неконтролируемом росте количества производителей ВИЭ, то я вспоминаю весь путь, который пришлось пройти, чтобы зарегистрировать энергетический кооператив и привлечь этих 97 совладельцев. Это большое количество бумаг, контролей и бюрократических процессов, которые нужно пройти, чтобы в конце концов достичь цели. Нет, это нелегко. И эти люди поверили, вложили свои деньги, не колоссальные деньги – кто-то по 15 тысяч гривен. А что теперь?», — говорит Андрей Зинченко.

Решение – полноценные реформы

Коалиция «Энергетический переход», которая объединила стейкхолдеров рынка малой генерации возобновляемой энергетики и эко-сообщество, видит решение проблемы в комплексном проведении энергетических реформ. Они должны предусматривать обновление энергетической инфраструктуры, уменьшение использования «грязной» энергетики, развитие распределенной генерации и проектов citizens’ energy (прозьюмеры, энергетические кооперативы), развитие различных форм ВИЭ для лучшей балансировки системы, в частности акцент на развитии биогазовых станций, которые способствуют балансировке, уделение внимания вопросу накопителей энергии и тому подобное.

Решению вопроса балансировки сети, кстати, будет способствовать присоединение к европейской энергетической сети. Однако достаточных законодательных и дипломатических шагов для этого Украина пока не сделала.

“Успешность остановки развития возобновляемой энергетики в качестве разрешения энергетического кризиса в Украине выглядит сомнительной. Например, проблема балансировки сети. Кто из инвесторов захочет вкладывать средства в балансирующие мощности или системы накопления, если государство сейчас может “кинуть” ВИЭ-инвесторов? Конечно, проблему неплатежей и задолженности перед участниками рынка нужно решать. Высокий “зеленый” тариф можно реструктуризировать, договорившись с крупными инвесторами (но оставить его на том же уровне, трогать его для прозьюмеров и малой генерации до 1 МВт). Но даже такие действия дадут лишь частичные и краткосрочные эффекты. И все потому, что тарифы на атомную и угольную энергетику сформированы некорректно, не включают расходы на амортизацию, модернизацию, вывод из эксплуатации, преодоление экологических и социальных последствий и, в конце концов, за эти все составляющие все равно будет платить потребитель в форме расходов налогов на дотации для этих отраслей. Поэтому необходимо перестать занижать цену на атомную электроэнергию и возлагать на нее социальные обязанности (ПСО) — продажа электроэнергии населению по заниженной цене”, — говорит член Коалиции “Энергетический переход”, исполнительный директор ОО “Экоклуб” Андрей Мартынюк.

Долгосрочная политика “зеленого” энергетического перехода должна лечь в основу вектора развития государства и стать фундаментом выхода из экономического кризиса, который разразится вследствие пандемии коронавируса. Представители Коалиции “Энергетический переход” убеждены, что правительство и регулятор должны отойти от ручного режима кризисного решения проблем в энергетическом секторе и действовать в угоду олигархам, заинтересованных в дешевой электроэнергии для собственных промышленных производств или развития угольной отрасли”.

В то же время системные реформы, декарбонизация энергетики, развитие ВИЭ позволят не только сохранить здоровье населения благодаря сокращению загрязнения окружающей среды, но и стать на путь инновационного, а не “постсоветского” развития.

Светлана Чернецкая, Оксана Алиева

По материалам: Укринформ