“Реинкарнация” Минагропрода: чего мы от него хотим, и чего – НЕ хотим
Аналитика
22.07.2020 12:00
Укринформ
Эксперты считают: до нового бюджетного года восстановление работы ликвидированного в 2019-м аграрного министерства пользы не принесет
Для восстановления в Украине профильного сельскохозяйственного министерства, которое год назад вошло в состав Минэкономразвития, по самым оптимистичным оценкам, понадобится год, а то и полтора. Такой прогноз сделал бывший министр экономики Тимофей Милованов. Прежде всего, сложно, по его словам, будет восстановить кадровый потенциал. Ведь только часть специалистов бывшего Минагрополитики привлекли к работе в аграрном департаменте Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства. Многие работают в частном секторе и уже не вернутся на маленькие зарплаты госслужащих низшего и среднего звена. Более того, даже пост министра Милованов назвал "должностью камикадзе". И объяснил это введением "урезанного" рынка земли, популизмом политиков и вероятным политическим давлением. "Тому, кто придет на должность аграрного министра, нужно будет отвечать за реформы, а ресурсов и кадров для этого нет. Бюджет на министерство появится только со следующего года, а нужно будет уже сейчас провести 300 конкурсов…", — подчеркнул экс-министр.
Отраслевые эксперты говорят и о других проблемах, которые придется решать в процессе формирования восстановленной структуры. Поэтому, несмотря на заявления о том, что аграрное министерство могут восстановить уже в сентябре, большинство специалистов склоняются к мысли: реально "новое-старое" ведомство сможет заработать не раньше начала 2021 года.
Тем временем продолжаются дискуссии: что из "старого" при его формировании можно оставить, а что новое — привнести. Укринформ собрал некоторые мысли и оценки.
История вопроса: вчера два, но маленькие, сегодня одно, но большое…
Тимофей Милованов
Когда чуть меньше года назад Кабмин решил реорганизовать Министерство аграрной политики и продовольствия, присоединив его к Министерству развития экономики, торговли и сельского хозяйства, объяснять логику такого решения поручили тому же Милованову — в то время главе Минэкономразвития. Он объяснил это комплексным решением задач по ускорению ключевых реформ, а именно: приватизации государственных предприятий, внедрения рынка земель сельскохозяйственного назначения, детенизации аграрных рынков и земельных отношений, либерализации трудовых отношений, расширения доступа к международным рынкам, перезагрузки системы профессионального обучения, модернизации подходов к научным исследованиям и внедрения инноваций в аграрном секторе …
Кстати, большинство из этих задач называют и сейчас — но уже в качестве аргумента в пользу разъединения ведомства. Потому что укрупнение, как говорится, «не пошло». В прошлом году проблемы аграриев терялись в "общем котле" вопросов экономического развития страны. А с активизацией процесса выработки и продвижения земельной реформы, говорят информированные источники, аграрная тема в ведомстве, наоборот, начала вытеснять на периферию общие вопросы развития отечественной экономики. В частности, промышленного производства, которое сейчас, как известно, уже чуть ли не на ладан дышит (отсюда, кстати, и возникла необходимость в профильном вице-премьере). Это и заставило власти изменить мнение. 17 января президент Владимир Зеленский заявил о необходимости разделить некоторые ведомства, среди которых — и Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства. Сразу же позиционировал себя как сторонник такого шага и назначенный в марте премьер-министр Денис Шмыгаль.
Идею поддержали большинство отраслевых ассоциаций и, как показывают опросы бизнеса, значительная часть участников рынка. Главный аргумент: страна, где сельскохозяйственная отрасль формирует 20% ВВП и обеспечивает 40% валютной выручки, должна иметь профильный орган исполнительной власти. Наличие "собственного" министерства даст отрасли представительство на уровне правительства, положительно повлияет на все без исключения внутренние процессы, а также поможет лучше презентоваться на международной арене. Разберемся подробнее.
Дорога ложка… к бюджету
Мария Колесник
По мнению заместителя директора компании "ПроАгро Групп" Марии Колесник, при желании восстановить аграрное министерство не так и сложно. Главное — заранее определиться: мы хотим строить что-то совершенно новое, так сказать, "с нуля", или попытаемся воспользоваться прежними наработками — опытом, специалистами, планами, стратегиями. При этом искать "велосипед", пытаясь создать ведомство с совершенно новыми функциями и инструментарием, — непродуктивно. "Куда эффективнее будет опираться на опыт специалистов, которые работали в Министерстве агрополитики и продолжают заниматься аграрным направлением в составе Минэкономразвития, внеся структуру и задачи под новые потребности, так сказать осовременив их, — говорит эксперт, — на это уйдет немного времени. Конечно же, нужно решить ряд проблем, пройти различные уровни согласования, обновить штатное расписание, набрать людей. Поэтому, чтобы все заработало "как часы", думаю, понадобится 4-5 месяцев. Но многое будет зависеть от того, кто станет министром и какие задачи перед ним будут стоять. Если это будет профессиональный человек, знакомый с проблемами отрасли, знающий как структура работала раньше и как работают подобные ведомства в мире, организационный процесс, убеждена, не будет сложным. Если же на должность придет чисто политическая фигура, ей понадобится время, чтобы войти в курс дел, разобраться, как должен функционировать этот орган. Тогда действительно речь может идти о более длительном периоде восстановления министерства".
При этом большинство экспертов уверены: менять что-то радикально посреди бюджетного года не стоит. "Восстанавливать отдельное аграрное ведомство, конечно же, надо, — соглашается генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Роман Сластьон. — Но… Восстанавливать структуру посреди бюджетного года довольно сложно. И не нужно. Во-первых, необходимо вносить изменения в госсметы для возобновления финансирования. Формирование штата также связано со многими проблемами и займет много времени. Не так много будет желающих прийти на вакантные должности. Соответственно, наиболее логичным будет восстановление работы министерства именно 1 января 2021 года. Это позволит без турбулентностей завершить нынешний год и тщательно подготовиться к реорганизации".
В то же время те 5 месяцев, которые остались до нового года, по мнению господина Сластьона, можно использовать для подготовки обновленной структуры ведомства — формирования отделов и департаментов, предварительного утверждения функционала отдельных структур и конкретных специалистов. Однако… эксперт напоминает, параллельно Минэкономразвития должен решить ряд проблем агросферы, которые "зависли в воздухе" в процессе прошлой реорганизации. Если специалисты аграрного департамента начнут заниматься будущим обновлением, на решение наболевших вопросов отрасли времени у них не останется. "А речь ведь о таких важных задачах, как подготовка проектов законодательных и нормативных актов по развитию земельной реформы, урегулированию стандартов и разрешительных процедур в ветеринарной медицине, охране прав на сорта, защите и карантине растений, регистрации сельскохозяйственной техники. И много других "нюансов", которые надо решить. Поэтому штат, который этим занимается, желательно не трогать. Для того, чтобы завершить эту работу и плавно перейти к деятельности отдельного министерства уже с началом нового года», — говорит Роман Сластьон. То есть, есть еще один нерешенный вопрос: кто будет заниматься практической реорганизацией ведомства, ведь одной "идеи" мало. От ответа на этот вопрос также зависят сроки восстановления деятельности Минагрополитики, МинАПК, Минагропрода или как там назовут нашу обновленную сельскохозяйственную "яхту"…
Наследство "попередников". Что взять в будущее, а что "забыть" в прошлом
"Считаю, за исключением отдельных "нюансов", которые при желании достаточно легко исправить, до поглощения Министерством экономики украинское аграрное ведомство работало более или менее эффективно, — говорит Мария Колесник. — Все доверяли статистике, которую оно давало, верили анализам и прогнозам его специалистов. Поэтому считаю, что не учитывать наработанный опыт нельзя. Не стоит пытаться создать что-то новое не потому, что оно должно стать лучшим, а чтобы только не было таким как раньше. В погоне "за картинкой" можно потерять профессионализм". Особенно эксперт подчеркивает необходимость сохранения (и усовершенствования) статистической функции аграрного ведомства. Желательно, чтобы именно там аккумулировали всю внутреннюю информацию о сельскохозяйственной отрасли — правдивую, оперативную — о посевных площадях, планах и темпах уборки, запасах продовольствия и объемах его переработки, а также фактическом и возможном экспорте.
"То, что министерство сельского хозяйства США сегодня делает для всего мира, нам желательно иметь у себя в стране. И эта информация должна быть реально доступной для специалистов, для бизнеса — чтобы анализировать рынок, вовремя понимать, куда двигаться, какие направления усиливать, какие инвестиции наращивать, — говорит заместитель гендиректора компании "ПроАгро Групп", — Потому что сейчас с этим — проблемы. Если год назад информация о ходе уборки урожая в стране обновлялась практически каждый день, сейчас этого нет. То же касается и других направлений. А связанные с этим неинформированность и неопределенность влияют на ценовую ситуацию. Так как участники рынка не могут проанализировать, чего им ждать… сколько в стране зерна, его качество… Конечно, и при обнародовании прозрачной статистики цена колеблется. Но — в зависимости от реальных условий и показателей, а не учитывая спекулятивные всплески или информационные вбросы".
Впрочем, "автоматически" восстанавливать прежнюю структуру министерства, по мнению Марии Колесник, тоже не стоит. Ведь "старое министерство было перегружено" старыми "(по духу и функционалу) кадрами, отягощено бюрократическими процедурами. Поэтому стоит упростить процесс принятия решений. К примеру, избавиться от департаментов, которые формировали ненужную надстройку и выполняли несвойственные современному центральному органу исполнительной власти функции". В качестве примера госпожа Колесник приводит шаги, сделанные за последний год: в частности, в подготовке к приватизации спиртовой отрасли, управление которой "высасывало много соков". Речь и о некоторых других "чужеродных" обязанностях и задачах. На это обращает внимание и гендиректор УКАБ Роман Сластьон.
Роман Сластьон
"Большой кусок работы — приведение в порядок и возможность передачи для приватизации таких "лишних" для государства предприятий. Их уже давно следовало бы передать в частные руки. И мы десятилетиями покрываем из бюджета их убытки — то "мыши зерно поели", то махинации, то управленческие ошибки и халатность, то еще какие-то беды…", — констатирует эксперт.
Аграрное министерство не должно "биться за урожай"… Что хотим иметь "на выходе"?
Зато в работе восстановленного министерства стоит усилить направление, отвечающее за внешнюю торговлю, поскольку речь идет обо всем агропродовольственном секторе — продуктах питания как для внутреннего потребления, так и для внешних рынков. "Борьба за урожай" — это совсем не то, чем должно заниматься обновленное министерство, — убеждена Мария Колесник. — Его задача — прежде всего, продвижение украинской продукции на мировых продовольственных рынках. Если ведомство создадут "неправильно", как просто отделенный от другого бюрократический аппарат, отрасль проиграет. Если же речь пойдет о функциональном статистическом, совещательном, рекламном, защитном, лоббистском (в хорошем смысле) органе, это, в первую очередь, позволит украинскому АПК очень быстро и адекватно реагировать на внешние вызовы. Когда, например, какая-то страна вдруг ограничит поставки нашей продукции, захочет ввести квотирование или вставлять какие-то другие "палки в колеса" украинским экспортерам…".
И надлежащая реакция на такие вызовы, по оценкам эксперта — один из важнейших аргументов в споре с теми, кто считает, что "для сельского хозяйства и "профильного" замминистра хватит"… "Для таких переговоров нужен определенный уровень. Одно дело — когда страну представляет заместитель министра, другое — если встреча происходит на министерском уровне. Сразу получаем другое отношение со стороны партнеров. Министр экономики, разумеется, не может "разорваться" и посещать все мероприятия, касающиеся и общей экономической политики и отдельных ее направлений — таких как АПК", — объясняет Колесник.
А представители профильных ассоциаций добавляют: новое ведомство также должно сосредоточиться на развитии кооперации, уделять внимание такой деятельности. Эти вещи особенно важны для малого и среднего агропроизводителя.
Юрий Лупенко
Еще одно важное направление деятельности "старого-нового" министерства — формирование качественных механизмов введения оборота сельскохозяйственных земель и содействие результативности земельной реформы в Украине. Это подчеркивает директор Национального научного центра “Институт аграрной экономики” Юрий Лупенко. По его оценкам, восстановлено министерство сможет уделять больше внимания таким прогнозируемым вызовам для страны как: чрезмерная концентрация земель, снижение занятости на селе, способствовать развитию сельских территорий. "В Украине почему-то забыли, что Министерство аграрной политики было образовано в конце 1999 года на базе Министерства агропромышленного комплекса Украины именно для обеспечения ускорения аграрной реформы. И на протяжении всего периода деятельности этого органа до его ликвидации в 2019 году воплощение аграрной и земельной реформ было в его приоритетах", — напомнил ученый. И добавил: сельское хозяйство следует рассматривать как комплексную сферу производства агропродукции, использования природных ресурсов, размещения и занятости людей. Именно поэтому практически во всех странах есть специализированные министерства, отвечающие за сельскохозяйственное направление.
"Вместе с тем, воспользовавшись возможностью, следует создать в Украине аграрное ведомство нового типа, — говорит Роман Сластён. — Одна из важнейших задач в этой связи: дебюрократизация и облегчения разрешительных процедур и приближения их к европейским стандартам. При этом, максимально их упростив, мы должны оставить действенные механизмы мониторинга и контроля. Прежде всего, использование земли, проверки качества и безопасности продукции. А еще — приведение отечественных норм и санитарных, фитосанитарных, ветеринарных требований в соответствие с европейским законодательством, с нормативами других стран, в которых мы хотим и можем экспортировать аграрную продукцию". Соответственно, параллельно с восстановлением министерства должно продолжаться и реформирования подведомственных ему структур — прежде всего, Госпродпотребслужбы и Госгеокадастра. "Их эффективную работу именно в составе отдельного министерства считаю более вероятной", — заключает гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса.
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ