Чтобы эффективно модернизировать Соглашение об ассоциации с ЕС, не надо гарантированно портить отношений
Аналитика
30.07.2020 18:25
Укринформ
Увлекшись несогласованными с партнерами ограничительными шагами, потеряем законные возможности пересмотра условий международной торговли
По условиям Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, которое в полном объеме вступило в силу 1 сентября 2017 года, с января следующего года начнется первый пересмотр документа. Неофициальные переговоры об изменениях к нему уже ведутся. Задача-максимум для Киева: конкретизация отдельных положений политической части Соглашения и внесение в нее более четких формулировок относительно европейских перспектив для Украины. Задача-минимум — "выравнивание" условий для отечественного и европейского бизнеса в рамках Зоны свободной торговли.
Для обобщения пожеланий украинских общества и бизнеса на днях начат национальный Диалог по обновлению Соглашения, которым занимается вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина. В идеале — обобщить предложения к запланированному на октябрь саммиту Украина — ЕС.
Однако, по мнению многих экспертов, свести все усилия на нет может ряд законодательных и регуляторных инициатив — наподобие законопроекта №3739 (об уровне локализации производства) и планов по внедрению дополнительных пошлин на импорт. Так как же правильно расставить приоритеты и найти "золотую середину" между, безусловно, необходимым в эти трудные времена национальным протекционизмом и европейскими устремлениями Украины?
Пятая годовщина Соглашения об ассоциации: время для обновления
Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом является крупнейшим Соглашением ЕС с "третьей" страной", — отметила, открывая дискуссию, Ольга Стефанишина, — и продолжила: "Зона свободной торговли с ЕС дала нам доступ к крупнейшему рынку на европейском континенте. И пока Евросоюз — основной торговый партнер Украины и крупнейший инвестор в отечественную экономику. На ЕС приходится почти 42% нашего товарооборота". Кроме того, в рамках выполнения Соглашения украинцы получили безвиз, студенты — более широкий доступ к европейским образовательным программам, предприниматели — к кредитам. ЕС стал для Украины не только торговым партнером, но и надежным другом, готовым поддержать в трудную минуту — например, во время пандемии или наводнения на Западе Украины.
В то же время, как напомнила вице-премьер, положения Соглашения разрабатывались еще в 2010 году. А за десятилетие изменились стандарты и запросы как в Европейском Союзе, так и в Украине. Едва ли не в наибольшей степени это касается торговли, которая требует осовременивания подходов. Поэтому обновление Соглашения об ассоциации, включая модернизацию ее торговой части, — это необходимость и двигатель углубления европейской интеграции нашей страны.
Ожидается, что основные акценты при осовременивании Соглашения будут делаться на:
- обновлении приложений — углубление секторального интеграции;
- пересмотре торговых (тарифных и нетарифных) параметров — увеличение объемов беспошлинного экспорта на рынок ЕС и устранения нетарифных мер, ограничивающих торговлю с Евросоюзом.
Об этом — подробнее.
Экономические дисбалансы: то, что для нас – 42%, для европейцев – всего 1%
Ольга Стефанишина
На Украину приходится не более 1% торгового баланса ЕС, зато доля Евросоюза в нашей внешней торговли — почти 42%. Об этом написала Ольга Стефанишина, комментируя начало Диалога с бизнесом. "При этом товары с высокой добавленной стоимостью — далеко не основные в товарной группе украинского экспорта, а отрицательное торговое сальдо в прошлом году составило более $4 миллиарда. Украина стремится увеличить долю своей продукции на европейском рынке. На практике это одновременно принесет такой эффект: чем больше украинских компаний будут иметь доступ к европейским публичных закупкам и рынку, тем быстрее они будут стремиться работать по европейским прозрачным правилам здесь, в Украине, особенно на местном уровне", — пояснила вице-премьер. И добавила: "Если мы хотим "играть в высшей лиге", то на смену выборочному протекционизму должна прийти продуманная политика поддержки национального производителя, а на смену поспешным односторонним действиям — постоянный диалог с партнерами. Обновление Соглашения об ассоциации — важная часть этого процесса, которая позволит выровнять экономическую асимметричность наших отношений".
Похоже, это намек на некоторые — очевидно, несогласованные между различными ветвями украинской власти — протекционистские инициативы, которые почти совпали с активизацией усилий по осовремениванию Соглашения об ассоциации.
"Тепличные" условия для отечественного машиностроения: плюсы и минусы
Главный риск, который может существенно ослабить переговорные позиции Украины, по мнению экспертов — законопроект №3739 "О внесении изменений в Закон Украины "О публичных закупках" по созданию предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности", предусматривающий преференции для украинской продукции машиностроения и создающий новые барьеры для импорта. Путем введения дополнительного критерия в системе государственных закупок — уровня локализации производства.
1. Цель (воображаемая и реальная)
Олена Омельченко
“Такая идея, казалось бы, вполне привлекательна. Однако, реализовать ее сейчас крайне сложно — она противоречит обязательствам Украины перед ВТО и ЕС, – подчеркивает партнер юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры", руководитель практики международной торговли Елена Омельченко, — Украина обязалась предоставлять доступ к своему рынку госзакупок на принципах недискриминации и национального режима в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС и Соглашением ВТО о государственных закупках (GPА). В обмен на это получила доступ к внешним рынкам 47 государств, включая страны ЕС, Великобританию, США, Японию, Канаду, Гонконг, Сингапур, Корею… Нарушение этого вопроса сейчас значит для мира: Украина до сих пор не способна определиться, что для нее важнее: продвижение экспорта в ЕС (для чего нужно пересматривать Соглашение об ассоциации), или защита внутреннего рынка государственных закупок".
Напомним, во время недавнего визита в Брюссель премьер-министр Денис Шмыгаль даже вынужден был отдельно заверить европейских партнеров в сохранении равноправного доступа к системе госзакупок в Украине и публично обратиться к отечественным парламентариям с просьбой не спешить с принятием документа — до согласования некоторых его противоречивых положений. Впрочем, Верховная Рада к этим призывам не прислушалась. Законопроект приняли в первом чтении.
"Ряд его пунктов противоречит международным договоренностям Украины, поэтому документ нуждается в доработке, — подчеркнул глава правительства уже потом, во время рабочей поездки на Крюковский вагоностроительный завод, — в документе есть пункты, которые противоречат нашим международным договоренностям. Их необходимо привести в соответствие, сохранив принцип защиты внутреннего украинского производителя".
2. Последствия (вероятные сценарии)
Главное — это прогнозируемое блокирование европейской стороной предусмотренной соглашениями Украины с ЕС возможности пересмотра уже этой осенью условий доступа наших компаний к публичным закупкам в европейских странах. Стороны должны открыть свои рынки закупок и предоставить не менее благоприятные, чем для собственных компаний, условия.
Дальше — как прогнозирует Елена Омельченко, США, ЕС, Япония и другие страны-участники Соглашения ВТО о госзакупках могут инициировать производство против Киева в рамках механизма разрешения споров ВТО. Кроме того, ЕС может воспользоваться процедурой урегулирования споров по Соглашению об ассоциации. Это — быстрее и действеннее. В случае (скорее всего) проигрыша Украина "будет вынуждена привести собственное законодательство в соответствие с международными договорами, и за это время потеряет имидж, политическую и финансовую поддержку по многим вопросам", — прогнозирует госпожа Омельченко. Среди негативных для Украины последствий, по ее оценкам, такие:
- упомянутая уже приостановки выполнения следующего этапа открытия рынка госзакупок ЕС для Украины, который планируется на сентябрь-октябрь;
- затягивание на годы процесса обновления Соглашения об ассоциации, особенно его торговой части;
- расторжение соглашения об открытии рынка электронной коммерции ("цифровой безвиз»);
- блокирование договоренностей по "зеркальному бюджету для Украины" в рамках участия в Зеленомй Соглашении ЕС;
- возможный срыв договоренностей по политическим решениям в рамках саммита Украина-ЕС в октябре этого года.
3. Аргументы (в пользу и "против")
У сторонников же принятия документа — своя аргументация. Они напоминают о беспрецедентной поддержке Евросоюзом собственного бизнеса. И Евросообщество (на уровне Еврокомиссии), и отдельные страны ЕС сейчас вливают в экономику сотни миллиардов и даже триллионы долларов. Таким образом, европейский бизнес получает значительные конкурентные преимущества над украинским. Потому что наша страна, к сожалению, не может воплощать подобные программы и помогать своим производителям "живыми деньгами". То есть, на самом деле, мол, речь идет о нарушении условий конкуренции со стороны Европы. Украина же только защищается, вводя довольно локальные протекционистские меры.
Дмитрий Наталуха
По словам председателя Комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Дмитрия Наталухи, принятие законопроектов о локализации производства и поддержке индустриальных парков позволит отойти от сырьевой модели украинской экономики к производству продукции с высокой добавленной стоимостью. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту №3739, он предлагает с 1 января 2021-го сроком на десять лет установить особые процедуры закупки отдельных товаров. В частности, документ содержит перечень товаров, в отношении которых при проведении публичных закупок будут обязательными требования локализации (полного или частичного производства в Украине). Народные депутаты хотят запретить закупку через систему Prozorro 88 групп импортных товаров машиностроения при условии отсутствия в них локализации на уровне 25-40%. Авторы утверждают: благодаря законопроекту ВВП страны вырастет на 3,9%. Хотя конкретных расчетов и не приводят. Также сторонники проекта ожидают, что иностранные производители начнут активно строить заводы в Украине, чтобы сохранить доступ к нашим тендерам, или же начнут кооперироваться с местными производителями. Что тоже хорошо.
Но противники документа в такой "промышленный рай" не верят. При этом, как отмечается в обращении общественных организаций Transparency International Ukraine и Центр противодействия коррупции, кроме рисков рассориться с международными партнерами, в случае принятия документа мы можем еще и наткнуться на дополнительные внутренние коррупционные риски. "Любые изменения в законодательство или системы электронных закупок, касающиеся устранения или ограничения конкуренции, недопустимы. В то же время вопрос локализации требует дополнительного изучения и исследования экономического эффекта от внедрения в сфере закупок и не может противоречить международным обязательствам Украины", — отмечают общественные активисты.
Введение импортных пошлин: похолодание вместо прогресса
Довольно негативно оценивают в экспертной среде и планы по введению дополнительной пошлины на импортную продукцию. Что якобы должно помочь национальным производителям ослабить конкуренцию и чувствовать себя на рынке более уверенно.
"Повышение пошлины на импортные товары может спровоцировать обратную реакцию: иностранные рынки закроются для украинской продукции, и государство будет вынуждено восстанавливать партнерские отношения. Такая ситуация негативно повлияет на экономику Украины, в том числе — на национального производителя", — убежден исполнительный директор "Регно Италия УА" Андрей Немировский. Также повышение пошлин и акцент на внутренних рынках могут привести к тенизации экономической деятельности, новому всплеску контрабанды, фальсификации продукции известных торговых марок, будет провоцировать правонарушения в сфере интеллектуальной собственности, усилит коррупцию в таможенных органах. Отсутствие конкуренции приведет к деградации рынка, низким зарплатам, повышению стоимости товаров, и, конечно же, дальнейшей монополизации рынка.
Андрей Немировский
С другой стороны, "рост импорта товаров побуждает отечественного производителя вводить инновации, чтобы иметь возможность конкурировать с иностранными компаниями и экспортировать свои товары. Именно так импорт повышает эффективность производства, а эффективные производства, в свою очередь, привлекают инвесторов", — убежден Андрей Немировский.
А лучшим протекционизмом в отношении отечественных производителей как раз и должен стать учет их интересов при обновлении Соглашения об ассоциации с ЕС. К примеру, путем постепенного снятия тарифных и нетарифных барьеров для украинских экспортеров. "Следует пересмотреть основы нашего диалога с ЕС, в частности в сфере электронных коммуникаций, технического регулирования, основания предпринимательской деятельности и торговли услугами, сфере защиты окружающей среды. Во-вторых, речь идет об обновлении торговых (тарифных) параметров для наращивания торговли. Соглашение предусматривает постепенное взаимное снижение сторонами до нуля ввозных пошлин для большинства товарных позиций импорта, происходящего от другой стороны. Нужны также ускоренная либерализация и сокращение переходных периодов для обнуления ввозных пошлин", — отмечает Ольга Стефинишина.
Также она напоминает, что для наиболее чувствительных позиций агропродукции предусмотрены так называемые тарифные квоты, которые дают возможность беспошлинного экспорта. Объем некоторых квот слишком низкий, учитывая современный экспортный потенциал украинских производителей. "Мы будем стремиться увеличить беспошлинный доступ на рынок ЕС для этих товаров благодаря обновлению Соглашения", — заверила вице-премьер.
Очевидно, эти и другие предложения (и, если хотите, — требования к партнерам учитывая "особенность момента") и будут той "золотой серединой" в решениях и действиях, которая позволит нам и национальный бизнес поддержать, и с зарубежными партнерами горшки не побить…
Подготовил Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ