Если гривня “не по 30”, то как надолго?
Аналитика
14.08.2020 19:08
Укринформ
Существенных факторов, которые угрожали бы девальвацией гривне, сейчас нет. Но с октября ситуация может ухудшиться, говорят эксперты
Министр финансов Сергей Марченко в интервью журналу «Фокус» заявил, что не видит ни предпосылок для достижения курса 30 грн/доллар, ни инструментов, с помощью которых кто-то мог бы повлиять на движение курса в этом направлении. По его словам, из-за карантина объемы импорта в Украину снизились на 18%, люди стали меньше покупать импортных товаров, в то же время экспорт упал только на 6%. Это фактически уравняло платежный баланс государства. И поскольку отток валюты из страны уменьшился, это снизило давление на валютный рынок, подчеркнул министр. По его мнению, спрос на основные позиции экспорта позволяет Украине пережить кризис относительно стабильно — в мире сейчас стабильный спрос и цены на продовольствие и металл. Поэтому перед страной открывается перспектива экономического восстановления, о чем свидетельствует рост потребительского спроса и розничной торговли. Действительно ли есть повод для оптимизма? Укринформ обсудил это с авторитетными экономистами. Те говорят: "Не было бы счастья, да несчастье помогло".
Устояли, но благодаря чему?
Напомним, что изначально бюджет-2020 был рассчитан с курсом 27,5 грн/доллар. В марте, после проведения "коронавирусного" секвестра, измененный бюджет предусмотрел курс 29,5 грн/доллар. За первое полугодие, когда страна пережила серьезный двухмесячный карантин, а теперь находится в адаптивном карантине, экономическая ситуация показала, что депутаты несколько перестраховались, составляя кризисный бюджет. И сегодня уже можно выдохнуть с облегчением — курс находится в относительной стабильности и ничто, как говорится, "не предвещает".
"Предложенный в марте при внесении изменений в бюджет расчетный среднегодовой курс "под 30" гривень за доллар с самого начала был нереалистичным. Даже в момент принятия бюджетных изменений, в пик страхов, связанных с карантином и распространением коронавируса, поскольку это означало бы необходимость девальвации нацвалюты более чем до 35 гривень за американский «зеленый» к концу года.
Еще нереалистичнее такой сценарий сейчас", — говорит Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии.
Глеб Вышлинский
Ведь — впервые за довольно долгое время — сейчас имеем положительное сальдо текущего счета платежного баланса. Интересно то, что структура украинской экономики в этом нетипичном кризисе как раз способствует улучшению ситуации с валютными потоками. "Те категории, которые мы экспортируем — прежде всего, аграрная продукция — не подешевели, спрос на них не уменьшился. Соответственно, мы зарабатываем на них, по сути, столько, сколько способны собрать урожая. И по металлам, несмотря на то, что раньше были более пессимистичные прогнозы, экономика Китая — основной потребитель этого ресурса в мире — быстро восстановилась. Поэтому и на железную руду, и на сталь сейчас сформировались достаточно хороши для экспортеров цены", — объясняет эксперт.
Это означает, что потери отечественного экспорта были гораздо меньше, чем ожидалось. И наоборот — импорт существенно упал. И из-за девальвации гривни весной и снижения спроса на товары длительного пользования в Украине. Что, в свою очередь, связано с уменьшением доходов граждан и сокращением инвестиционных проектов.
"Так же имеем лучшую, чем ожидалось, "картинку" с соотношением доходов и расходов за рубежом. То есть, имеем относительно меньшее падение поступлений от трудовых мигрантов, большинство которых остались работать за границей и регулярно перечисляют деньги своим семьям. А с другой стороны — значительное сокращение расходов, связанных с зарубежными поездками украинцев. Поэтому в целом существенных факторов, которые угрожали бы девальвацией гривны, сейчас нет", — подтверждает тезисы министра финансов Глеб Вышлинский.
По его словам, период оттока капитала по финансовому счету с рынков развивающихся стран, закончился. Сейчас экономики мира под завязку "накачаны" долларами и евро, которые печатают соответствующие Центробанки. Это приводит к готовности вкладывать деньги во все что угодно. Соответственно, понемногу восстанавливается и спрос на украинские ценные бумаги. "И вообще считаю, что проблемы с нашими облигациями возникали, скорее, из-за выработки украинскими политиками "девальвационных" месседжей.
Но, повторяюсь, в нынешних условиях такое развитие событий маловероятно. Гривня сейчас, как видим, укрепляется. А политики, которые в июне активно говорили о том, что нам нужна большая инфляция, убедились: украинцы решительно против этого (хотя это и так было понятно всем, кроме разве что самых неопытных политиков)", — комментирует эксперт.
По словам Глеба Вышлинского, больше месяца назад в Центре экономической стратегии провели опрос, который показал, что почти 90% граждан против ускорения инфляции и девальвации гривни, считая, что это в интересах олигархов, а не простых людей. "Думаю, поэтому и политикам от "Слуги народа" донесли сверху: не надо пропагандировать инфляцию и говорить, что это — "позиция нашей политической силы". Потому что люди этого не поймут".
Цыплят в октябре будем считать
Александр Савченко
Экс-заместитель председателя НБУ, ректор Международного института бизнеса Александр Савченко, отмечает, что платежный баланс Украины улучшился впервые за последние 10 лет. Но это улучшение, к сожалению, не заслуга собственно отечественной экономики, а скорее кризисных обстоятельств. "Благодаря" коронавирусу подешевели нефть и газ, сограждане стали покупать меньше импортных товаров. И это привело к равновесию на валютном рынке. Поэтому сейчас оснований для девальвации гривни действительно нет", — утверждает Александр Савченко.
Но по его мнению, есть два фактора, которые будут способствовать девальвации гривни ближе к зиме. Во-первых, это окончание сезона дешевых овощей и фруктов. Особенно на фоне неурожая в некоторых регионах Украины, пострадавших от засухи. Поэтому прогнозируется рост стоимости потребительской корзины, что соответственно повлияет на курс.
Во-вторых, запланированное с 1 сентября повышение минимальной заработной платы с 4700 до 5000 грн. Обычно, любое увеличение этого показателя ведет — пусть и к незначительному, но все же — толчку к инфляции и девальвации.
"Вместе это будет давить на нашу валюту, курс которой в октябре, очевидно, опустится ниже 28 гривен за доллар. А вот будет ли "гривня по 30" — зависит уже от политики правительства и Национального банка, а также от внешней конъюнктуры", — говорит Александр Савченко. — Помним, еще недавно Президент и премьер-министр говорили "о 30" как о желаемом курсе. Сейчас риторика изменилась. Подобных месседжей власти не посылает, что способствует и психологическому равновесию на валютном рынке. Что также будет способствовать курсовой стабильности — по крайней мере, до октября".
Владислав Обух, Оксана Полищук, Киев
По материалам: Укринформ