Урожай-2020: Как научить украинцев выращивать зерновые в "египетских" условиях
Аналитика
22.09.2020 20:35
Укринформ
Прогноз нінешнего урожая существенно ухудшили. Из-за изменений климата производство традиционных для нас агрокультур становится проблемным. Что делать?
Отечественные и международные экспертные организации и аналитические центры "дружно" ухудшают прогнозы урожая зерновых в Украине. Прежде всего, из-за снижения валового сбора кукурузы. Главная причина — жара и засуха, царившие почти по всей стране в конце лета — начале осени. Эта же беда заставляет говорить и о потенциальных проблемах с ранними зерновыми уже в 2021 году. Ведь озимые будем вынуждены сеять в сухую почву.
К сожалению, ситуация, когда традиционные для наших широт культуры и сорта чувствуют себя на полях "некомфортно", в последние годы становится уже "правилом". Как это исправить? Ведь речь идет не только о продовольственной безопасности Украины, доходах отечественных аграриев, но и об одной из важнейших статей нашего пока почти полностью сырьевого экспорта. Глубинная переработка агросырья — отдельная тема, которую Укринформ уже не раз поднимал и о которой не раз еще будет писать. На этот раз — о возможности стабилизации (а желательно — и повышения) уровня урожая и минимизации влияния на показатели сельхозпроизводства новым климатическим условиям.
Реалии 2020: урожайность кукурузы — на уровне пшеницы, а пшеницу иногда и не собирали
Министерство сельского хозяйства США снизило прогноз производства кукурузы в Украине. Что, конечно же, скажется и на объемах продаж этой культуры. Ожидается, что экспорт украинской кукурузы в 2020/21 маркетинговом году (с 1 июля 2020 года по 30 июня 2021-го) составит 32,5 миллиона тонн, что на миллион меньше, чем прогнозировали в середине августа. Столь же снизили и прогноз общего производства — до 38,5 млн тонн …
И это еще — весьма оптимистичные оценки, — утверждают в Украинской зерновой ассоциации. По прогнозам ее аналитиков, валовой сбор кукурузы в этом году составит лишь 35,3 миллиона тонн. Больше всего соберут на Черниговщине (5, 1 млн т.), в Полтавской области (4,46 млн) и в Сумской (3,8 млн т.). При этом, как подсчитали в УЗА, экспортировать в новом маркетинговом году удастся разве что 27-28 миллионов тонн кукурузы, а не 30-31 миллион, как отечественные эксперты прогнозировали еще недавно, и отнюдь не 32,5 миллиона тонн, как "пророчат" в американском Минсельхозпроде.
Не радует и информация, обнародованная на днях Госслужбой статистики. Там сообщили, что в январе-августе производство сельскохозяйственной продукции в Украине снизилось почти на 10% по сравнению с прошлогодними показателями. Причем, агропредприятия сократили производство на целых 14,3%, хозяйства населения — на 3,7%. И такая глубина падения, в основном, из-за потерь в растениеводстве: всего различных сельхозкультур вырастили почти на 13% меньше, чем в январе-августе 2019-го. Производство животноводческой продукции также сократилось, но не так существенно — на 2,2%.
Коронавирус здесь почти ни при чем. В последние годы и без этой напасти мы вынуждены все чаще говорить о подобных проблемах. Отечественное агропроизводство стало как никогда "метеочувствительным" и очень зависит от вызванных климатическими изменениями погодных капризов. С одной стороны — жара и все более длительные засушливые периоды. С другой — в отличие от "традиционно" теплых стран, в Украине весной и осенью сохраняется довольно существенная разница между дневными и ночными температурами, что пагубно влияет на вегетацию более теплолюбивых культур. К примеру, едва не каждую весну из-за заморозков мы не выбираем сотни тысяч тонн ягод, фруктов и овощей с открытого грунта. А ночные заморозки ранней осенью — например, на днях в некоторых областях — на фоне довольно высоких дневных температур вредят будущему урожаю озимых…
Людмила Цыганок
"По прогнозам климатологов, природные зоны в Украине сместятся с юга на север уже в ближайшие 10 лет. На 150-200 километров. Почувствуем совсем другие природные условия и другой климат. Появится множество природных явлений, к которым мы фактически не готовы. изменения климата не пожалеют никого", — отметила на пресс-конференции в Укринформе президент Профессиональной ассоциации экологов Украины Людмила Цыганок. И, по ее словам, параллельно с дискуссиями, возможно ли остановить изменения климата, украинцы должны учиться, как адаптироваться к этим изменениям.
"Пока большинство отечественных агропроизводителей — прежде всего, мелких и средних, — подстроиться под новые условия, вовремя понять, какую технологию выращивания сельхозкультур в конкретный период надо применять, довольно сложно, — констатирует в комментарии Укринформу генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Роман Сластён. — Соответственно, их расходы часто больше, чем выручка от сбыта продукции. Скажем, в этом году критическая ситуация с влагой вызвала серйозное падение урожаев. В частности, в южных регионах: в Бессарабии урожайность озимых в среднем составляла 15 центнеров с гектара… Что означает очень серьезные убытки аграриев. Во многих хозяйствах за уборку даже не брались, чтобы не тратиться дополнительно. Ведь без воды, под палящими лучами солнца, почти все выращенное сгорело". Подобная ситуация, по словам эксперта, повторилась с поздними культурами. Только уже в центральных регионах страны — в Черкасской, Полтавской и на юге Винницкой области. Где вместо ожидаемых 80-100 центнеров кукурузы с гектара аграрии собирают по 40-50 центнеров. Что также означает: эти участки станут для производителей убыточными.
Мария Колесник
По словам заместителя генерального директора информационной компании "ПроАгро Групп" Марии Колесник, повышение стоимости зерновых и масличных культур на мировых рынках может быть для наших аграриев лишь слабым утешением. Полностью преодолеть проблему убыточности нынешнего хозяйствования многим, очевидно, не удастся. "И связанные с глобальными изменениями климата проблемы, конечно же, касаются не только Украины. В этом году засуха нанесла бед почти по всей Европе. Сейчас идет затяжной засушливый период в Бразилии и Аргентине. Поэтому возникает вопрос, что будет с урожаем сои и бобовых следующего сезона. Там как раз идет посевная кампания. Также засуха царит в США", — напоминает госпожа Колесник в комментарии Укринформу.
Поэтому эксперты делают вывод: существенно минимизировать влияние климатических изменений на мировое сельское хозяйство можно только действуя всем вместе. И для этого понадобится не один год. На коротком же шаге в конкретно взятой стране хотя бы немного помочь ситуации помогут новые подходы к ведению хозяйства.
Прописная истина: спасение урожаев — дело рук государства и аграриев
По словам Романа Сластёна, многим хозяйственникам, очевидно, придется пересмотреть политику расходов на обработку пашни и технологий, которые при этом используются. Возможно, в некоторых регионах придется уменьшать интенсивность производства. Поэтому в последующие годы Украине предстоит не желаемое повышение урожайности, а ее сохранение на том же уровне, или снижение.
"Наши аграрии должны отходить от технологий, к которым привыкли. Должны понимать, что фактически вся территория страны теперь в зоне рискованного земледелия. Тогда как ранее это касалось только юга и частично — востока", — соглашается Мария Колесник. И как о первом важном шаге к спасению будущих урожаев специалисты в один голос говорят о развитии системы орошения …
1. Если земля не полита, будешь и без пшеницы, и без жита
Обычно в южных регионах Украины урожайность на участках с искусственным орошением два-три раза выше, чем на богаре (неполивных землях), — констатируют эксперты. Итак, бороться, как говорится, есть за что…
Роман Сластён
"Сейчас на орошении у нас примерно 400 тысяч гектаров пашни, тогда как в первые годы украинской независимости было более 2 миллионов гектаров. То есть, потенциал для восстановления некогда построенных сетей огромный, — убежден господин Сластён. — Хотя для этого нужно урегулировать ряд нюансов. В частности, вопрос передачи имущества (тех же трубопроводов, которые фактически превратились в металлолом) конкретным аграриям или организациям водопользователей — нечто вроде ОСМД в жилищном хозяйстве. Когда хозяйствующие на земле объединяться для восстановления и использования сетей".
При этом, по словам Марии Колесник, речь должна идти о сочетании финансовых и технических возможностей государства и аграриев в рамках общегосударственной программы восстановления орошения. А также о комплексном к ней подходе, с учетом технологических и природных возможностей: "Не может кто-то на свое усмотрению рыть канал для отвода воды, из-за чего начнут усыхать поля где- то». Задача государства — координировать процесс и помогать с финансированием. В этой связи Роман Сластён напоминает об анонсированном президентом развитии сетей орошения как составляющей программы "Большое строительство"…
Что касается соучастия в финансировании программы представителей аграрного бизнеса, то Мария Колесник убеждена: на реальные капиталовложения и на перспективу можно рассчитывать только тогда, когда земля будет в собственности.производители
Николай Горбачьев
Такого же мнения и президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачьев. По его словам, принятие закона о рынке земли, несмотря на его неоднозначное восприятие обществом, позволит увеличить объемы агропроизводства и улучшить эффективность использования наших земельных ресурсов. "Ведь для сельхозпроизводителя капитализировать землю, тратить деньги на повышение ее эффективности имеет смысл только, если она будет принадлежать ему и в будущем. Вложение же средств в арендованные земли — вроде тюнинга арендованного автомобиля — мало кого интересует", — считает руководитель УЗА.
2. Технологии — не догма: менять можно и нужно
По словам Марии Колесник, аграрии должны более внимательно и осторожно относиться к технологиям, применяемым в тех или иных климатических зонах. "Скажем, напрямую внося в почву азотные удобрения, надо учитывать, что они активно выпивают влагу. То есть, когда во время засухи вы пытаетесь подкормить растения, на самом деле можете получить обратный эффект: внесение удобрений в обычном виде, а не в растворах, только ухудшит ситуацию. И это — только один из примеров. Поэтому хорошие агрономы, которые не действуют по общим клише, а умеют оперативно реагировать на минимальные изменения, считаю, в ближайшее время будут в Украине "на вес золота", — прогнозирует заместитель гендиректора компании "ПроАгро" .
Что касается более «глобальных» шагов и действий, то Роман Сластён как о перспективном направлении говорит об экономном подходе к обработке почвы — так называемой "нулевой технологии". "Это когда по сути не ведется ни вспашка, ни дискование, ни другие операции по обработке земли. Цель — сформировать сверху слой питательных остатков, который будет удерживать накопленную за зиму влагу, не давая ей испаряться в течение лета, когда будет царить жара. Но такая технология довольно сложная, и у нее ряд недостатков, среди которых, в частности, необходимость более интенсивной защиты растений от сорняков, болезней и вредителей ", — объясняет гендиректор УКАБ. И в то же время успокаивает: ничто не мешает нашим аграриям воспользоваться успешным опытом стран, где научились выращивать неплохие урожаи в довольно засушливых условиях — например, Австралии и Канады. По такой технологии там засевают огромные площади пшеницы и масличных культур. При этом, может, речь и не идет о рекордной, как на орошении, урожайности. Но благодаря сэкономленным на возделывании средствам выращенная таким образом продукция вполне конкурентоспособна.
"Однако, надо учитывать, что для улучшения защиты растений эту технологию там используют вместе с выращиванием генетически модифицированных культур. Речь идет об адаптации растений для использования более прогрессивных средств защиты. И если мы действительно хотим помочь сельскохозяйственным производителям, надо урегулировать вопросы обращения ГМО в Украине. Сейчас такое обращение вроде бы запрещено, но по факту оно есть. Как и в других странах, которые успешно торгуют выращенным по всему миру. — и по всему миру, несмотря на разные "страшилки", на такую продукцию есть спрос. в том числе, и в Европейском Союзе , где, как известно, действуют довольно жесткие нормы регулирования качества продовольствия. В ЕС вопрос оборота генномодифицированной сельхозпродукции законодательно урегулирован. Хотя и используют ее в основном для откорма животных", — рассказывает Роман Сластён. При этом речь не идет о фантастических попытках скрестить свинью с тыквой, а об изменениях, которые будут делать растения более выносливыми и менее зависимыми от капризов погоды.
А вот о массовом переходе украинских аграриев к выращиванию более "южных" сельхозкультур речь пока не идет. В этой связи гендиректор УКАБ напоминает о попытках заменить в южных регионах страны выращивание кукурузы на сорго. Частично программа была успешной — на отдельных площадях эта культура продолжает радовать хозяйственников. Но массового ее распространения по стране нет. "Объясняется это тем, что возможности сбыта сорго ограничены. Поэтому критических изменений в структуре севооборота в ближайшее время не будет", — говорит Сластён.
3. Качество семян: 100 центнеров пшеницы с гектара — не предел
Будущий урожай, конечно же, зависит и от качества посевного материала. Хорошо чувствуют себя на украинских полях и новые сорта, выведенные отечественными селекционерами, и разработки ведущих международных компаний. К примеру, пшеница отечественного сорта "Фаворитка" в хозяйстве "Ладис" Черкасской области дает по 13 тонн! А при конкурсных испытаниях Института физиологии растений и генетики НАН Украины новый сорт "Астарта" сформировал урожай во все 14 тонн! Проблема лишь в том, что такие урожаи пока выращивают только на экспериментальных площадях. Хотя уже есть и примеры получения неплохих даже по европейским меркам урожаев (среднеевропейский показатель урожайности 60 центнеров) и на промышленных участках. К примеру, в этом году в СООО "Батькивщина" в Сребнянском районе Черниговской области зафиксировали новый всеукраинский рекорд — 101 центнер на круг (сорт озимой пшеницы "Берегиня Мироновская").
"Впрочем, в целом наши аграрии не всегда доверяют сортам отечественной селекции. И частично их можно понять, — говорит Мария Колесник. — Из-за того, что климатические пертурбации довольно стремительны, изменение температурных режимов и зон земледелия происходит быстрее, чем ожидали еще 5-10 лет назад. А любые методы традиционной селекции, как правило, эффективны, когда у ученых есть несколько лет для испытания семян. Когда же условия, в которых ведется селекция, трансформируются чуть ли не каждый год, получить хороший результат очень сложно. Наши селекционеры это должны учитывать. В частности, сосредоточившись на испытании новых сортов для южных регионов, которые по завершении испытаний могут понадобиться уже для центральных и северных областей", — советует госпожа Колесник.
Аграрии же тем временем могут воспользоваться наработками зарубежных селекционеров, получив относительно недорого (поскольку речь идет не о новых для мира сортах) от ведущих международных компаний семена, которые когда-то предлагались, например, для Египта или стран южной Европы. То есть, для климатических условий, которые постепенно формируются в Украине.
Еще один вопрос, который следует немедленно решить, — отмена ограничений в доступе отечественных аграриев к новым средствам защиты растений. Как напоминает Роман Сластён, в нашем законодательстве есть норма, согласно которой тестировать в Украине новые препараты можно только после их официальной регистрации в стране производства. "Соответственно, мы теряем в среднем 4-5 лет по сравнению с другими странами, которые используют эффективный препарат. Следовательно, проигрываем в конкуренции. И таких "нюансов", к сожалению, много. Отсутствие гибкости и на уровне государства, и агропроизводителей только усиливает негативные влияния природных факторов", — заключает гендиректор УКАБ.
Владислав Обух, Киев
По материалам: Укринформ