Сигареты по 200 грн: забота о здоровье, спасение бюджета или стимул для контрабанды?

Аналитика

30.11.2020 17:52

Укринформ

Парламентарии предлагают увеличить налогообложение спиртного и табака. А именно: ввести дополнительный "адресный" акциз для поддержки медицины

О таких планах сообщил глава комитета ВР по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Михаил Радуцкий. Это, помимо прочего, должно помочь финансированию отечественной системы здравоохранения. В частности, соблюдать нормы принятого в 2017 году закона "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения", согласно которому на нужды отрасли следует направлять не менее 5% ВВП. Таким образом, только Нацслужба здоровья (НСЗУ) в следующем году сможет рассчитывать на 225 миллиардов гривень. И это — без расходов на бюджетные программы Минздрава и субвенции регионам для содержания больниц (еще десятки миллиардов). И львиную долю поступлений в медицину, по подсчетам господина Радуцкого, можно обеспечить именно благодаря средствам от акциза на табак и спиртное. Речь идет о введении отдельного акциза на крепкие напитки и большой дополнительный акциз на табачные изделия, включая электронные сигареты и вейпы. "Пачка сигарет должна стоить не менее 200 гривень. И если табачное лобби не будет сильно вмешиваться, и Верховная Рада поддержит (такие инициативы), дополнительно 6 миллиардов гривень можно собрать уже в 2021 году", — подчеркнул парламентарий.

Как на взгляд журналиста Укринформа, который никогда в жизни не курил, предложение — более чем заманчивое. Однако эксперты предупреждают: столь резкое повышение акцизных платежей, скорее всего, будет иметь обратный эффект. Речь идет о проблеме дальнейшего обнищания людей, которые не смогут отказаться от вредной привычки, возвращении в тень части табачного бизнеса, свертывании легального производства и выводе за границу вложенных в отрасль иностранных инвестиций, о "стимулировании" контрабанды и производства фальсификата, который может еще быстрее "убивать" курильщиков…

Табачная отрасль: между Сциллой ущерба для здоровья и Харибдой бюджетных потерь

На первый взгляд, табачная индустрия — как кость в горле для любой власти. Большинство национальных правительств, находясь под постоянным давлением общественности, местных и зарубежных сторонников здорового образа жизни, разрабатывают программы для преодоления одной из самых распространенных вредных привычек населения, пытаются ограничить финансовые «аппетиты» производителей — в частности, влиятельных международных корпораций. Отсюда — огромные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства и за вред, причиненный здоровью людей. И выигранные многомиллиардные судебные иски против "табачных монстров". Но. К более радикальным шагам нигде прибегать не спешат. Ведь табачная индустрия — один из "столпов" многих экономик. К примеру, почти 8% поступлений в украинский бюджет обеспечивают производители, импортеры и продавцы табака. В этом году они пополнят госсмету более чем 80 миллиардов гривень. Доля отрасли в отечественном ВВП — до 7%. Речь идет также о 50 тысячах неплохо оплачиваемых рабочих мест и валютной выручке от экспорта. А для некоторых населенных пунктов — например, города Прилуки на Черниговщине — предприятие отрасли является бюджетообразующим и остается одними из крупнейших работодателей. Поэтому вряд ли в ближайшем будущем страна сможет позволить себе "роскошь" отказаться от такого финансового источника.

По теме:  Украина в октябре экспортировала 6,9 миллиона тонн агропродукции

Сигареты по 200 грн: забота о здоровье, спасение бюджета или стимул для контрабанды?
Для некоторых населенных пунктов предприятия табачной отрасли являются бюджетообразующими

С другой стороны — и о вреде курения забывать не стоит. Необходимо принимать радикальные меры для улучшения здоровья населения, которые не должны ограничиваться лишь предупреждением для курильщиков на сигаретных пачках.

"Задача государства в таких условиях — обеспечить баланс влияний на отрасль, чтобы с одной стороны — побудить граждан отказываться от курения, а с другой — не потерять поступления и не выталкивать отрасль в "тень", — убеждены эксперты, участники дискуссионной платформы Tobacco Market Vision. Среди прочего, они говорили о прямой зависимости между активизацией нелегального табачного рынка и фискальной политикой государства. Ведь большую часть стоимости пачки сигарет (около 70%) составляют налоги. Поэтому резкое повышение акциза, как правило, приводит к росту объемов контрабанды и контрафакта.

Для сравнения: в Ирландии минимальный акциз — 307 евро за тысячу сигарет. То есть, более 6 евро за пачку. Это — даже больше упомянутых уже 200 гривень. Но минимальная зарплата в Ирландии — около 1700 евро (примерно 58 тысяч гривен)… Довольно высокие акцизы — более 200 евро за тысячу штук (4 евро за пачку) — в Финляндии, Франции и Великобритании. Примерно 150 евро — в Германии, Бельгии, на Мальте и в ряде других стран. У наших соседей минимальные акцизные налоги "скромнее": 98 евро — в Польше, 95 — в Румынии, 91 — в Венгрии и Словакии. Таким образом, в виде акцизов местные курильщики платят за пачку сигарет в 2 евро (примерно 68 гривень). И это — действительно больше, чем этот товар стоит в Украине в целом: с учетом себестоимости производства и транспортировки, налоговых платежей, прибыли производителей, оптовых и розничных торговцев. То есть, на первый взгляд, возможности для повышения акциза в нашей стране есть. Но фактор покупательной способности населения также никто не отменял…

Представители отрасли считают слишком быстрым даже предусмотренное Налоговым кодексом ежегодное "автоматическое" повышение акцизов — с шагом в 20%. Поскольку покупательная способность населения такими темпами не растет, люди все чаще вынуждены обращаться к услугам нелегального рынка.

И это — один из основных контраргументов, который легальные производители приводят в рамках дискуссий со сторонниками идеи повышения акциза. К тому же, даже самым развитым европейским государствам с самыми прозрачными таможенной и фискальной систем полностью избавиться нелегального табачного рынка не удается. Наоборот — европейский опыт также свидетельствует: если стоимость сигарет вследствие тех или иных действий власти повышается, нелегальный рынок переживает очередной бум.

По теме:  Правительство одобрило направления деятельности Укрэксимбанка на 2020-2024 годы

"В украинских условиях такой шаг приведет к хаосу и остановке отрасли, — убежден директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский, — страна должна придерживаться согласованного с Евросоюзом плана поэтапного повышения табачных акцизов до 2024-го года. А не воплощать идеи, которые приведут к полному отсутствию официально произведенной табачной продукции в торговой сети. Вместо нее люди будут покупать контрабанду и контрафакт, кустарно произведенный "народными умельцами" или завезенный из России, Беларуси, Молдовы или из временно оккупированных районов Донбасса. Наши же производители не только перестанут платить налоги в бюджет, но и сократят коллективы и переведут производства за рубеж, с более прогнозируемой налоговой политикой. Как это было в свое время, когда в Украине пытались "поиграть" с акцизом на спиртное. До этого продукцию ряда отечественных производителей можно было найти даже в небольших магазинах по всему миру — например, в США и Японии. После изменения "акцизных правил игры" ориентированные на экспорт мощности перенесли в Беларусь…", — напоминает эксперт.

Табачный рынок: в поисках «золотой середины»

Некоторые легальные участники рынка считают слишком быстрым даже запланированное на следующий год 20% повышение акциза, что приведет к росту конечной стоимости продукции на 15%. То есть, курильщики вынуждены будут платить по 42-58 гривень вместо нынешних 36-50 за пачку самых "ходовых" сигарет. В элитном же сегменте, где цены давно перевалили за «сотню», они уже в рамках запланированного постепенного повышения акцизов до 2024 года составят упомянутых 200 гривень. Попытки же «подтянуть» к этому показателю и табачные изделия для массового потребителя увеличат объемы контрабанды и производства фальсификата в разы, — считают участники рынка. А объемы уплаченных легальным сегментом налогов останутся на том же уровне, или упадут.

И хорошо, если бы это оказалось платой за улучшение общего уровня здоровья украинцев… Но прежние попытки повысить акцизные платежи и опыт свидетельствуют: количество людей, которые после "ценовых стрессов" отказываются от пагубной привычки, как правило, незначительно. Большинство курильщиков скорее перейдут на более дешевую и менее качественную продукцию, даже если она нелегальная, чем бросят курить. А если объемы теневого рынка превысят 10%, процесс может стать необратимым. Уже и так, по данным, которые еще в мае приводил глава СБУ Иван Баканов, за последние три года из-за деятельности нелегалов на рынке табака госбюджет недополучил почти 30 миллиардов гривень.

Сигареты по 200 грн: забота о здоровье, спасение бюджета или стимул для контрабанды?
Из-за деятельности нелегалов на рынке табака госбюджет недополучил почти 30 миллиардов гривень

Для предотвращения дальнейшей «тенизации» основные отраслевые игроки даже предлагают отсрочить ежегодное повышение акцизов, чтобы выйти на запланированные показатели не к 2024-му года, как предусмотрено изменениями в Налоговый кодекс, а к 2030-му. Таким образом, Украина и выполнит обязательства, которые взяла перед Евросоюзом, и защитит свой рынок и сохранит бюджетные поступления.

По теме:  Первые заморозки: погода на 20 октября

Параллельно предлагают идти путем демопонополизации оптовой торговли и повышения торговой маржи розничной торговли за счет ограничения "аппетитов" монополистов-оптовиков. При этом специалисты говорят о положительном примере демонополизации с 1 июля отечественного спиртового рынка. Тогда как оптовый рынок продажи табачных изделий монополизирован. Один из дистрибьюторов имеет эксклюзивные финансовые условия от производителей. Попытки Антимонопольного комитета "приструнить" его, захлебываются в судебных разбирательствах.

Как об альтернативе, которая поможет увеличить бюджетные поступления, эксперты говорят о лучшем использовании возможностей более выборочного, чем общая ставка акциза, инструмента налогообложения — адвалорной ставки. Это — переменная часть акциза, зависящая от цены табачной продукции. Чем дороже сигареты, тем больше налог с них взимают. Сейчас адвалор (12%) применяется к сигаретам, которые стоят больше 51 гривни. Тогда как среднеевропейский показатель — 22%. То есть, имеем "куда расти". Некоторые эксперты считают, что такой налог для элитных сигарет можно повысить до 20%. Другие же говорят о 16% — как компромиссный вариант. Это и предусмотрено зарегистрированным в Верховной Раде законопроектом №3044а-1. Ожидаемый экономический эффект авторы документа оценивают в 3,5 миллиарда гривень ежегодных дополнительных поступлений в бюджет. Если же адвалор решат повысить до 20% (а это — не так и много, учитывая то, что до 2012 года адвалорный налог на табачные изделия в Украине составлял 25%), то дополнительные бюджетные поступления составят более 6 миллиардов гривень. Столько же, сколько, по прогнозам Михаила Радуцкого, государство может получить благодаря повышению акцизов на массовые виды сигарет. В то же время критики адвалора считают, что этот инструмент неэффективен, потому что приводит к формированию неравных условий на рынке: дорогие сигареты дорожают, а цена дешевых не меняется. Что будет провоцировать отток потребителей в более дешевый сегмент. Со всеми последствиями — в том числе, и для здоровья курильщиков.

"То есть, возможности (а главное — вероятные последствия) "точечного" повышение акцизов на отдельные виды табачных изделий также надо тщательно изучать, — говорит в комментарии Укринформу экономист Илья Несходовский, — действовать можно, только учитывая интересы всех заинтересованных сторон. Как бы кто ни относился к курильщикам, ситуация, когда часть общества готова потреблять такой продукт, — вполне нормальная. Конечно, не исключено, что в случае существенного подорожания сигарет некоторые потребители смогут отказаться от курения, но сделают это далеко не все…", — заключает господин Несходовский. Но в любом случае такие изменения должны приниматься не в последние недели перед началом нового бюджетного периода, а хотя бы за полгода, как предусмотрено законодательством.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ