Как либерализация рынка газа принесла нам ухудшение, а не облегчение

Аналитика

15.12.2020 15:49

Укринформ

Речь идет и о тарифах, и о "маленьких хитростях" поставщиков, которые для людей оборачиваются потерей денег, нервов и веры, что их права кто-то защищает

Почти черезполгода после введения новых "правил игры" на розничном газовом рынке украинцы так и не почувствовали обещанных его преимуществ. Вместо снижения стоимости топлива в условиях конкуренции между продавцами получаем резкое подорожание. Причем, топливо у бывших монополистов стоит на 30-40% дороже (разница достигает почти 3 гривень за кубометр)…

Вместо реального упрощения процедуры смены поставщика (на бумаге оно вроде бы есть) на практике имеем кучу дополнительных преград — как искусственно созданных "старыми" продавцами, так и связанных со сбоями в работе новых. Причем, Антимонопольный комитет только берется за рассмотрение первых обращений о вероятном нарушении антиконкурентного законодательства на газовом рынке, регулятор — НКРЭКУ — своими решениями, преимущественно, льет воду на мельницу монополистов, а законодатели в межизбирательный период этим вопросом, похоже, не слишком озабочены. Более того — регистрируют инициативы по защите интересов коммунальщиков от «бытовых» должников…

О "газовых" долгах. Реальных и "с потолка"

Судя по реакции соцсетей и "плачей" от знакомых, больше всего претензий у потребителей к газсбытам, почти 70% которых подконтрольны Региональной газовой компании Дмитрия Фирташа. Вот они уж точно знают минимум несколько десятков способов "относительно законного" дополнительного заработка на украинцах. Начиная от начисления так называемых "температурных коэффициентов" до неоднократной оплаты потребителями в составе тарифов установки (так и не установленных) индивидуальных счетчиков и уплаты задолженности предыдущих периодов — чуть ли не от правления царя Гороха начиная…

Из последнего – подготовка НКРЭКУ проектов тарифов на прокачку топлива по газораспределительным сетям (ГРС) на 2021 год. Предусматривающих значительное повышение стоимости услуг большинства операторов. И вот объяснение: "При расчете тарифов на услуги распределения природного газа учтена необходимость компенсации недополученной тарифной выручки облгазов за 2015-2019 годы, а также компенсации расходов, связанных с разницей в ценах при закупке в 2015-2019 годах природного газа, необходимого для обеспечения производственно-технологических нужд", — отмечают в НКРЭКУ.

Оно бы, может, и ничего. Но. Несмотря на повышение тарифов с учетом недополученного облгазами ранее, де-факто начисленных долгов с домохозяйств не спишут. Поэтому вполне вероятно, что рано или поздно газовики возьмутся так или иначе взимать их с граждан. А в результате получат двойную выгоду, дважды получив плату за одни и те же объемы газа. А люди, в свою очередь, дважды за них заплатят. Причем, не только должники, но и те, кто всегда исправно платит за потребленные услуги. Спрашивается: почему они должны задним числом платить за "долги", которых на самом деле никогда и не было? На это обращает внимание директор Аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко.

Как либерализация рынка газа принесла нам ухудшение, а не облегчение
Александр Сергиенко

"Это вопиющая несправедливость. Но, к сожалению, работа регулятора и вообще система правоотношений в коммунальной сфере построены именно так. Более того, коммунальщики свободно перекладывают на потребителей и другие свои потери и просчеты. К примеру, для модернизации основных фондов регулятор ежегодно утверждает для предприятий так называемые инвестиционные планы, согласно которым часть прибыли должна идти на обновление — капитальный ремонт, приобретение оборудования и т.д. Коммунальщики этого не делают. НКРЭКУ вполне законно штрафует их за нарушения. И при следующем пересмотре уплаченные штрафы снова закладывают в тариф. Таким образом, никаких убытков горе-хозяйственники не несут, предприятия и инфраструктура не обновляют. А "гривней" за это отвечают потребители", — рассказывает эксперт в комментарии Укринформу. И это, по словам Сергиенко, касается практически всех локальных естественных монополистов — водоканалов, облгазов, предприятий теплокоммунэнерго.

По теме:  НБУ введет новые требования к банкам в 2021-2024 годах

О "бумажным" манипуляциях, которые стоят нам реальных денег и испорченных нервов

Нас с вами всех априори относят к списку должников. Не верите? Так присмотритесь к своей "газовой" "платежке": выставленные там суммы подают не как "плату за потребленное топливо", а… как "долг предыдущего периода" …

С недавних пор — и того пуще. Если раньше в квитанциях суммы обязательной оплаты за уже потребленный ресурс и рекомендуемая к оплате заранее подавались двумя строками, то теперь — по крайней мере, для клиентов "Киевоблгазсбыта", их "сбивают" вместе. И только после обращений на "горячую линию" поставщика потребителям объясняют: при уплате эту сумму можно разделить самостоятельно. Но если человек привык платить "автоматически"? А пожилые люди, которые не могут быстро разобраться в таких нюансах?

По словам жительницы столичной области Елены Т., — которая сначала испугалась выставленного газовиками счета в более 10 тысяч гривень, а потом решила с этим разобраться, — далеко не в каждой платежной системе предусмотрены возможности внесения изменений. Где-то в электронных платежных поручениях есть отдельное окошко для самостоятельного внесения суммы платежа, а где-то соответствующая графа заполняется автоматически — туда "прыгают" цифры, прописанные в "платежке".

С одной стороны, можно надеяться, что внесенные авансом деньги не пропадут (по крайней мере, пока крючкотворы из газсбытов не придумают какой-то новой "схемы"). Их зачислят в качестве оплаты за реально потребленное в последующие периоды топливо. С другой — в такое трудное для большинства украинцев время манипулировать их расходами, мягко говоря, не порядочно, не по-человечески. Ведь значительная часть домохозяйств едва справляется с финансированием текущих потребностей — не то что платить вперед. Другое дело, если бы при этом им давали существенную (по крайней мере 10-15%) скидку! Но газсбыты на это не идут. Потому что это — деньги Фирташа и премии менеджмента. При этом должны понимать: предложения заплатить за потребленный ресурс авансом (но с четким разграничением и разъяснениями) законом не запрещены. Ведь большинство коммерческих потребителей получают газ именно на таких условиях…

Елена также поделилась опытом общения с операторами контакт-центра "Киевоблгазсбыта". Для того, чтобы дозвониться до них, не удовлетворившись "общением" с роботом, надо иметь железные нервы. Потому ждать соединения с "живым человеком" придется не менее 20 минут. При этом потребители иногда уже поздно осознают, что, прослушивая стандартные мелодии, некоторые из них сильно тратится на услуги телефонной связи. Ведь, в зависимости от тарифов мобильных операторов, три минуты разговора и полчаса ожидания соединения с ним могут стоить от 20 до 70 гривень.

Но кто там думает об интересах потребителей? Сейчас у газовиков — самая "жатва", когда можно заработать по максимуму. Отсюда — и огромные наценки некоторых частных газсбытов, у которых кубометр топлива стоит чуть ли не на 3 гривни дороже, чем у ГК “Нафтогаз” и ряда других поставщиков. Казалось бы, дополнительные доходы — и дополнительные возможности для улучшения сервиса. Но. Возвращаемся к прежнему выводу: кому оно надо?

По теме:  Глава МВФ назвала три приоритета для восстановления экономики

О том, как потребителя запутывают, не давая ему актуальной информации

По многолетней привычке, подконтрольные олигархам газсбыты, которые так и не расстались с "комплексом монополиста", продолжают бороться за потребителя не путем конкуренции — снижения цен и улучшения качества обслуживания, — а манипуляциями и крючкотворством. Они продолжают издеваться над потребителями, всячески тормозя их переход к другим поставщикам. О некоторых "схемах" Укринформ уже писал. Но некоторые даже жалуются, что и сама ГК "Нафтогаз", несмотря на заинтересованность в новых клиентах, то ли умышленно тормозит их переход, то ли просто не успевает обработать заявки от всех желающих. Отсюда — в частности, жалобы на то, что перейти к новому поставщику люди не могут в течение месяца, хотя нормативный срок — от 4 до 21 дня. В "Нафтогазе" уверяют: задержки связаны исключительно с большим количеством — 25 тысяч одновременно — заявок на переход. "Раньше (для оформления) нам хватало трех дней, если все документы от клиента были в норме и направлены сразу с заявкой на присоединение. Сейчас нужно до пяти дней. Однако, всех, кто подал заявки (при необходимости — оперативно доукомплектовал их необходимыми документами), хочу успокоить: все перейдут к нам вовремя”, – говорит директор ООО "Газопоставляющая компания "Нафтогаз Украины" Максим Рабинович.

Как либерализация рынка газа принесла нам ухудшение, а не облегчение
Максим Рабинович

Но и за месяц ситуация, похоже, мало изменилась. Как пример — опыт нашей коллеги Любви Г. Женщина рассказала, что ее семья решила сменить поставщиков. Для этого воспользовались разъяснениями, обнародованным на сайте ГК "Нафтогаз", которую и выбрали в качестве нового продавца топлива. "Четко выполнили все указания, подали заявку, отправили электронное заявление, отсканировали все предусмотренные правилами документы. Получили сообщение, что заявки приняли к рассмотрению. Решение будет через несколько дней. Если же возникнут вопросы, то с нами "свяжутся"… Но уже прошли все отведенные законодательством сроки, а решение так и нет", — говорит Люба.

Поэтому женщина и решила обратиться на "горячую линию" "Нафтогаза". Попытка соединиться с оператором, а не с «роботом», по ее словам, тоже оказалась "настоящим квестом" — куча ответвлений, переходов в другие пункты "меню"… В конце концов — двадцать минут уже упомянутого прослушивания музыки, — и было "счастье"… Оператор общалась вежливо и профессионально. Но. Легче от этого потребителю, когда, как бы между прочим, госпожа Люба узнала, что должна отправить оригинал заявления на присоединение в Кропивницкий — на юридический адрес ГК "Нафтогаз". "Нигде — ни на сайте компании, ни на справочных ресурсах, которые учат людей, как без проблем сменить поставщика, — такой информации не было", — рассказывает коллега. Автор, кстати, в очередной раз проверил: сообщений о необходимости такого шага действительно нигде нет. Госпожа Люба спорить не стала и отправила оригинал заявления по почте: программа визирования документа с помощью цифровой подписи на сайте поставщика не сработала. Результат: уже больше недели — никакого ответа.

По теме:  Зеленский подписал закон относительно контроля цен на электроэнергию

Кстати, коллега представилась оператору колл-центра и попросила обратить внимание на несоответствие указанных на сайте компании шагов. Впрочем, по состоянию на утро вторника дополнительная информация или какие-либо разъяснения о необходимости направлять заявление в Кропивницкий на "маршрутизаторе смены поставщика" на сайте "Нафтогаза" не появились.

Также Укринформ обратился в пресс-службу группы "Нафтогаз" с просьбой прокомментировать ситуацию. Как только поступит ответ (по действующему, мягко говоря, странному закону, срок рассмотрения информзапроса от СМИ (!) — 5 рабочих дней), обнародуем его в одном из следующих материалов на "газовую" тематику.

Выход? Активизация (наконец!) регуляторных органов. Но пока — все наоборот…

По мнению директора "Института города" Александра Сергиенко, прекратить ценовой произвол на розничном газовом рынке никакими обращениями, возмущенными постами в соцсетях или материалами в СМИ не удастся — пока на ситуацию оперативно не будет реагировать АМКУ, а НКРЭКУ в своих решениях не будет учитывать социальной составной. "Даже если сейчас право устанавливать тарифы вернут на места. Ведь есть утвержденные и обязательные для всех методики их формирования. В основе которых — затратный принцип, который не побуждает к модернизации, технологическому обновлению, улучшению управления предприятиями, а ведет к перманентному уничтожению имеющейся инфраструктуры. Ведь зачем переживать, что-то менять, когда все потери в любой момент можно переложить на граждан?" — заключает господин Сергиенко.

Возможно, стоило бы принять и какие законодательные решения, чтобы защищали интересы граждан, не нарушая при этом принципов функционирования свободного рынка. Вместо этого от парламентариев другие инициативы. Речь идет, в частности, о законопроекте № 3613, которым предлагают приравнять "коммунальных" должников к неплательщикам алиментов. В счет погашения задолженности с них могут принудительно взыскивать часть заработной платы (до 50%). Также ограничивать право неплательщиков управлять транспортными средствами, пользоваться огнестрельным охотничьим и другим оружием, охотиться. А еще их могут не выпускать за границу. Такие ограничения, кстати, уже действуют для граждан, которые по обращению коммунальщиков попали в Единый реестр должников. В этом "черном списке" уже более 2 миллионов наших соотечественников, которые "официально" что-то кому-то должны — алименты, штрафы за админнарушения, обязательства перед финансовыми учреждениями, вовремя не оплаченную квартплату… Причем, по данным портала открытых данных Opendatabot, в 2020-м больше всего новых должников появилось именно в категории "взыскание задолженности по оплате коммунальных услуг". Количество внесенных в реестр неплательщиков выросло на 36%.

Александр Радийчук, Киев

P.S.: Между тем, стоимость "голубого топлива" в январе снова может возрасти. Ведь цена топлива на нидерландском газовом хабе TTF на прошлой неделе повысилась до максимума с 10 апреля 2019-го — до $194 за тысячу кубометров. Еще в конце ноября топливо стоило на $10-15 дешевле. То есть, тема сбережения за счет более лояльного (менее жадного) поставщика остается для украинцев актуальной.

Тем временем во вторник в Верховной Раде зарегистрировали проект постановления №4496 о заслушивании отчета председателя Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Валерия Тарасюка.

По материалам: Укринформ