Как уменьшить "вес" продуктов в структуре расходов украинцев

Аналитика

11.02.2021 09:37

Укринформ

Мы "проедаем" больше и среди европейцев, и даже по сравнению с гражданами постсоветских государств. Зарабатывать больше – это реально?

"Украинцев предупреждают о новом повышении цен на продукты". "Экономисты прогнозируют рост стоимости повседневных для рациона продуктов". "Эксперты прогнозируют подорожание отдельных групп продуктов…" (с множеством вариантов: яиц .. хлеба … сахара … круп… мясных изделий…).

Такими заголовками в прессе и Сети никого из нас уже давно не удивишь. Обыденностью для украинцев стало и перманентное подорожание почти всех товаров на полках супермаркетов — даже тех, которые по логике должны наоборот дешеветь — с приближением конца срока годности. Перефразируя классика: вчера маленькие, но по 3, сегодня — те же, зато по 5…

И только если повышение стоимости отдельных продуктов "зашкаливает" — как в прошлом году было с гречкой и сахаром или в начале 2021-го — с яйцами, — начинаем возмущаться и копаться в причинах. Причин, как правило, множество. Объективных и субъективных. Главное, что должны понимать: людей на земле все больше, поэтому спрос на продовольствие — а с ним и цены — будут только расти. К тому же, без умеренной инфляции, на которую главным образом влияет именно стоимость продовольствия и энергоресурсов, невозможно экономическое развитие. Поэтому потребительские цены в той или иной степени растут и будут расти по всему миру.

Другое дело, что где-то интенсивность их роста уступает темпам роста доходов граждан. А где-то — наоборот: минимальное повышение заработков приводит к ценовым всплескам на товары повседневного спроса, которые все те надбавки быстро "съедают". А как иначе, когда доля расходов на продовольствие у нас достигает половины доходов домохозяйств. А в Европе, Австралии, Канаде или США — редко превышает 20%.

Добавим к этому еще и "затратный довесок" в виде квартплаты — и имеем: среднестатистический украинец (олигархов, успешный бизнес, судей, чиновников и тех, кому посчастливилось работать в "продвинутых" сферах, вроде айтишников, возьмем в скобки) до 80% доходов тратит на элементарное поддержание жизнедеятельности: чтобы не умереть с голода, от холода и иметь (часто арендуемую) крышу над головой. Без изменения этого соотношения на лучшую жизнь рассчитывать и не приходится, — говорят эксперты. Не помогут ни искусственное сдерживание цен, ни попытки "найти и наказать виновных", ни запрета и преграды.

Так реально ли это изменить?..

Почему не стоит гордиться тем, что у европейца — всего 12, а у украинцев — аж 50

Как уменьшить "вес" продуктов в структуре расходов украинцев
Олег Пендзин

“Меня как экономиста не так волнуют цифры в ценнике, как их соотношение с моими доходами. И если эта пропорция ужасна, как сейчас в Украине, даже неспециалистам понятно: с этим надо что-то немедленно делать. Украинская семья тратит на продукты 50% прибыли, тогда как в Европе — 12-18%. Цены одинаковые почти по всем позициям, а доходы у нас гораздо меньше. Сохранение же неевропейского уровня доходов на фоне европейских цен, которые за рубежом также постепенно растут, будет только углублять эту пропасть. Мы становиться все беднее", — отмечает в комментарии Укринформу экономист Олег Пендзин.

По теме:  Президентская пенсия: обнародован размер выплат Дональду Трампу

Подтверждение его слов легко найти в открытых источниках. В последние годы доля расходов украинских семей на продукты и безалкогольные напитки колебалась вокруг упомянутой «половины» — от 45 до 54%. Причем, с 2016-го до начала Коронавирусного 2020 года, — статистических данных по которому пока нет, — она ​​снижалась (это подсказывает, что прошлый год был исключением). Но в целом речь идет о большом прогрессе по сравнению с концом 1990-х — началом 2000-х годов, когда этот показатель достигал 65-69%.

Но. Удельный вес стоимости продуктов в структуре общих потребительских расходов в Украине все еще остается самым высоким как среди европейских государств, так и по сравнению с "коллегами" по постсоветскому пространству. Средний показатель по Евросоюзу — 12%, в Беларуси — 39%, в России — 32%. Правда, эту разницу несколько сглаживает то, что в Европе большая часть расходов на жилищно-коммунальные услуги — до 25%, тогда как у нас — 17-20%. Но разница однако более заметна: более 70% общих расходов идет на продукты и «коммуналку» в Украине, и только 35-37% — в Европе. Соответственно, расходы на одежду, отдых, обустройство быта и т.д. не сравнить.

Отсюда другие цифры: украинцы (и это еще до коронавируса) тратили на культуру и отдых лишь 1,5% своих доходов, европейцы же — 8,5%, а жители "немытой России" — до 7%. Сравнение явно не в нашу пользу. Почти такая ситуация и с расходами на рестораны и гостиницы: в Украине — не более 2,5%, в Европе — почти 9%. Кто-то скажет: ну и что? Зачем нам эти "прихоти"? Нас и дома неплохо кормят… Но, согласитесь, как без этого современному человеку?..

Примеры отдельных европейских государств и других успешных экономик — еще более красноречивы. К примеру, среднестатистическая американская семья тратит на продукты всего чуть более 8% своих доходов, канадская, австрийская, голландская, немецкая и австралийская — от 11 до 13%. Что касается наших соседей, то в Венгрии этот показатель составляет 20-22%, в Польше — 22-23%, в Словакии — до 24%, и только в Румынии — больше 30%.

Эксперты напоминают, что структура потребления — один из важнейших показателей уровня жизни населения. Он, в частности, зависит от размера доли расходов на удовлетворение "потребностей высокого уровня" — приобретение необязательных услуг (в частности, туристических путешествий, развлечений) и недвижимости. В бедных странах выше доля расходов на продукты, и, как правило (есть и исключения) меньше расходы на оплату жилья. Граждане богатых стран больше тратят на приобретение предметов роскоши и на отдых. А еще — инвестируют, чтобы зарабатывать на текущие расходы и на будущее.

По теме:  Джо Байден підписав ленд-ліз для України

Как уменьшить "вес" продуктов в структуре расходов украинцев
Среднестатистическая семья откладывает около 10% доходов

С одной стороны, данные НБУ свидетельствуют: несмотря на кризис, довольно высокими темпами откладывают "на черный день" и украинцы. Речь идет примерно о 10% доходов, которые среднестатистическая семья кладет на депозит или дома под матрас. Но — это, как говорится, "средняя температура по палате". И касается, в основном, семей со средним и высоким уровнем доходов. Миллионы же людей с небольшими заработками продолжают жить от зарплаты до зарплаты.

"Если сравнивать доходы трудоспособного населения, то они растут. Минималка повысилась на 24%. Но зарплата в доходах домохозяйств составляет только половину, остальное — пенсии и соцвыплаты. А они растут гораздо медленнее. Да и в целом — доходы населения увеличиваются не такими темпами, как расходы", — констатирует Олег Пендзин.

А в Национальном банке при этом напоминают, что нынешнее двухэтапное повышение минимальной зарплаты, как ожидается, будет важным фактором ускорения инфляции, что, кроме роста потребительского спроса, приведет к росту расходов бизнеса на заработную плату и к усилению налоговой нагрузки. То есть, получается, одной рукой дали (части украинцев), другой — косвенно, конечно же, — забрали. Причем, у всех.

То же касается и повышения коммунальных тарифов. Радуясь, что аппетиты олигархов несколько ограничили, следует понимать: это — лишь временный выход. Тем более, что часть потерь коммунальщикам и продавцам энергоресурсов компенсируем мы же — хоть и не из личных карманов, а из общего — госбюджета. И, кто бы что ни говорил, а задача власти не вмешиваться в работу бизнеса — иначе, делая шаг вперед и два назад, мы никогда не будем иметь полноценного рынка и, следовательно, не приблизимся к Европе, — а сделать все для повышения доходов населения до уровня , при котором "коммунальное бремя" для подавляющего большинства граждан станет вполне "подъемным"…

Изменения возможны только при опережающем росте доходов

Эксперты единодушны: искусственное вмешательство в ценовую политику бизнеса ни к чему хорошему не приведет. Единственный способ изменить структуру расходов домохозяйств — повышать доходы людей. "Мировой опыт ярко демонстрирует: когда уровень доходов в той или иной стране растет, доля расходов на продукты там становится меньше, — отмечает в комментарии Укринформу исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Дмитрий Боярчук, — потому что при росте доходов растет доля дополнительных услуг, развлечений, туризма, а также сбережений. Искусственно изменить эту ситуацию, пытаясь принудительно снизить цены, невозможно".

Зато реально повысить доходы отечественных домохозяйств можно только путем создания высокотехнологичных производств на территории Украины. "Только через повторную индустриализацию, через комплекс других действий, которые должны улучшить работу украинской экономики, — поддерживает Олег Пендзин. — Сейчас наша экономическая реальность — классический пример колониальной экономики. Когда мы продаем сырье и рабочую силу, а взамен получаем "зеркальца и бусы" (извините, технологическую продукцию с высокой добавленной стоимостью)". При этом эксперт напоминает о данных сделанных недавно расчетов, кто и сколько зарабатывает на продаже выращенного на украинском полях агросырья. На примере кукурузы. Лишь 20% добавленной стоимости в цене тонны зерна остается в Украине. Остальное мы возвращаем за границу — в качестве платы за импорт. Ведь, чтобы выращивать зерно, аграрии должны покупать иностранную сельхозтехнику, гибридные семена, средства защиты растений, агрохимии, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы. То есть, львиную долю того, что лежит в основе стоимости выращенной и непереработанной должным образом кукурузы.

По теме:  Зеленский назначил главу СБУ Крыма

"Пока в Украине даже в аграрном секторе не будут созданы кластеры, обеспечивающие весь технологический процесс производства продукции, мы будем только эксплуатировать нашу землю. Довольствуясь "финансовыми объедками" с чужого стола ", — предупреждает господин Пендзин.

Как уменьшить "вес" продуктов в структуре расходов украинцев
Дмитрий Боярчук

“Повышение прибыльности производства, помимо прочего, должно обеспечить устойчивый экономический рост. Устойчивость, на мой взгляд, гораздо важнее, чем интенсивность этого процесса, — говорит экономист Дмитрий Боярчук, — ведь наша экономика вроде бы периодически растет. И затем каждые 5-10 лет попадает в кризис, отбрасывающий нас далеко назад. Часто — из-за того, что, желая расти быстрее, принимаем неоднозначные решения, которые и приводят к очередным кризисам". Чтобы вырваться из этого «хождения по кругу», стране нужны немедленные системные фундаментальные реформы. Сейчас на повестке дня — реформирование судебной системы, которое откроет дорогу в страну реальным инвестициям. "Даже если национальная экономика ежегодно будет расти не на 10%, а хотя бы на 3-4%, но стабильно, с десяток лет подряд, будем иметь хороший результат", — убежден господин Боярчук.

Но. Олег Пендзин напоминает о варрантах, выпущенные Украиной в рамках так называемой "долговой реструктуризации Натальи Яресько". Согласно условиям выпуска этих ценных бумаг, Украина к 2040 году должна отдавать кредиторам львиную долю доходов, которые будут превышать четырехпроцентный ежегодный рост национального ВВП. "Этим мы обрезали крылья своей экономике. Ведь вместо того, чтобы вкладывать полученные средства в ее дальнейшее развитие, будем отдавать их заимодавцам. Поэтому нужно как можно быстрее найти возможность выкупить варранты, избавившись от неоправданных ограничений", — говорит эксперт.

Другая задача — максимальное использование трудовой потенциал украинцев для подъема национальной экономики, а не для работы "на чужого дядю". Экономист напоминает, что ежегодно наши работники переводят на родину 11-12,5 миллиардов долларов. Но это только часть произведенного ими продукта для нужд других государств. "Таким образом, мы теряем колоссальный ресурс. Когда вместо того, чтобы создавать высокооплачиваемые рабочие места для людей, которые будут работать на отечественный ВВП, мы "отдаем их в аренду" зарубежным работодателям ", — заключает господин Пендзин.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ