“Кредитные задания” от МВФ: почему, несмотря на прогресс, их стало больше

02.03.2021 18:44

Укринформ

От Украины ждут новых обязательств в сферах, казалось бы, давно переставших быть нашими "узкими местами". Как, например, банковский надзор

В ближайшее время Верховная Рада примет законодательные изменения, необходимые для получения Украиной очередного транша кредита от МВФ. На это надеется советник Президента Украина по экономическим вопросам Олег Устенко. На успешное выполнение обязательств, взятых в результате переговоров с представителями Международного валютного фонда, и скорейшее получение заемных средств рассчитывает и часть политикума и экспертной среды. Хватает и тех, кто считает, что страна спокойно может обойтись без сотрудничества с международными финансовыми институтами: как говорится, без денег, зато с гордо поднятой головой… Вот и скрещивают они мысленно пальцы, надеясь, что "в браке" официального Киев с МВФ и дальше что-то постоянно не будет срастаться.

“Кредитные задания” от МВФ: почему, несмотря на прогресс, их стало больше
Олег Устенко

И те, и другие понимают, что задач немало. В том числе и таких, которые, как говорится, «не лежат на поверхности", — в сферах, с которыми у нас якобы все в порядке. Поэтому в отличие от, например, реформирования судебной системы, где законодательные инициативы появляются как грибы после дождя, многие документы придется нарабатывать "с нуля". Что значит: поступление очередных кредитных траншей откладывается. При этом, заметим, что два из них — примерно по $700 миллионов — рассчитывали получить еще в прошлом году …

Кому и для чего нужны реформы стоимостью $ 2,1 (кредитных) миллиардов

Ни конец прошлого, ни начало нынешнего года, когда больше месяца в Украине "виртуально трудилась" миссия МВФ, ожидаемых Киевом хороших новостей не принесли. Но и откровенно негативных сигналов мы тоже не получили. Представители миссии "отключили мониторы" и взяли паузу, рассчитывая на прогресс Украины в выполнении поставленных задач. Старых и новых. Глобальных и секторальных. Олег Устенко напомнил, что львиная доля требований программы сотрудничества с МВФ совпадает с программой президента Зеленского. Речь идет о масштабной судебной реформе и обеспечении эффективной работы антикоррупционной инфраструктуры. Глава государства уже даже зарегистрировал в парламенте ряд неотложных и первоочередных документов (об ограничении полномочий Окружного админсуда Киева и нормировании деятельности Высшего совета правосудия), призванных ускорить реформу. Которая — соглашаются большинство экспертов — нужна прежде нам самим, а не тем, от кого зависит решение о предоставлении кредита.

По теме:  Владимир Зеленский возложил цветы к могиле дедушки и поздравил украинцев

Другое дело — часть требований международных партнеров о необходимости преодоления фискальных рисков для украинского бюджета. Вот здесь уже настоящий "клондайк" для тех, кто пытается откопать аргументы против продолжения сотрудничества с международными финансовыми институтами. Потому что главные фискальные риски — глазами МВФ — связаны с убытками НАК "Нафтогаз Украины", от которой зависят бюджетные поступления. И которой ежегодно облэнерго и газсбыты остаются должны десятки миллиардов гривень. Для решения проблемы международные партнеры, среди прочего, советуют окончательно либерализовать коммунальные тарифы, чтобы украинцы платили за энергоресурсы «по полной». Отсюда — и торможение переговорного процесса, и едкая критика в адрес власти со стороны противников продолжения сотрудничества с Фондом. Хотя на самом деле и в этом — прежде всего, глубинный интерес нашей страны, рассчитывающей на формирование цивилизованных энергетических рынков.

Финучреждения, не расслабляйтесь: банковский надзор снова ужесточат

Впрочем, к постоянным поискам "общего знаменателя" в позициях переговорных сторон в вопросах реформирования судебной системы, антикоррупционной политики и энергетики мы уже привыкли. Различные взгляды на преодоление связанных с ними проблем — сразу или "поочередно" — становились камнями преткновения на многих переговорах о сотрудничестве Украины с МВФ. А вот появление по итогам последнего раунда переговоров нового требования для многих — прежде всего, неспециалистов, — похоже, была неожиданностью. По словам постоянного представителя МВФ в Украине Йосты Люнгмана, в центре дискуссий в рамках работы миссии, помимо прочего, были меры, направленные на сокращение фискального дефицита в среднесрочной перспективе и усиление управления Национальным банком, улучшение законодательного и регулятивного основания банковского надзора.

“Кредитные задания” от МВФ: почему, несмотря на прогресс, их стало больше
Йоста Люнгман

Но откуда это нам "прилетело"? В последние же годы и отечественные аналитики, и представители международных организаций — в том числе финансовых институтов — чуть ли не в один голос хвалили Украину за прогресс в этой сфере, а Национальный банк — за независимую и взвешенную политику. А если кто-то и ругал, то, в основном, наоборот — за чрезмерную жесткость монетарных мер и ограничение поля для "банковских маневров".

По теме:  Кирилл Тимошенко: Сотрудничество государственной и местной властей переходит на новый уровень

Впрочем, для людей, по-настоящему знающих ход консультаций с МВФ (которые, кстати, не прекращаются и за пределами физических и виртуальных визитов переговорных и оценочных миссий), такое требование зарубежных партнеров неожиданностью не было. Оно не говорит, что прогресс Украины в этой сфере должным образом не оценили. Скорее, речь идет о том, что совершенству нет предела… В середине февраля, сразу же по завершении работы миссии, председатель правления НБУ Кирилл Шевченко подтвердил, что эксперты МВФ дали Нацбанку рекомендации об усилении институциональной способности и управления в части полномочий Совета НБУ. "Советы будут учтены при работе над законопроектом о совершенствовании корпоративного управления в банках", — заверил господин Шевченко. И здесь есть еще одно подтверждение того, что "банковские" пожелания Фонда для украинской стороны не новы. Потому упомянутый документ подготовили и представили партнерам с МВФ еще в ноябре прошлого года. Проект под названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования вопросов организации корпоративного управления в банках и других вопросов функционирования банковской системы" зарегистрировали в Верховной Раде под номером 4367.  “Принятие закона будет способствовать приближению банковского законодательства Украины к законодавству Европейского союза и внедлению лучших мировых практик функционирования банков. Закон повысит ответственность органов управления банков за принятые решения, будет способствовать прозрачности и стабильности деятельности как отдельных банков, так и банковской системы в целом", — считает Кирилл Шевченко.

“Кредитные задания” от МВФ: почему, несмотря на прогресс, их стало больше
Кирилл Шевченко

Проект поможет банковским учреждениям минимизировать возможные убытки. Также он содержит дополнительные требования к членам совета и правления банков, в том числе — в части их "коллективной пригодности". Для этого предлагают ввести в отечественную банковскую практику современные международные наблюдательные инструменты:

  • право регулятора требовать изменения персонального состава совета и/или правления банка, если текущий состав этих органов не способен обеспечивать эффективное управление и контроль за деятельностью финучреждения;
  • право регулятора устанавливать банку индивидуальный размер экономических нормативов в зависимости от рисков его деятельности.

Не станет ли недореформированный надзор "тормозом" для переговоров?

По теме:  Данилишин предлагает создать спецкомиссию ВР по оценке банковской системы

Эксперты убеждены, что нет. "Как я понимаю, законопроект о совершенствовании банковского надзора в целом соответствует требованиям МВФ. И внутри страны существенных споров — как, например, в вопросах реформирования судов или антикоррупционной вертикали, — вокруг него нет, — отмечает в комментарии Укринформу исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. — Скорее, документ до сих пор не рассмотрели, поскольку не считали этот вопрос срочным. Хотя теоретически задержка и может свидетельствовать о каких-то проблемах и разнице в подходах, но, как говорится, на поверхности их нет. Чего не скажешь о более спорном вопросе внесения изменений в закон о Национальном банке в части полномочий Совета, правления НБУ и взаимодействия между ними".

“Кредитные задания” от МВФ: почему, несмотря на прогресс, их стало больше
Глеб Вышлинский

Как объясняет эксперт, речь идет, скажем, о недопущении назначения членов Совета НБУ в состав правления регулятора в течение определенного периода после завершения их полномочий в Совете. Ведь, как показывает опыт вынесения выговоров заместителям председателя НБУ Дмитрию Сологубу и Екатерине Рожковой, Совет Нацбанка имеет механизмы наказания членов правления. Что может провоцировать конфликт интересов. "К примеру, член Совета может голосовать за выговор члену правления, желая занять его место. Поскольку, по сравнению с работой в Совете, это более оплачиваемая и влиятельная должность… Поэтому, очевидно, перед внесением соответствующих законодательных изменений говорится и об этом предохранителе. Продолжается дискуссия и вокруг других механизмов, которые бы помогли избегать политического вмешательства Совета Нацбанка в деятельность правления регулятора и исключили бы давление на членов правления", — подытожил Вышлинский.

В то же время эксперты не считают, что эти дискуссии, как и вопрос внесения законодательных изменений для совершенствования банковского надзора, могут существенно замедлить процесс переговоров с МВФ. Куда больше на интенсивность переговоров будут влиять поиски общих подходов к уже упомянутым судебной и антикоррупционной реформам, к отказу от прямого вмешательства государства в ценовую ситуацию на энергетических рынках, а также минимизации рисков чрезмерного бюджетного дефицита. Первоочередные задачи в этой связи — обеспечение прозрачности бюджетного планирования на 2022 год и проверка расходования средств коронавирусного фонда.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ

  • 13
  •  
  •  
  •  
  •  
  •