Рынок топлива в Украине успокоился. Надолго ли?

18.03.2021 18:18

Укринформ

Анализируем факторы, которые могут существенно повлиять на стоимость бензина, дизтоплива и автогаза

За год в Украине подорожали все виды автомобильного топлива. Такие данные приводит Государственная служба статистики. В феврале превышение прошлогодних показателей было бы и незначительным: бензин А-92 стоил в среднем 26 гривень 7 копеек за литр (+2,6% по сравнению с 2020-м), А-95 — 27 гривень 19 копеек (тоже +2,6% ), дизтопливо — 26 гривень 35 копеек (+2,1%). Исключение — сжиженный газ. Он подорожал на 23,1% по сравнению с прошлогодним уровнем. До 14 гривень 58 копеек за литр…

В последние дни ситуация вроде бы успокоилась. Цифры на стелах автозаправочных станций, в основном, замерли. Среди факторов, которые способствовали этому — стабильность гривни. А также (не было бы счастья…) ожидаемое снижение спроса на топливо в связи с вероятным усилением карантина в Украине. А что же будет дальше?

Удешевление vs ценовой рост: факторы, наиболее влияющие на рынок

По данным проекта “Все АЗС”, в четверг стоимость дизтоплива в столичном регионе колебалась от 23,1 до 30 гривень за литр (средняя цена 26,55), бензина А-92 — от 23,98 до 30,48 (27,19), А-95 — от 24,9 к 31,48 (28,19), премиального А-98 — от 26,59 до 35,48 (31,04). Правда, после обеда самая консолидированная сеть группы "Приват" ( "Авиас", ANP, "Укрнафта" и другие — всего 1540 станций) повысила стоимость бензина и солярки на 1 гривню за литр. Соответственно, и средние ценовые показатели поползли вверх. А вот автогаз по сравнению с февралем даже подешевел — в среднем до 13 гривень за литр. Хотя разница в стоимости этого ресурса на разных АЗС "зашкаливает". Где-то газ продают по 10 гривен, а где-то — по 16. Специалисты объясняют это в значительной долей нелегальных поставок — без уплаты акцизов и других налогов. Касается это и продажи дешевых бензина и дизтоплива.

1. Производство и сбыт горючего в обход "государственной кассы"

С точки зрения потребителя существование дешевой "альтернативы" вроде бы хорошо. К примеру, наполнив бак бензином А-95 на "серой" автозаправке, можно сэкономить до 260 гривень. С другой — в перспективе использование некачественного топлива будет стоить гораздо дороже, когда придется изрядно потратиться на ремонт автомобиля. Еще острее эта проблема в масштабах страны.

Рынок топлива в Украине успокоился. Надолго ли?
Сергей Куюн

“Одно из объяснений, почему украинский розничный рынок топлива часто с опозданием реагирует на тенденции мирового нефтяного рынка, — значительный процент теневого производства и продажи фальсифицированного топлива, производимого на незаконных мини-НПЗ, — отмечает директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. — Видим, как значительны объемы импорта компонентов, используемых для повышения октанового числа бензинов. То есть, речь идет о настоящем "ренессансе" нелегального рынка. Среди причин — почти год действия моратория на проверки бизнеса, введенного на период карантина. Что почувствовал не только честный бизнес. Но и тот, который не гнушается ничем, чтобы заработать. Ситуация, считаю, трагична: как для бюджета и экономики государства, так и для потребителя. Как по мне, государство должно срочно отменить мораторий — по крайней мере, в части торговли подакцизными товарами".

По теме:  "Не лякайтеся новин": в ОП звернулися до українців

По данным "Консалтинговой группы А-95", нелегальные мини-НПЗ ежегодно выпускают до 300 тысяч тонн готовой продукции. Как следствие — ежегодные потери госбюджета превышают 3,7 миллиарда гривень (1,91 млрд акцизного налога и 1,82 млрд грн — НДС). И это — без учета других платежей: земельных и зарплатных налогов, военного сбора, налога на прибыль и т.д.

Еще одна проблема — продажа горючего автозаправочными станциями без регистрации через РРО или с выдачей фальсифицированных чеков. В результате на АЗС аккумулируется неучтенная наличность, которую используют для закупки контрафактного горючего. Таким образом, по оценкам экспертов, доля теневого рынка бензина, дизтоплива и автогаза в целом достигает 17-23%. Ежегодные бюджетные потери из-за допущенных там нарушений специалисты оценивают в 11-14,6 миллиарда гривень.

Глава государства отреагировал на ситуацию и поручил правоохранителям навести порядок на топливном рынке. Уже месяц, как в стране усилены меры, направленные на выявление и ликвидацию незаконных схем производства, ввоза и сбыта контрафактного и контрабандного горючего. Между тем спецслужбы сильно "прищемили хвоста" пророссийским политикам, которые имеют топливный и автозаправочный бизнес. Прежде всего, это касается структур, связанных с кумом Путина Виктором Медведчуком.

2. Дизель и газ на службе у “пятой колонны”

По данным пресс-центра СБУ, Служба безопасности Украины раскрыла масштабную махинацию с теневой реализацией некачественных нефтепродуктов. Ориентировочная сумма уклонения дельцов от уплаты налогов — около 240 млн грн. "Установлено, что организаторы" схемы "сознательно уклонялись от уплаты налогов в госбюджет. Проводится более 140 санкционированных обысков в 13 офисных помещениях, на 7 нефтебазах, 13 морских судах, 105 автозаправочных станциях и в 2 отделах таможенного оформления", — уточнили в пресс-центре. Следственные действия, как известно, касаются сети автозаправочных комплексов Glusco, которую связывают с Медведчуком. Продажа бензина и дизтоплива на АЗС сети прекращена. Хотя торговля автогазом, по данным очевидцев, продолжается. Однако дальнейшая ситуация неопределенная.

По теме:  Мировые цены на нефть рухнули

Рынок топлива в Украине успокоился. Надолго ли?
Фото: Офис Генпрокурора Украины

На днях появилась информация, что с апреля компания Proton Energy Group S.A., в которую входит Glusco, прекратит поставки продукции на украинский рынок. Контрагенты уже получили письма с предупреждением. Вот как авторы объясняют причины: "В начале марта компания получила информацию от одного из членов Нефтегазовой ассоциации Украины о том, что СБУ рекомендует участникам украинского топливного рынка не сотрудничать с Proton Energy Group SA и воздерживаться от приобретения нефтепродуктов у компании. Также на прошлой неделе мы стали свидетелями событий вокруг сети АЗС Glusco, принадлежащей Glusco Energy SA…".

По данным издания OilPoint, прекратить поставки светлых нефтепродуктов (прежде, дизтоплива) из РФ в Украину намерена и компания Wexler.

Однако представители крупнейшего отечественного производителя — Кременчугского НПЗ (ПАО "Укртатнафта") — уже заявили: вероятное ограничение с 1 апреля поставок российского дизтоплива и сжиженного газа к дефициту и повышению цен на украинском рынке не приведет. "Учитывая то, что доля поставок именно этими компаниями в прошлом году составила менее 30% потребления, рынок имеет возможности быть сбалансированным за счет увеличения внутреннего производства и импорта с других направлений, в том числе — с использованием морских путей", — считают в украинской компании. Там "порадовали" потребителей: "Укртатнафта", мол, располагает остатками нефтяного сырья на терминале в Одессе (около 160 тысяч тонн), что позволит оперативно реагировать на ситуацию при возникновении дефицита. Кроме того, как отметили в компании, она имеет технические возможности увеличить загрузку технологических установок и дополнительно производить 120 тысяч тонн нефтепродуктов в месяц.

К тому же, директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн считает, что на самом деле о полном прекращении импорта российского дизтоплива и сжиженного газа речь не идет. "По данным источников, прекращения поставок не будет. Происходит техническая замена "Роснефтью" поставщика ресурса в Украине. Что является нормальной практикой. Поэтому преждевременно говорить о возможном серьезном ударе по внутреннему рынку горючего не стоит", — убежден эксперт.

3. Противоречивые законодательные инициативы

Со своей стороны аналитики считают, что негативно повлиять на ценовую ситуацию на отечественном рынке нефтепродуктов может принятие Верховной Радой зарегистрированного в начале марта законопроекта №5208 о поручении правительству ввести спецпошлины на дизель, сжиженный газ и бензин происхождением из России. С одной стороны, речь идет о существенном ударе по спросу на продукцию нефтегазового комплекса государства-агрессора в Украине. С другой — при отсутствии альтернативных поставок это может негативно повлиять на покупательную способность населения и бизнеса.

Рынок топлива в Украине успокоился. Надолго ли?
Сергей Сапегин

По теме:  Первый транш МВФ направят на развитие экономики - Шмыгаль

"Введением пошлины мы будем стимулировать замену одного импорта на другой. Это мало поможет нашей энергетической безопасности. При этом в документе ни слова нет о том, что будет с украинской нефтеперерабатывающей промышленностью, которая находится в кризисном состоянии", — говорит директор научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин. По его мнению, после введения спецпошлины мы получим рост цен, который ляжет на плечи потребителей. А это — потенциальное повышение стоимости всех товаров и услуг в Украине.

При этом, как напоминает в комментарии Укринформу Сергей Куюн, в самом законопроекте о конкретных спецпошлинах и их размере речь не идет. "Документ лишь предлагает правительству изучить ситуацию и принять решение. Но Кабмин и без того может вводить пошлины… То есть, речь идет скорее об определенном политическом сигнале, чем о практическом решении. Как по мне, от решения парламентариев в этом вопросе ничего не зависит. Больше будет зависеть от тактики правительства. А там есть и те, кто "за", и кто "против" введения дополнительных пошлин", — говорит директор "Консалтинговой группы А-95".

4. "Самочувствие" нефти на мировых рынках

Между тем ситуация с нефтяными котировками на мировых сырьевых биржах остается относительно стабильной. Ценовые тренды меняются чуть ли не каждый день: "черное золото" то дорожает из-за слухов об очередном ограничении нефтедобычи государствами ОПЕК+, то дешевеет — в связи с сигналами об увеличении запасов в США, а также о возможном "убийственном" влиянии на спрос усиления карантинных мер во многих странах и торможения иногда кампаний вакцинации. Впрочем, колебания незначительны. Максимум — 1-3% в ходе отдельных торгов. От $0,6 до $2 за баррель в денежном выражении.

Сергей Куюн считает, что в целом речь идет об охлаждении рынка. О чем свидетельствует "откат" стоимости ресурса с $70 до $67 за баррель. "Никаких оснований для дальнейшего дорожания вроде бы нет. С другой стороны — гарантировать что-то очень сложно. К примеру, до недавнего времени никто из специалистов не мог спрогнозировать, что в период с ноября по февраля стоимость нефти возрастет на 80%…".

Что касается «внутренних» прогнозов, то, по мнению господина Куюна, после того, как другие участники рынка "переварят" и отреагируют на повышение стоимости топлива группой "Приват", ситуативный ценовой баланс будет достигнут. И стоимость топлива на время "замрет" на месте. До вероятных новых всплесков, вызвать которые могут как внутренние, так и внешние факторы.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ