Коллекторов наконец "приструнят"

24.03.2021 16:56

Укринформ

Смогут ли граждане-должники спать спокойно после вступления в силу закона о защите заемщиков от действий "выбивателей долгов"

Перед тем, как уйти на очередной карантин, Верховна Рада приняла законопроект №4241 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты должников при урегулировании просроченной задолженности". Таким образом, в национальном законодательстве наконец унормировали деятельность коллекторских компаний, которые, для этого не имея никаких юридических прав, де-факто более десяти лет "кошмарили" украинцев. Теперь все подобные структуры внесут в специальный реестр, и за их деятельностью будет следить Нацбанк. А методы воздействия коллекторов на должников "очеловечит": ни тебе ночных телефонных звонков, ни выламывания дверей, ни запугивания родных и близких заемщиков. все это — по крайней мере, как рассчитывают авторы инициативы, — уже через несколько месяцев.

В реестры — шагом марш!

В течение трех месяцев с момента подписания закона Президентом (ожидается вскоре) НБУ должен создать публичный Реестр коллекторских компаний, где в течение 30 дней должны "узакониться" все, кто занимается просроченной задолженностью. Кредиторам — банкам и финкомпаниям — запретят работать с коллекторами, которых не будет в Реестре. А людям, которым станут надоедать официально зарегистрированы "выбиватели долгов", советуют вызвать полицию. Доступ к Реестру будет круглосуточным и для всех бесплатным. Действия же «законных» коллекторских структур можно будет обжаловать через региональные подразделения Нацбанка или, непосредственно обратившись к Регулятору. При этом нормы, касающиеся требований к этическому поведению коллекторов, заработают сразу после вступления закона в силу. То есть, еще до формирования публичного реестра на нарушителей можно будет жаловаться в Нацбанк. Наиболее "злостные" коллекторы имеют все шансы вообще в реестр не попасть. С соответствующими последствиями.

"Анатомия" отношений: что разрешено, а что — нет

Теперь о возможности обращения кредитора к услугам коллекторских компаний заемщика обязаны информировать еще на этапе заключения договора. Среди прочего, сведения о привлеченных к сотрудничеству коллекторских компаниях должны быть обнародованы на сайте кредитодателя. Кредиторы и коллекторы периодически должны отчитываться перед НБУ о последствиях совместной работы.

Главное: закон предусматривает четкий перечень методов и инструментов, которыми могут пользоваться коллекторские структуры для воздействия на недобросовестных заемщиков. До сих пор, как известно, "выбиватели долгов" не гнушались ничем, в условиях законодательной неопределенности пользуясь принципом: что не запрещено, то разрешено.

По теме:  Нацбанк утвердил Стратегию развития финтеха до 2025 года

Коллекторов наконец "приструнят"
"Условно разрешенные" методы подпадают под запрет

А таких “условно разрешенных” у нас (хотя и давно запрещенных в цивилизованном мире) методов — множество. Начиная от ночных звонков, психологического давления на детей заемщика (например, нередки случаи, когда подростков шантажируют выманенными через соцсети интимными фотографиями) и даже попыток физического проникновения в помещение должника. Теперь же коллекторский инструментарий строго ограничили. Причем, разрешенных методов в разы меньше, чем запретов, сформированных на основе многолетней отечественной "черной" коллекторской практики.

Итак, разрешенные методы взаимодействия коллекторов с потребителями:

  • Телефонные и видеопереговоры, а также личные встречи. Их проведение возможно только с 9 до 19 часов, при условии письменного или телефонного согласия должника. Предварительно должно быть четко согласовано и место встречи.
  • Текстовые, голосовые и другие сообщения с использованием компьютерных и цифровых технологий
  • Письма с пометкой "вручить лично" по месту жительства или пребывания, или же по месту работы заемщика.
  • С другой стороні запрещаются:

  • Действия, посягающие на личное достоинство, права, свободы, собственность потребителя, его близких лиц, представителя наследника, поручителя, имущественного поручителя и/или других лиц, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, деловую репутацию. А также угрозы, шантаж, другие неправомерные действия.
  • Введение в заблуждение о размере просроченной задолженности, а также о последствиях, которые якобы могут наступить при невыполнении условий кредитного договора (привлечение к суду, административное или уголовное преследование и т.д.).
  • Взаимодействие с должником и его близкими в период с 20.00 до 9.00, а также в выходные и нерабочие, праздничные дни.
  • Контакты с потребителем и его близкими более двух раз в сутки, кроме случаев, когда инициатива исходит от самого заемщика.
  • Сокрытие номера контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется уведомление, почтового адреса или адреса электронной почты, с которого отправляется сообщение.
  • Использование сервиса автоматического дозвона более 30 минут в сутки.
  • Использование на конвертах или сообщениях изображений, которые могут быть восприняты как содержащие угрозу. Размещение сведений, которые прямо или косвенно указывают на существование задолженности, использование надписей "исполнительный документ", "решение о взыскании", "уведомление о выселении" и т.п., а также наименование любых органов государственной власти.
  • Любое информирования третьих лиц (за исключением лиц, взаимодействие с которыми предусмотрена договором) о задолженности заемщика.
  • Требовать от близких лиц потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя, а также его работодателя и других лиц брать на себя обязательства по просроченной задолженности, если такое отдельно не предусмотрено договором.
  • Совершение действий, наносящих ущерб репутации (в том числе — деловой) потребителя, его близких лиц, представителя наследника, поручителя, или угроза такими действиями.
  • Требование погашения задолженности иным способом, чем предусмотрено договором.
  • Проведение личных встреч без предварительного согласования.
  • Любое взаимодействие по поводу долга с лицами (кроме потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя), не давшими на это согласия.
  • По теме:  Плато в Украине может затянуться: Ляшко сделал новое заявление о коронавирусе

    О границах информированности и контроле

    Помните: во время первого контакта с потребителем коллектор обязан сообщить свое имя, название компании, которую представляет, контакты для связи. А также назвать правовое основание для взаимодействия, размер долга и неустойки за просрочку платежей. Отдельно закон запрещает собирать и обрабатывать такую ​​персональную информацию: о графике работы, места отдыха, состоянии здоровья, политических взглядах и религиозных убеждениях, данные из социальных сетей, личные фотографии и т.п.

    За пренебрежение этими правилами коллекторов будут наказывать. Сначала гривней, через штрафы (правда, конкретные размеры штрафных санкции законом не утверждены). А в "серьезных" случаях или при многократных нарушениях их могут исключать из реестра коллекторских компаний. При этом действие всех заключенных ими договоров с кредиторами автоматически будет прекращаться. При этом закон ограничивает и действия самих кредиторов и возлагает на них контроль за деятельностью коллекторов. К примеру, если коллектор по крайней мере дважды в течение года нарушил требования к общению с заемщиком, кредитор должен расторгнуть соглашение с ним, проинформировав об этом НБУ.

    Также законом установлен ряд требований, которым должны следовать банки при продаже права требования по кредитам потребителей. Продавать долги можно будет только другому финансовому учреждению, имеющему лицензию на предоставление займов или услуг факторинга и находящемуся под наблюдением Нацбанка. Об уступке права требования по кредиту кредитор обязан в течение 10 рабочих дней известить потребителя.

    Закон принят, но расставлены не все точки над "і"

    Эксперты в основном положительно восприняли законодательные новации. Ведь они решают много накопленных в течение десятилетий проблем. Что и говорить, неконтролируемая коллекторская деятельность принесла немало хлопот и отдельным гражданам, и обществу в целом. Сколько судеб сломано, сколько пролито слез… Были даже случаи самоубийств, которые, по всей видимости, стали следствием коллекторских "наездов". Новым документом наконец дано определение таких терминов, как "урегулирование просроченной задолженности" и "коллекторская компания". Установлены четкие правила игры в этой сфере (см. выше). Речь идет и об упорядочении рекламы финансовых услуг. Это, в частности, касается "займов под 0%", в рекламе которых не упоминается о скрытых комиссиях (соответствующий вопрос также регулируется изменениями в законодательство о защите прав потребителей финансовых услуг. – Ред.).

    По теме:  Приостановились поставки газа в Германию по трубопроводу "Ямал-Европа"

    Коллекторов наконец "приструнят"
    Екатерина Рожкова

    "Люди не привыкли вычитывать договоры, не привыкли сопоставлять цифры. Они довольно легко относятся к таким обещаниям как "кредит под 0%". Со временем эта проблема исчезнет. Ведь мы не только будем продолжать реформирование финансового сектора, но и повышать финансовую грамотность граждан, продолжим борьбу с "серой" и "теневой" экономикой. И все эти потоки наконец сойдутся в финансовой системе официально", — отмечает первый заместитель председателя правления НБУ Екатерина Рожкова.

    В то же время, как показывает даже беглый анализ публикаций на эту тему в СМИ и комментариев в соцсетях, после вступления закона в силу коллекторская деятельность в Украине потребует дальнейшего унормирования.

    Коллекторов наконец "приструнят"
    Нина Южанина

    К примеру, народный депутат Нина Южанина считает, что принятые нормы (кроме правил поведения коллекторов, действие которых автоматически распространяется на всех) можно будет применить только к новым кредитным договорам. Поэтому многие "устаревшие" проблемы останутся нерешенными. Вероятны и разночтения вокруг других видов долгов, с которыми сталкиваются коллекторы — например, за коммунальные и другие нефинансовые услуги. Ведь сфера ЖКХ не относится к компетенции Нацбанка. Соответственно, сможет ли Регулятор должным образом контролировать коллекторские структуры, играющие на "жилищно-коммунальном поле»?.. И главное: новые правила хороши и полезны в отношениях заемщиков с законопослушными коллекторскими структурами. А "серый" сегмент, по мнению обозревателей, и дальше будет оставаться без внимания. Урегулировать этот вопрос можно только путем внесения изменений в Административный и Уголовный кодексы. Плюс то, что, к сожалению, пока де-факто неподвластно законам и пожеланиям власти — надлежащая работа правоохранительных и судебных органов. Без изменений в этом сегменте на защиту прав граждан в "долговой" сфере — как и в любой другой — надеяться не стоит.

    Владислав Обух, Киев

    По материалам: Укринформ

    • 1
    •  
    •  
    •  
    •  
    •